История любви сестры Марии Доминик

А что же было на самом деле? Сейчас тяжело восстановить истинный ход событий. И, тем не менее, в жизни все было куда более прозаично и прагматично, чем в стихах Андрея Вознесенского.

Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо была единственной девочкой в многодетной семье коменданта Сан-Франциско. Ее окружало десять братьев, научивших ее массе мужских премудростей того времени. Например, она прекрасно владела всеми видами оружия. Консепсьон, или просто Кончита, получила вполне себе приличное для такого захолустья, каким была Калифорния начала XIX века, образование. Она обладала острым умом и колким языком, позволявшим ей быстро отвадить навязчивых воздыхателей. При этом донна Аргуэльо не была лишена романтичности, свойственной юным девушкам. Нельзя забывать, что ее родители встретились на балу, потом томно бродили по мадридским улицам… И составили прекрасный брак равных по состоянию и родовитости супругов, который ко всему прочему оказался очень счастливым.

konchita

Кончите было всего пятнадцать лет, когда к берегам Сан-Франциско пристали русские корабли под командованием Резанова и Крузенштерна. Они прибыли в самый разгар обострения русско-французских отношений. Испания, которой в начале XIX века принадлежала Калифорния, была союзницей Франции, по сему, комендант Сан-Франциско получил предписание врагам никак не помогать. Экспедиция под руководством Николая Петровича Резанова пришла за продовольствием для российских колоний на Аляске, но никто ничего не хотел продавать, спасибо, что корабли вообще пустили в порт. Вероятно, русские так и ушли бы не солоно хлебавши, если бы в дело не вмешалась единственная дочь сеньора Аргуэльо. Она почему-то решила помогать пришельцам. Сначала предоставила продовольствие, которое получала со своего поместья, а потом каким-то образом сумела изменить общественное мнения так, что Резанов, если верить его отчетам, посылаемым в Петербург, «стал большим хозяином в порту, чем сам комендант».

Согласно легенде, Косепсьон всем сердцем полюбила Резанова и потому во всем старалась ему помочь. Николай Петрович тоже был сражен чарами прекрасной испанской девы и потому стремился скорее соединиться с ней узами брака и увезти на свою заснеженную родину.

rezanov

На самом же деле русский путешественник был весьма прагматичен в своем желании наладить связи с Калифорнией и упрочить положение России на Американском континенте. Когда Резанов прибыл в 1806 году в Сан-Франциско, он мало походил на того прекрасного мужчину с восхитительными манерами, каким он покинул Петербург. Он исхудал, страдал цингой, облысел, хромал из-за подагры, все его тело было покрыто шелушащейся  сыпью. Конечно, при нем остались его манеры, умение музицировать, энциклопедические знания и свободное владение пятью языками, одним из которых был родной язык Кончиты, испанский. И все-таки все больше давал о себе знать крутой нрав Николая Петровича. Его нежелание найти общий язык с командой «Юноны» привело к тому, что часть путешествия он провел под домашним арестом, а от расправы его спасла только поддержка нескольких, весьма немногих, членов экипажа. Из воспоминания участников экспедиции мы так же узнаем, что он регулярно избивал своего слугу, выходившего «сильно потрепанным» из каюты хозяина. Невзгоды длительного путешествия и болезни не сделали нрав члена Академии Наук, коим являлся Резанов, мягче и терпимее… Юным девам свойственно влюбляться в странных типов. Вполне возможно, что пятнадцатилетняя красавица и увидела в весьма потертом Резанове своего прекрасного принца, которого предпочла всем испанским ухажерам своего американского захолустья. Но, скорее всего, ей просто хотелось приключений. По воспоминаниям современников эта страстная и увлекающаяся натура не была особой патриоткой. О своей испанской родине отзывалась с насмешкой. Ей хотелось суровых испытаний, дальних поездок, шума волн, чисто мужской романтики, видимо, навеянной общением с братьями. Брак с русским посланником мог принести ей все это…

Что же Резанов, казавшийся влюбленным как юноша? Его письма на родину не оставляют сомнений относительно его мыслей и намерений. Николай Петрович не любил Кончиту. Он приносил жертву России. Как утверждают некоторые источники, этот здравомыслящий и чрезвычайно прагматичный человек был еще и глубоко верующим. В Сан-Франциско его посетило видение Пресвятой Девы, указавшей ему жениться на донье Аргуэльо для блага и процветания России. Так что вполне вероятно, что появление Мадонны с Младенцем в ленкомовском спектакле это – совсем не литературный вымысел, родившийся под пером А.Вознесенского и поддержанный глубоко верующим композитором А.Рыбниковым.

ynona

Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов о спектакле и об авторе музыки для него. Идея рок-оперы возникла благодаря встрече Вознесенского и Рыбникова. Поэт пришел с готовой поэмой «Авось», соединившей в своем название особенности русского менталитета и реально существовавший корабль (в процессе работы название было изменено, что больше соответствует историческим реалия, т.к. основным кораблем русской экспедиции была «Юнона»). Композитор же хотел объединить современные мотивы и православные песнопения. Тем более что со стороны Алексея Рыбникова это было не просто следование некой моде на православие, распространявшейся в среде московской интеллигенции начала 80-х. Он происходит из верующей семьи, с детства посещал храм. Немного отдалившись от веры в студенческие годы, вернулся в церковь в начале 70-х годов. С этого момента во всех произведениях этого композитора, пусть даже носящих светский характер, прослеживается тема христианства и православия. Мы знаем Рыбникова в основном как автора музыки к фильмам. И в то же время он член Патриаршего совета по культуре, внесший немалый в клад в распространение церковной, православной, музыки. «Самый действенный способ продления жизни — молитва. Ведь наша жизнь заключена не только в теле, но и в духе. И если дух живой, если человек живет духовной жизнью, тогда у него больше шансов умереть тогда, когда ему предназначено. Не сгореть раньше срока», — говорит в одном из интервью композитор. И продолжает: «Ведь когда мир тебя загоняет в угол, ты приходишь в храм и именно там получаешь духовное оружие, чтобы сопротивляться этому миру. Это — спасение. И если у человека этого нет, если ему некуда податься, мир может задавить его и заставить совершать то, что противоречит его душе и его естеству».
Однако вернемся к Кончите с Резановым. Брак с дочерью испанского коменданта сулил русским в Америке немало выгод, связанных с регулярными поставками продовольствия на Аляску. Николай Петрович готов был принести себя в жертву родине, о чем недвусмысленно писал своему начальству и друзьям в Россию. Для него это был не первый брак. Анна Григорьевна Шелехова прожила с Резановым всего восемь лет. Ей тоже было всего пятнадцать, когда в ее жизни появился блистательный царедворец. В те времена он был действительно всем хорош: и лицом, и статен фигурой, и положение в обществе занимал весьма завидное. Впрочем, злые языки утверждали, что это тоже был брак по расчету, поскольку отец Анны, купец Григорий Иванович Шелехов, «русский Колумб», как его называли, был основателем первых русских поселений на Аляске и Алеутских островах. До него освоение этих земель шло хаотично и по-пиратски. Шелехов положил этому конец, создав стройную систему управления и занявшись просвещением местных жителей. Григорий Иванович, рассматривал Резанова как некую помощь судьбы и с радостью использовал его организаторские способности и связи при императорском дворе. Брак Николая Петровича с дочерью Шелехова должен был скрепить их деловое сотрудничество. В то же время Резанов писал: «восемь лет супружества нашего дали мне вкусить все счастие жизни сей как бы для того, чтобы потерею ее отравить наконец остаток дней моих». Встретив же Кончиту и, приняв решение на ней жениться, он писал в Россию, что его истинная любовь покоиться под могильным камнем, а его американская невеста – лишь «новая жертва отечеству». Дело в том, что Анна Григорьевна умерла, рожая второго ребенка. Резанов хотел было после смерти жены посвятит себя воспитанию детей и продолжению дела тестя, умершего всего за несколько лет до неожиданной кончины дочери. Однако император распорядился иначе и направил Николая Петровича в далекое путешествие. Так Резанов, ставший после смерти Шелохова настоящим магнатом, поскольку получил в наследство гигантское состояние, оказался одним из основателей Российско-Американской компании, пайщиками которой стали высшие чиновники, члены императорской фамилии и сам Александр I. Его же стараниями она стала одним изкрупнейших экономических предприятий своего времени.

Кончита, наверняка, ничего не знала о том, что Резанов уже был женат, что на родине его ждут два малыша. Эту часть своей биографии русский посланец предпочел, скорее всего, скрыть. А вот о своих несметных богатствах он не приминул намекнуть. Подтверждением этому мы находим в письмах братьев Кончиты, в которых не слова не говориться о семейных проблемах Резанова, зато намеков на его деньги предостаточно.

Итак, Резанов шел на жертву, Кончите хотелось приключений, что не отменяет того, что она могла искренне влюбиться в русского вельможу. Произошла помолвка, не имевшая никакой юридической, ни религиозной силы. Впрочем, родители доньи Аргуэльо были сильно обеспокоены. Им не хотелось, чтобы их дочь выходила замуж за схизматика. Если верить письмам Рязанова, они обратились за помощью к отцам-францисканцам, воспитывавшем детей Аргуэльо, духовную связь с которыми они сохраняли долгие годы. «Предложение мое сразило воспитанных в фанатизме родителей ее, – сообщал Николай Петрович министру коммерции. – Разность религий и впереди разлука с дочерью были для них громовым ударом. Они прибегли к миссионерам, те не знали, на что решиться. Возили бедную Консепсию в церковь, исповедывали ее, убеждали к отказу, но решимость ее наконец всех успокоила». Было решено, что помолвка продлиться два года. Вдруг стороны передумают.

В те времена браки католиков и православных были большой редкостью. Требовалось разрешение как Папы, так и русского царя. За этим разрешением Резанов и отправился в Петербург. Хотя главной причиной его отъезда все-таки была необходимость доставки продовольствия алеутам. Дальнейшая судьба Николая Петровича весьма несчастна. По пути в российскую столицу он заболевает, сказывается подорванное в кругосветном путешествии здоровье. Едва оправившись после горячки, он садиться в седло, чтобы продолжать путь. Но неудачно падает с коня и ударяется головой о камень. Умирает Николай Петрович Резанов в Красноярске. Там же он и похоронен на кладбище Вознесенского собора.

Если верить легенде Кончита ждет его 35 лет, не веря известиям о смерти. Если верить документам, Кончита меньше, чем через два года отведенных на сохранение помолвки узнает о смерти жениха. Министр коммерции Румянцев написал о смерти посланника правителю российских колоний Америки, а тот сразу же сообщил об этом дону Аргуэльо. Письмо хранится в Москве, в Российском архиве древних актов. Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо действительно так и не вышла замуж. Кое-где в русскоязычной литературе можно встретить утверждение, что чуть ли не до самой смерти она хранила молчание и ходила на берег океана, всматривалась вдаль. Если верить письмам братьев Марии, она действительно любила ходить на утес и смотреть на океан. Сейчас в этом месте одна из опор знаменитого Золотого моста. Правда, ходила юная донна туда и до помолвки…

Что же удерживало прекрасную и образованную девушку с богатым преданным от замужества столько лет? И почему она ждала 35 лет, чтобы уйти в монастырь? Причин на то может быть несколько. Первая довольно банальна – ей просто никто не нравился, а родители не настаивали. В традициях испанской культуры то, что младшая или единственная дочь посвящает себя стареющим родителям. Продолжением рода занимаются братья. Они же приносят славу и почет древнему роду.
Вторая причина может быть связана с вопросами чести, в коих испанцы весьма щепетильны. Есть вероятность, и подтверждение этому мы находим в письмах братьев, что Рязанов вступил с Кончитой в брачные отношения до официального признания их брака властями и церковью. Огласка этого факта могла нанести немалый урон как чести самой девушки, так и ее семьи. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что иных свидетельств этому, кроме нескольких фраз в письме, мы не находим. Ничего не говорит об этом и личный врач Резанова, доктор Георг фон Лангсдорф. Он был всего на пять лет старше прекрасной испанки и влюбился в нее с первого взгляда, о чем не преминул написать в своем дневнике. Этот молодой доктор долгое время был единственным человеком из команды «Юноны», который поддерживал отношения с Резановым. Как уже говорилось, из-за тяжелого характера царедворца (не брезговавшего ненормативной лексикой, от которой коробило даже матросов) команда прекратила с ними всякое общение. Единственный человек, который не поддержал общие настроения – это юный лейтенант Головачев,но и его команда затравила до такой степени, что он покончил собой. Между прочим, сановный муж не сделал ничего, что бы спасти юношу. Именно от дурного характера Резанова пострадал и фон Лангсдорф. При том, что Николай Петрович свободно владел испанским языком, всю деловую переписку вел за него врач. И он же проводил основную часть времени с юной Кончитой, то развлекая ее переводами возвышенных посланий, которые писал ей Резанов, то прогулками по морскому берегу. Вероятно, ревность взыграла уже в немолодом и больном русском посланнике. И он после визита испанской родни на корабль выбросил зоологическую коллекцию доктора за борт под предлогом того, что тушки «сильно воняют». После этого инцидента фон Лангсдорф отказался исполнять функции врача и переводчика и покинул Резанова. Учитывая обиду молодого доктора, он не преминул бы рассказать о неких подробностях в отношениях своего бывшего патрона с Кончитой.

Как бы там ни было, в течении 35 лет, пока была жива чета Аргуэльо, Мария Консепсьон заботиться о них. И активно занимается благотворительностью. Она не только помогает бедным, налаживает медицинскую помощь местному населению, но и огромное внимание уделяет образованию индейцев. Когда родители умирают, Кончита уже не молодая, по меркам того времени, женщина. О замужестве она не думает и целиком посвящает себя образовательной деятельности. Именно в это время она знакомиться с доминиканцами, прибывшими в Калифорнию.

Первые представители Ордена проповедников оказались в этих местах примерно в середине XIX века. Из Испании прибыли два священника и одна монахиня. Еще до их приезда в этих краях появились представители Третьего ордена. К ним в начале сороковых годов позапрошлого века и присоединилась донна Аргуэльо. Через несколько лет, когда доминиканцы решили распространить свою миссию и на земли Калифорнии, Кончита стала первой сестрой «из местных», которая поступила в едва основанный монастырь святой Екатерины. Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо стала сестрой Марией Доминик.

Харизма орден как нельзя лучше соответствовала внутренним устремлениям этой женщины. Став монахиней, она не только не отошла от благотворительной деятельности, но принялась за нее с новым рвением. Среди индейцев ее называли «благословенной» (beata), среди испанцев «танцующей монахиней». Последнее прозвище было связано с тем, что она использовала все доступные для того времени способы сбора денег для открытия новых школ, в том числе и устраивал столь популярные в то время благотворительные балы.

На самом деле Кончита вошла в историю Калифорнии не своей странной любовью к русскому посланнику, не тем, что она, если верить легенде, 30 лет приходила на берег океана, а тем, что она принесла образование и свет христианской веры множеству индейцев и поселенцев.

Была ли на самом деле сестра Мария Доминика влюблена в Резанова? Зачем им был нужен этот брак? И кого на самом деле любила эта сильная и прекрасная женщина? История не дает нам ответов на эти вопросы. Главное, что перед нами не рассказ о женщине с несчастной судьбой. Мария Аргуэльо сделала свой выбор: она посвятила себя просвещению индейцев. И сколь бы не была прекрасна история о «Кончите с Рязановым» — это всего лишь сказка.

Анна Гольдина

Оставьте комментарий