Великое знамение –  жена, облечённая солнцем

Догмат об успении Богородицы является до сих пор последнней истиной веры, провозглашенной торжественно, т.е. ex cathedra (Пий XII в 1950г.), однако богослужебная практика Церкви подтверждает, что христиане уже по крайней мере с VI века в литургий исповедовали веру в то, что конец земного пути Матери Спасителя был похож на конец Её Сына, ведь Бог не даст святому Своему увидеть тление (ср. Пс 16,10). 

zena1

В Священном писании нет повествования о смерти Марии. Однако, в Новом Завете мы можем найти несколько мест, свидетельствующих о Её переживании перехода в небесную славу. Апостол Павел пишет: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор 5,8), и еще «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1,21.23). Мария ожидала конца своего земного пути в этом духе, потому что Христос уже победил в ней страх перед смертью, о котором говорит Послание к Евреям: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти» (Евр 2,14). Об этом свидетельствует также и литургия Слова Божья в день торжества Успения Богородицы, в отрывке из Книги Откровения о жене, облечённой в солнце, под ногами которой луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Жена претерпевает боли родов и противостоит дракону, готовящемуся пожрать её новорождённого младенца. Бог восхищает младенца на небо, а жена бежит в пустынью, где Бог её спасает. Затем в небесной битве дракон побежден и низвергнут на землю (ср. Откр 12,1-18).

Христианское предание уже с первых веков отождествляло жену, облечённую в солнце из Книги Откровения, с Марией. Распространению такого толкования способствовала очевидная параллель между Марией (Откр 12,1-5) и Евой (Быт 3,15), которая ясно прослеживается в символике обоих отрывков: жена и её потомство, против которого борется дракон – древний змий. Безусловно, что этому также способствовало большое количество изображений этой сцены в живописи.

Отрывок, который мы читаем в торжество Успения Богородицы конечно же весь наполнен символикой, как в прочем, и вся Книга Откровения. Её правильное толкование говорит нам, что речь идет о очень важном послании, о пророческом видении цели нашего земного странствия и осуществлении нашей жизни. В символических образах центральной, 12 главы, Книги Откровения мы можем распознать и образ Церкви, нового народа Божия, который в своих гонениях, испытаниях и страданиях приближается к спасению. Данное толкование не противоречит мариологическому, о котором мы говорили выше, оно лишь дополняет его в духе Догматической конституции о Церкви, которая учит, что Мария является началом и исполнением Церкви (ср. LG 60-65). Богородица первая встала на путь веры, предназначенный для каждого, кого Мать Церковь в Крещении родила для новой жизни. Но важно не только это. Мария является также и Матерью Церкви, общины верующих, и в Ней народ Божий созерцает свой путь и его свершение.

О жене, облечённой в солнце, сказано, что она является знамением. В библейском языке знамение – это пророческое видение определённой исторической реальности, ведущей к свершению будущего спасения. Описания знамения жены сопровождаются картинами космических и антропологических явлений. Первые (небо, солнце, луна, звезды) свидетельствует об особой связи жены с божественным, ведь небо есть пространство божественного, трансцендентного. Однако, небо не понимается в значении места, куда жена была взята. В понимании библейского писателя небо – это перспектива, в которой нужно прочитывать происходящее. Итак, для правильного прочтения исторических событий нужна божественная перспектива, перспектива Творца и Спасителя. Тот факт, что жена стоит на луне, которая вместе со звездами и другими небесными светилами определяет календарь жизни людей, свидетельствует о том, что она обрела небесное достоинство, она уже вышла за пределы космического времени. Вместе с тем всё, что связано с явлениями антропологического характера, говорит о человеке, о его новом рождении. Стоит еще и еще раз удивиться, с какой силой, динамикой и как образно описано это великое знамение в Книги Откровения.

Жена в библейской традиции, и особенно в Иоанновой традиции (ср. Ин 2,4; 19,26), представлена прежде всего как «дочь Сиона», т.е. народ Божий, а не как отдельная личность. Иоанн говорит также о жене, которая рожает, передает жизнь (ср. Ин 16,21). В Книге Откровения жена показана в этом общественном измерении: она – или роженица новой жизни, спасенного народа Божия; или невеста Агнца, т.е. Церковь, Новый Иерусалим (ср. Откр 21,2); или блудница, сеющая гонения и смерть, т.е. римская власть, преследующая христиан (ср. Откр 17,6).

zena2

Муки родов, описанные в Книге Откровения – это, с одной стороны, гонения и испытания, через которые должен пройти народ Божий для обретения спасения; с другой страны –ожидание начала нового времени. Автор хочет показать роль общины в этом новом времени, он созерцает её и приглашает её к действенному сотрудничеству, чтобы это время полностью проявилось. Жена, облечённая в солнце – свидетель опыта общины на пути спасения, соединения с Господом и победы, обретённой в Нем. Поэтому нас не должно удивлять, что общину символизирует именно жена, ведь победа в битве с драконом достигнута не в результате силы, которая несёт уничтожение. Победа обретена силой рождения жизни, источником которой является Бог, подобно тому, как и народ Божий на своем историческом пути побеждал не собственной силой, а силой Бога. Перед нашими глазами демонстрируется парадокс силы, проявляющейся в немощи (ср. 1Кор 1,25).

Победа над противником человека – «древним змием» возвещается громким голосом. Это победа над тем, кто обольстил человека и таким образом препятствовал человеческому роду полноценно участвовать в замысле спасения. Отныне он изъят с небес, низвержен на землю, исключен из божественного (Откр 12,9-10, ср. Лк 10,18). Он не был уничтожен, как когда-то фараон и его войско (ср. Исх 15,21), но он разоблачён. С его лица снята маска, посредством которой он прельстил первого человека, и это длилось на протяжений всей истории народов, пока жена не родила Сына, «которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр 12,5; ср. Пс 2,7-9). Он есть Свет (ср. Ин 1,9), разоблачающий тьму и ложь (ср. Ин 3,19).  И о Нём сразу же позаботился Бог, потому что замысел Бога для каждого человека – быть Его сыном, пребывать у Бога. Об этом сказал нам Господ (ср. Ин Jn 14,2). Рождение и судьба младенца свидетельствуют именно об этом. Итак, противник не уничтожен, борьба еще не закончена, но он уже не может больше вредить тем, кто доверяют Богу, потому что Бог помогает также и им, как когда-то помог жене и ее младенцу.

Жена, облечённая сонцем, – это выражение дара спасения, который Бог даровал человечеству; выражение победы человеческого над всем, что нечеловеческое; победы, которую обрел для нас вочеловеченный Сын Божьй. К этой победы может быть причастен каждый человек, принимающий Его в свою жизнь. Об этом свидетельствует заключение Книги Откровения в сцене видения Нового Иерусалима, в котором нет больше ни храма, ни солнца, ни луны, потому что Бог и Агнец – это храм Нового Иерусалима, а слава Бога и Агнца – это светильник его (ср. Откр 21,22–23).

zena3

 

Итак, 12 глава Книги Откровения – это гимн Богу, Который творит все новое (ср. Откр 21,5) и Который делает человека своим жилищем. Мария первая стала жилищем Бога, а именно как верная дочь своего народа, как остаток Израиля, из которого родился Христос (ср. Ин 2,3). В Нем и через Него рождается новая община Его учеников, призваная участвовать в Его славе. Их Матерь – Мария (ср. Ин 19,25). Речь идет о новом человечестве, рожденном среди боли, гонений, и также смерти праведников; о человечестве, отвечающем Богу: «да будет мне по слову твоему» (Лк 1,38). А в ответ мы слышим громкий голос: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.  И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло… се, творю все новое» (Откр 21,3-5). К такой вере и надежде завёт нас праздник торжества Успения Богородицы. 

с. Аленка Арко, comloy

 

Оставьте комментарий