Любовь взыскует любви

Святая Тереза Авильская – одна из самых известных святых Католической Церкви. Она жила в Испании в XVI веке. Тереза Авильская не только реформировала орден кармелитов, к которому принадлежала, но и оставила ряд духовных произведений, признанных вершиной католической мистики. Я бы хотел сегодня обратить ваше внимание на ее учение о молитве.

Святая Тереза Авильская дала такое определение молитвы: «Созерцать Того, Кто созерцает нас». В этом определении важно обратить внимание на то, что любовь Христа предшествует нашей любви. В молитве нам надо прежде всего осознавать, что Бог ожидает от нас ответа на свою любовь. Глубокое обращение в духовной жизни святой Терезы произошло в тот момент, когда она смотрела на распятого Христа и почувствовала Его жажду. Она имела опыт, подобный опыту самарянки: Бог жаждет нашей любви. Она поняла тогда, что жажда Христа предшествует ее жажде. В настоящей дружбе мы всегда замечаем, что друзья нуждаются друг в друге, дружба предполагает взаимность. Святой Фома Аквинский сказал, что дружба – вершина любви. И с Богом дружба стала возможной, потому что Бог воплотился. Святая Тереза обнаружила, что на пути к Богу «нет другой двери, чем человеческая природа Христа». А, по мнению св. Терезы, человеческая природа Христа проявляется прежде всего в Его жажде любви. Итак, молитва для святой Терезы – это наш ответ на любовь Бога, а не наша попытка своими силами достигнуть Его, достучаться до Него, чтобы получить нужные нам дары. Это первая черта учения о молитве святой Терезы Авильской.

Святая Тереза еще говорила о молитве так: «Молиться значит жить в дружбе и разговаривать наедине с Тем, Который любит тебя и Которого любишь ты». В этом определении мы видим, что для нее молитва – это пребывание в присутствии ее Друга. А если молитва – это присутствие Бога, тогда молитва не противоречит деятельности. Святая Тереза говорила: «Чего же более могли бы вы возжелать, как не того, чтобы иметь рядом с собою столь верного Друга, который не оставит нас в трудах и скорбях наших, не так, как друзья земные». Принято считать, что для того, чтобы достичь Бога, надо сосредоточиться, пребывать неподвижно на одном месте, только так можно в тишине встретиться с Богом. Но у святой Терезы другое отношение к молитве. Она часто говорила, что с Богом можно встречаться и на кухне среди кастрюль. И действительно, святая Тереза, которая для многих христиан является символом созерцательной жизни, была очень активной женщиной. В течение 20 лет она основала 32 монастыря и написала более 15 тысяч писем. В такой деятельной жизни созерцание не может ограничиваться только молитвой в храме. Святая Тереза учит нас, что созерцание – больше, чем молитва, это образ жизни – жизни, соединенной с Богом. Это связано также с опытом дружбы со Христом, который переживала святая Тереза. Ее Друг постоянно был рядом с ней. Она говорит: «Кому Иисус Христос друг, тот все сможет претерпеть… Иисус сам приходит, утверждает нас и не оставляет никого, ибо Он друг верный и искренний».

По ходатайству святой Терезы Авильской попросим Господа, чтобы Он учил нас молиться, но самое важное – учил созерцать Его, ибо это больше, чем молитва. Как писала святая Тереза: «Любовь взыскует любви. Итак, станем стремиться неизменно иметь пред очами истину сию, и так в нас да пробудиться таковая любовь, и всё тотчас соделается возможным, и многое совершим мы небольшими усилиями». Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий