Взрослым любителям детского чтения. Глава 2.

godiner01

А что же читать с младшими?

Книжки найти не так трудно, важно понять – хотите ли вы читать с ребенком «о грустном» – и зачем? Хотите переживать вместе боль, страх, растерянность, горе и слабости  героев, если они тронули вас, когда вы сами читали эту книгу, сказку, стихотворение, рассказ? Хотите по крупинкам копить этот драгоценный опыт и просить Бога сызмала потихоньку растить в ребенке сердце милующее, которое возгорается о человеке и о всякой твари, как говорил преподобный Исаак Сирин? Хватит ли сил решиться на это?

Пишу и вспоминаю, как на одном семинаре слушатели отшвырнули сказку Сергея Козлова «Горький дым», которую им было предложено прочесть как текст о страдании, со словами: «Если я такое буду читать ребенку, то как он потом жить будет в этом мире?»

delik01

Из проповеди: «…не смотри на себя, не смотри на то, что у тебя есть, не смотри на свои силы, не смотри на свои раны, смотри на Иисуса Христа, потому что сила во Христе. Главное, чтобы я доверился Ему… Могу отдать мою слабость, а Он преобразит ее в силу и я смогу исполнить Его волю»

Мой детский опыт чтения и перечитывания книг «о грустном» – («Король Матиуш Первый» Януша Корчака, который начинается с того, что маленький Матиуш, уже потеряв маму, сидит у постели умирающего отца, «Девочка со спичками» и «Русалочка» Андерсена, а также моих любимых волшебных сказок разных народов про крестьянских, купеческих и царских-королевских сирот, дочерей и сыновей с их верными друзьями, ни одна из которых не обходится без немалых страданий героев), – говорит мне, взрослой, что именно в детстве мне нужны были как воздух эти уроки преодоления внешних и внутренних трудностей, которые я находила в книжках. Я ничего не знала о Христе… а Он был рядом.

И это осталось на всю жизнь – я и сейчас воспринимаю «грустное» в детских книгах, как уроки преодоления… Сейчас на книжном рынке уже есть книги «на заданную тему» для младших, и пусть их немного, выбрать можно.
.
Например, книжки-картинки Джона Роу про ёжика Элвиса «Обнимите меня, пожалуйста», ИДМ, 2009 и «Как хорошо, что я такой», ИДМ, 2010.

elvis2

Забавные, вызывающие добрый смех иллюстрации, простая и вроде бы незамысловатая история – ёжик хочет, чтобы его обняли, а все шарахаются от мысли о прикосновении к колючкам… (не так ли отводят люди взгляд от искаженного болезнью  ребенка, потому что вид его «колет глаза»?) В конце концов его обнимает крокодил Роки – ну, ясно, крокодилу с его толстой, защищенной роговыми пластинками кожей не страшны колючки какого-то ёжика, он ничем не рискует, (только что делать с устоявшимся представлением о том, что суровый вид и задубевшая кожа не исключают ранимого сердца – ведь крокодил Роки очень хотел, чтобы его поцеловали, да никто не соглашался – а когда страдаешь сам, то и страдания другого бывает проще понять – и не убежать от них).

elvis

И вторая история под стать первой – ёжик Элвис ходит по лесу, восхищается лапками, хвостами, глазами, шкурками разных мелких животных, сравнивает себя с ними и сокрушается, что у него всё не такое хорошее, как у других… Долго ходит, уже совсем расстроился, но встречает крокодила Роки, который твердо говорит ему, что он хорош такой, какой есть!

Стоит ли говорить, как важно знать это ребенку и про себя, и про того, кого он увидит в инвалидной коляске?

И так во всём, за что ни возьмись – что нужно «обычному», то и «особому» ребенку, потому что «ребенок с инвалидностью – это обычный ребенок, просто он болен» /1/  .

Например, сделать не очень возможное возможным. В умении обслужить себя, в учебе, спорте, занятиях искусствами. Это такое естественное желание, что и вопроса не возникает, почему книжки Джуджы и Томаса Висландеров с иллюстрациями Свена Нурдквиста про Маму Му – корову, которая всегда хотела того, что корове «не положено по природе», пользуются таким успехом и переведены на многие языки.

Одни названия рассказов чего стоят: «Как Мама Му училась ездить на велосипеде»,  «Как Мама Му училась нырять», «Мама Му на рыбалке», «Как Мама Му танцевала», «Мама Му на дереве», «Мама Му на качелях» и так далее. А закадычный друг, который помогает Маме Му воплотить в жизнь то, что она задумала – Ворон, птичка-невеличка по сравнению с коровой… Книжки к тому же очень добрые, немножко грустные, но и смешные, и изданы они за последние три-четыре годаАзбукой-классикой в серии «Очень прикольная книга».

mu

Один ключ к исцелению от страха, недоверия и одиночества – преодоление, к которому мы можем приложить усилия сами – и помочь друг другу – если захотим предпринять этот труд. И тогда открываются наши сердца, и Бог наполняет их дарами милости и любви.

А другой ключ – наша жалость как осуществление Божьего установления: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов 6:14) Сам Бог таким же образом относится к Своим созданиям: «Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Осия, 11-8). И потому естественно не только обращаться к Богу и к другому человеку со словами: «…если что можешь, сжалься над нами и помоги нам”. (Мк 9:22), но и самому из жалости спешить на помощь – вслед за Богом.

«Мотылёк Миха забился в густую траву, где его никому не было видно, и плакал. Не то чтобы ревел во весь голос, но всхлипывал очень горестно.

Червячок Игнатий знал, что мотыльку есть из-за чего переживать. Что-то случилось у Михи с левым крылышком. Махать им становилось всё труднее, врачи разводили лапками и не знали, что посоветовать. Теперь вот уже совсем не получалось летать.

Как его утешить? Может, от утешений ему только хуже будет? Но оставить его горевать в одиночестве червячок Игнатий не мог.

– Когда-то я мечтал быть волшебником, – сказал он задумчиво, даже не обращаясь к Михе, просто сам себе. – Если кому-то плохо, произнесёшь особое заклинание, как раз для этого случая, – и всё станет хорошо.

– Ага, – проговорил Миха дрожащим голосом, но уже без всхлипов, – мечтал, мечтал, да не домечтался.

– А потом я понемножку понял одну удивительную вещь, – продолжал червячок Игнатий. – Дело не просто в том, ЧТО с тобой случилось, а в том, ДЛЯ ЧЕГО. Если до этого додуматься, получается лучше всякого заклинания. Например, что ты скажешь насчёт того, чтобы стать волшебником?

– Как это? – удивился мотылёк.

– О, вот это деловой разговор, – обрадовался червячок. – Давай всё подробно обсудим.

Они разговорились, и беседа затянулась надолго…

С тех пор мотылёк Миха очень изменился. Повеселел, научился быстро бегать, а главное – все вокруг знали, что если кому-то трудно, Миха первым придёт на помощь.

Когда жук Дормидонт сломал лапку, мотылёк приходил к нему каждый день, хотя это было очень рискованно. Характер Дормидонта – и так не сахарный – сразу ухудшился, и всё его возмущение выплёскивалось на мотылька.

– Безобразие, совершенно не могу работать! – негодовал жук. – Приходится бездельничать. Ты, Миха, приходишь, чтобы в этом мне помочь? В болтовне и лени?!..

– Нет, жук Дормидонт, я тебе новую книгу принёс. Когда у тебя всё в порядке, ты много работаешь, читать не успеваешь, а сейчас можно этим заняться.

– Вот ещё! Скука какая – сидеть, уткнувшись в книгу!

– А давай вместе почитаем. Я люблю вслух читать. И обсудить всё можно.

Удивительно, что ворчание Дормидонта постепенно стихало. Они с Михой подолгу сидели за чтением одной книги, другой, третьей…»

Виктор Кротов. Червячок Игнатий и его мечты // Местный волшебник.

Или так:

«Но как же изумились паучата, когда победителем, поймавшим ВСЕХ, оказался паук Файв. Ведь именно его, пятиногого, они так испугались по дороге сюда. Теперь он казался им удивительно складным и ловким. Это же не шутка: обыграть таких мастеров, как божья коровка Пятнашка и стрекозка Зоя. Да ещё если у тебя на три ноги меньше, чем у обычного паука или паучонка!..

В норке, за чаем, червячок Игнатий вспомнил, откуда ему знакомо имя Файва. Но решил уточнить:

– Это вашу книгу я читал в интернете – про то, что инвалидов не бывает?

Файв кивнул, а паучонок Чак, который смотрел на него с восхищением, спросил:

– А кто такие инвалиды? И почему их не бывает?

– Инвалидами называют тех, кто ничего не может делать, потому что у него не хватает лапок, крылышек или с головой что-то не в порядке, – объяснил Файв. – Но ведь не бывает таких, кто СОВСЕМ ни на что не способен. Просто некоторые прячутся ото всех в свою щель, прячутся за свои трудности. А можно и с этими трудностями быть особенным и нужным для остальных. Когда у меня было восемь ног, я вообще не умел играть в объёмные салочки. А после того, как попал в аварию, – решил научиться. Чтобы те, у кого всего одной ноги не хватает, знали: они тоже могут! С пятью ногами мне трудно плести паутину. Но я себе особую паутину нашёл. Ведь интернет так и называют – всемирной паутиной, потому что она весь мир оплетает.

– Ой, извините нас, Файв, что мы вас сначала так забоялись, – смущённо сказала Чика. – Мы теперь видим, что вы просто особенный. И очень гордимся, что познакомились с вами…

– Мы теперь никого из особенных бояться не будем, – пообещал Чак.

– Да, пожалуйста, не бойтесь! – обрадовался Файв. – Тогда поменьше будет тех, кто в свою щель хочет забиться.

Виктор Кротов. Червячок Игнатий и его чаепития. //  Пятиногий!

ignati

И – завершающий аккорд:

«—Между прочим, это люди придумали про ограниченные возможности,—уточнил червячок Игнатий.—Но про тех, кто не может летать, они так не говорят, потому что люди все нелетающие. Получается, что это просто обозначение для тех, кто не похож на остальных. На самом деле у всех ограниченные способности. И у всех неограниченные.

—Как это? – не понял Миха.

Пафнутий и Файв сделали перерыв в плетении и тоже прислушались.

—Каждый из нас много чего не может. Я, например, петь не могу, как цикада Уня. – Червячок Игнатий попробовал пропеть «А-а-а», но только закашлялся. – Зато если что-то своё, важное, нащупаешь, то сумеешь этим заняться по-своему, по-особому. Тут и начинаются неограниченные возможности!»

Виктор Кротов. Червячок Игнатий и его чудеса. // Быть особым.

Из новых книжек назову еще парочку:

«Ранним весенним утром в птичьем гнезде на высокой липе вылупились четверо птенцов. И только пятое яйцо вело себя как-то странно.

– Так, – сказала Мама-птица и подумала, что из пятого яйца просто никто не вылупится».

Но птенчик все же вылупился, только оказался не таким, как все – а с короткими крылышками. Значит, не мог летать. И к кому только не отводила его мама – от врачей до изобретателей – никто не помог.

Вот и пришлось Птенчику, когда вся его семья улетела в теплые страны, остаться зимовать в чужом сарае с курами, где его чуть не убил фермер – за то, что яиц не нес. Пришлось убегать на холод, и совсем бы все плохо кончилось – но появился друг – Бельчонок и позвал на зиму в свое дупло, а по весне Птенчик научился перелетать с ветки на ветку и ловить мошек.

А потом нашлось пустое дупло, где можно было жить… так что вернувшихся с юга маму и братьев с сестрами он встретил уже в собственном доме…

Матс Вэнблад Птенчик Короткие Крылышки, Текст, 2001.

pten

Наверно, многие знакомы со знаменитым поросенком Бейбом, а знает ли кто-то про храброго Шпунтика? Родился однажды у почтенной мамаши пятнистой свиной породы хилый недомерок, да еще и с «собачьими лапами» вместо честных свинячьих передних копытец… Нарекли его Шпунтиком, да что толку – жизнь ему предстояла короткая, не больше пары дней – ну кому нужен бракованный поросенок?

Только Шпунтик сумел убежать от дубинки свинаря и вернуться через огромное поле в свинарник к мамаше – тогда его в награду за смелость и жить оставили. Вырос он веселым, любознательным и компанейским существом, подружился с уткой, научился плавать (вот и «собачьи лапы» пригодились), а когда пришло Большое Летнее Наводнение Шпунтик, не помня зла, спас жизнь тому самому свинарю… Дик Кинг-Смит. Сб. «Всё о…»  Азбука-классика, 2007.

Из старых же книг напомню прежде всего про сказки – «Ангел» Х.-К. Андерсена и «Щелкунчик и мышиный король» Э.-Т.-А Гофмана, а также про «Серую шейку» Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Но прежде и раньше всего, самое лучшее—читать с ребенком книжки «по теме», которые вы сами любите с детства, и те новые, что тронули вас самих до глубины души.

Конец первой части. Продолжение следует.

Примечания:
/1 /  ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО И ПОЛЕЗНАЯ ДНЕВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ совершеннолетних инвалидов с ментальными нарушениями. http://dorogavmir.ru/my_obshestvo.html

Кроме того, смотрите рекомендательные указатели:

«Мир особого детства и юности» на сайте издательства Центр «Нарния» http://narniacenter.ru/go/osoboe_detstvo
и «Книги, помогающие жить», на сайте Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара г. Москвы
http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=253&Itemid=1486

Анна Годинер

Цитаты из проповедей взяты с любезного согласия о. Войчеха Делика ОР.

Фотографии Натальи Гилевой и Юлии Ивановой

Оставьте комментарий