По главной улице с оркестром, или Ecclesia triumphans?

Вдыхая аромат ладана и распевая во весь голос добрую церковную классику («Славься, Христе, ныне и вовек», и так далее), хочется думать: вот оно, предвкушение Царствия Небесного: музыка, красота и Христос посреди нас. Церковь торжествующая, Ecclesia triumphans являет себя миру, представленному в нашем случае мирными прохожими, безвредными туристами, неколебимо спокойными милиционерами и разношерстными любителями снимать все происходящее на камеры мобильных телефонов. Еще немного, и можно почувствовать себя героем красочного средневекового изображения:

fr_angelico

Еще больше начинаешь ценить происходящее, если знаешь, сколько людей отдали свои силы на организацию события, а ведь требовалось не только выйти, пронести, спеть и сказать,  но и сделать гораздо более прозаические вещи: выгладить альбы, подключить громкоговорители и микрофоны, купить и привезти продукты, сделать тысячу звонков, отксерить пачки бумаг, донести ковры и алтарь… Каждый из шедших в процессии, каждый, принимавший участие в ее подготовке совершил тем самым свою собственную  евхаристию – благодарность и жертву любимому Богу. 

processia

В общем, Евхаристическая процессия – это здорово, достойно и праведно. Это добрая почтенная церковная традиция, и надеюсь, что она будет поддерживаться еще не одним поколением.

Сегодня – как нередко в дни больших церковных событий – как из уст духовенства, так и из уст мирян звучало слово «свидетельство». Это чистая правда: Церковь призвана свидетельствовать о своей вере во Христа перед миром. Но само это замечательное слово —  «свидетельство» — таит в себе некое искушение. По крайней мере, так кажется мне, а вы можете со мной и не согласиться.

lica

Положа руку на сердце: кто из нас не думал о том, что некто из толпы, увидев наши одухотворенные лица и написанную на них крупным шрифтом веру, поймет, наконец, чего ему не хватало в жизни и обратится к Богу. Это очень сложно —  следовать за Иисусом в процессии и не думать о своей «особости», о том, что ты понимаешь и знаешь о жизни чуть больше, чем те, кто с непониманием глазеет со стороны. Мы – Церковь, они – мир. Мы убеждаем себя, что, выходя на Невский проспект, показываем людям не себя, а Христа.

Но если посмотреть на вещи трезво: чтобы какое бы то ни было послание  было принято, почва должна быть подготовленной.  Знаки и знаковые действия – такие, как процессия по центральной магистрали города – только тогда будут «прочитаны» извне, если прежде какими-то другими, менее (а может быть, и более!) заметными способами мы сумеем рассказать миру, Кто Христос и как Он приходит к каждому человеку. Хорошо выглядеть мы уже умеем. Вопрос в том, что мы умеем еще – как община, как Церковь.

process

…. Идя вслед за балдахином с Пресвятыми дарами и судорожно пытаясь выполнять все ЦУ, данные дирижером на репетициях, я не могла отделаться от мыслей о том, чему на самом деле хотел научить нас Господь, дав Свою высочайшую санкцию на традицию евхаристических процессий. Неужто Ему и впрямь нужны золотые одежды и розовые лепестки, неужто Он, Который обнищал ради нас, так же падок на триумфы, как императоры Рима? Неужто Он и вправду хотел, чтобы у нас появился дополнительный повод пощеголять друг перед другом, перед собственным начальством и перед всем миром – а особенно перед его сильными? Ответ для меня крылся в первом литургическом чтении праздника – из восьмой главы книги Второзакония.

stupeni

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, будешь ли хранить заповеди Его, или нет». (Втор. 8:2)

В процессии, которая, конечно же, является благодарностью и прославлением Христа за Его живое присутствие, звучит и не менее живая мелодия пустыни. В пустыне Господь ежедневно давал людям сытную манну, насыщенную всем набором витаминов и микроэлементов, Сам шел впереди в столпе облачном и огненном, а что в это время делал доблестный народ Божий? Правильно, стыдно  вспоминать. Слава Богу, что за спиной остался египетский плен запретов и гонений на Церковь в России, но и Земля Обетованная не начинается сразу после перехода через Красное море. А начинается  там «пустыня великая и страшная, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Втор.8:15). И при этом самое, может быть, обидное, что василиски и сухие места ждут нас не где-то далеко за церковными стенами, а обнаруживаются внутри каждой души и каждой общины. И, кажется, все хорошо: и Господь не оставил, и манны хватает, а сорок лет странствий все же вещь необходимая.

zontiki

Так что приходится смиренно принять, что пока мы все еще в пути, мы – «церковь, странствующая на земле», а о триумфах говорить рановато.

Воистину торжествующей мы увидим Церковь лишь там, где не будет времени. А пока – время есть, и есть праздники — Божия напоминалка, предивный органайзер, который в нужный день и час подсказывает: не забудь, что Христос родился в мир; не забудь, что Он страдал, умер и воскрес, не забудь, что у Иисуса есть Мама, не забудь, что Он милосерден, не забудь, что Он отдал за тебя Свою Плоть и Кровь. 

Анастасия Паламарчук
Фото: Владимир Андреев

Оставьте комментарий