Жизнь после жизни

После небольшого перерыва за дело вновь берется Каменская. Это она вступает в жизнь после жизни, штатскую жизнь после многолетней работы в милиции. Новый этап начинается с депрессии. Что делать на пенсии еще полной сил и энергии пятидесятилетней женщине? Чем себя занять? Просто быть женой она не умеет. Борщи и занавесочки с рюшем не для Насти Каменской. И трупы ей, в отличие от донцовской Даши Васильевой, на голову не падают. Когда же, наконец, находиться работа в сыскном агентстве, Каменская не прыгает от радости, а все сомневается в своей работоспособности, в своем умении приспособиться к непривычной среде…

Жизнь после жизни начинается и для Тамары Николаевны Виноградовой. Этот персонаж приходит из трилогии «Благие намерения». Странной такой трилогии, не типичной для Марининой и отпугнувшей многих ее поклонников. Эдакой саге о Форсайтах по-русски, где нет никаких убийств и расследований. Зато много психологии и философских размышлений. Не зря же злые языки поговаривают, что последние книги пишет не сама «госпожа бывший следователь», а некий юный аспирант-доцент с того самого психологического факультета, которым руководит муж Донцовой. Вот такой лихо закрученный сюжет получается! Однако вернемся к Виноградовой. Продав бизнес и похоронив любимую сестру, она приезжает в уездный городок Томилин, работать в клуб «Золотой век», который организовал ее друг детства и жених магнат Бегорский. Денег ей не надо, зато есть возможность заниматься любимым делом – парикмахерским. Впрочем, Тамара не просто парикмахер. Она не просто «моет чужие головы», как говорил ее отец, порицая дочь за выбор странной, по его мнению, специальности и отказ от высшего образования. Она настоящий стилист. Тамара Николаевна может не только создать новую прическу, но и сшить к ней новый наряд. Этому искусству она научилась у своего покойного мужа. Впрочем, подробности в трилогии «Благие намерения». Здесь перед нами просто факт: Тамара Николаевна Виноградова живет и работает в Томилине в клубе «Золотой век».

Теперь о клубе. Он тоже для тех, у кого жизнь после жизни, т.е. для пенсионеров. И надо сказать, что это не только достойная, но даже шикарная жизнь. Перед нами не дом престарелых, а именно клуб, куда можно придти и посетить курсы компьютерной грамотности или кружок вышивания, принять участие в самодеятельной постановке или взять книгу в библиотеке. И самое главное – пообщаться. Здесь есть все, что нужно: недорогое кафе с вкусной едой, парк с хорошими дорожками, врач и психолог, парикмахер и компьютерный класс. Все продуманно до мелочей и позволяет пожилому человеку интересно проводить время и заводить новые знакомства.

Для большинства персонажей этой книги начинается жизнь после жизни. Эта жизнь начинается для психолога, работающего в клубе, Аллы Ярцевой, после того, как утонула ее дочь. Эта жизнь начинается для клубного сисадмина Кости Еремеева. И для Полосухина, вернувшегося из Германии… Мы узнаем и какой была эта жизнь у двух женщин, убийства которых и приехала расследовать Каменская.

Множество нитей вплетаются в разноцветный клубок. И вот перед нами уже цельная картина, этакий фелтинг от Марининой. Ее поклонники удивлены: опять много морализаторства, много мыслей, много букв и мало, катастрофически мало детектива. Много чужих судеб, много характеров, переживаний и внутренних метаний. Нет прежней жесткости и простоты милицейских будней.

О чем эта книга на самом деле? Об умелом расследовании Настей Каменской двух убийств пожилых посетителей провинциального клуба пенсионеров? Нет! Это не просто детектив… Правильнее будет сказать, что это своего рода психологическая сказка с элементами детектива. Знаете, такие сказки используют в психотерапии, чтобы не травмировать, а как бы исподволь доносить свою мысль. Перед нами такая сказка на четыреста страниц.
Если же отвечать на вопрос: какой персонаж выражает мысли автора? (Помните, как в школьных сочинениях: «на самом деле автор вложил свое неприятие общественного строя в уста  Чацкого»). Окажется, что это вовсе не несгибаемая Настя Каменская, а, казалось бы второстепенный персонаж, Тамара. Именно она держит большой монолог о том, что нужно заниматься рукоделием: «начали вышивать зайца с морковкой. Заяц такой серо-голубоватый, пушистый, глаза большие, хитрые, хвостик кругленький, пупочкой, помпончиком таким, ушки длинный, а морковка оранжевая, сочная сладкая, большая, с ярко-зеленой ботвой. Муж сидит рядом, читает, или смотрит телевизор /…/ И такой мир вокруг, такой покой, такой уют! Неужели вам не хочется, чтобы так было? А потом, когда вы закончите зайца с морковкой, вы простирнете вышивку, прогладите ее, вставите в рамку и повесите на стену, и ваша стенка заиграет новыми красками, и в вашей квартире появиться еще одно новое яркое пятнышко, которое вы сотворили своими руками. И каждый раз, глядя на это пятнышко, вы будете вспоминать тот мир, покой и уют, и в душе у вас будут расцветать цветы. /…/ Все, что позволяет человеку чувствовать себя спокойным и счастливым – все благо». Эта же Тамара предлагает Каменской подстричься, сменить манеру одеваться… И, что удивительно, отчасти обращает полковника милиции в отставке в свою веру. Каменская, в конце концов, сменит стрижку и примерит новый наряд.

Ох, и здесь меня снова начинаю терзать сомнения относительно авторства данного произведения. На задней обложке книги сама Маринина с гладко зачесанными назад волосами, в черном похожем на форму платье. В отличие от своих не менее популярных коллег, Донцовой и Устиновой, она не меняется с годами. Перед нами все та же следователь с Петровки.

Впрочем, оставим вопросы авторства в стороне. Какой должна быть жизнь после жизни? Счастливой, насыщенной, полной любви и желания помочь окружающим. Такой, какой она была у Аиды Борисовны Павловой, тоже бывшего следователя. Эта замечательная женщина занималась с подростками из детского дома, писала замечательные сказки и просто настраивала окружающих самим фактом своего присутствия на радостный лад. И умерла она от руки предателя. Была убита, потому что не отступала от своей точки зрения в угоду чужих интересов и амбиций.

Какой не должна быть жизнь после жизни? Такой как у Галины Ильиничны Корякиной, интриганки и злопыхательницы, выгнавшей родную дочь на улицу и вынудившую ее сделать аборт. Не буду рассказывать, за что ее убили. Иначе читать будет совсем не интересно. Хотя, еще раз повторюсь, главное в этой книжке отнюдь не расследование.

Какую жизнь выбирает Каменская? Трудно сказать, она все еще думает, но она уже готова к переменам. И даже сделала им на встречу первый шаг.
А какую жизнь выбирает читатель? Тот, который пересек пенсионный рубеж, и тот, которому до него еще далеко? Встретить перемены легко: начать утро с улыбки, прочитать про новое расследование Каменской и вспомнить наставления одного из испанских мистиков: «Не забудем, что Господь обещал твердую поддержку радостным лицам, сердечности, приветливости, ясным и убедительным словам, способным наставлять, не нанося при этом ран: “блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”. Не забудем о том, что мы, желающие творить добро душам ближних, – всего лишь люди, призванные к совместной жизни с другими людьми. Мы не бестелесные ангелы. А потому наш внешний вид, наша улыбка, наши манеры – это те факторы, от которых прямо зависит эффективность нашего апостольского свидетельства» (цит по Фр. Карвахал «В общении с Богом»: Молитвенные размышления на каждый день», т.5).

Анна Гольдина

Оставьте комментарий