Наибольшая заповедь

«Учитель! Какая наибольшая заповедь?» – спросил законник, искушая Христа. Кажется, что ответ Иисуса не оригинален: обе заповеди, названные Им, можно найти в Ветхом Завете.

Первая заповедь находится в книге Второзакония: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор 6, 4). Каждый иудей должен был внушать эти слова своим детям, написать их на повязке, которую иудеи носили на руке и на лбу, написать их на косяках в доме и на воротах. Единственное изменение, которое вносит в эту заповедь Иисус, следующее: вместо слова «сила» Он употребляет слово «разумение»: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22, 37). Меня как доминиканца не может не радовать подобная поправка, поскольку особое призвание доминиканцев в Церкви – любить Бога своим разумом. «Caritas Veritatis», «Любовь к истине» – так звучит один из наших девизов. Не считая этой поправки, любовь к Богу была заповедана еще в Ветхом Завете. Ее основание – в поклонении единому Богу. Вторая заповедь также была известна иудеям: «Люби ближнего твоего, как самого себя», – говорится в книге Левит (Лев 19, 18).

В чем же тогда новизна учения Христа? Она заключается в следующем: по словам Христа, вторая заповедь подобна первой. Что это значит? В Ветхом Завете, основанием для любви к ближнему служит справедливость: подобно тому, как Господь щедр к своему народу, так и мне надо быть щедрым к своему брату. Утверждая, что любовь к ближнему подобна любви к Богу, Христос изменяет основание, на котором зиждется эта заповедь. Служа моему брату, я служу самому Богу. Основой любви к ближнему является не только справедливость или благодарность, но, как и в первой заповеди, – поклонение Богу, живущему в моем ближнем. Вот в чем заключается новизна учения Христа: любовь к Богу и любовь к ближнему – это одно и то же. Как говорит апостол Иоанн, «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20).

Когда мы размышляем об этом евангельском тексте, обычно мы говорим об этих двух заповедях: любить Бога и любить ближнего. Мы часто забываем о третьей заповеди, которая также находится в этом тексте: любить самого себя. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22, 39). Можно даже сказать, что любовь к себе –  необходимое звено между любовью к Богу и любовью к ближнему.

Нам надо учиться любить самих себя. Нам надо исцелять любовь к себе. Любить самого себя не значит быть эгоистичным, самовлюбленным. Существует настоящая любовь к себе. Любить себя истинной любовью значит любить себя так, как Бог нас любит. Это длинный путь, но можно сказать, что это основа всякой любви. Если я не люблю себя, как я могу любить Бога, сотворившего меня? Если я не люблю себя, как я могу любить своих ближних?

Господи, научи нас смиренно любить самих себя, чтобы мы были способны по-настоящему возлюбить Тебя и наших ближних. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

 

Оставьте комментарий