Cвятые: удивленные и удивляющие

Святые же ничего не удерживают «для себя»: ни когда ходатайствуют за нас перед Господом, ни когда являют нам Его чудеса. Бескорыстие – не самая понятная добродетель в современном мире. Кто знает, возможно, именно неверие в возможность бескорыстного посредничества подтолкнула отцов европейской Реформации к отказу от культа святых.

Говоря о «посредничестве» мы, современные деловые (и не очень) люди разумеем помощь в получении чего-то от Бога: помощи, поддержки благодати, той же святости. В самом деле, наверное, трудно отказать, если просит о чем-то маленькая Тереза или настаивает Игнатий Лойола.

all_saints

Но лично мне торжество Всех Святых всегда напоминает еще об одной «функции» святых: они помогают в познании Бога. Точнее, напоминают одну важную вещь о Нем.

Святых, как нам прекрасно известно, много – всего Католическая Церковь почитает около 10 000 святых и блаженных. Среди них есть мученики и исповедники, монашествующие и миряне, церковные реформаторы и скромные простолюдины, совсем юные особы и убеленные сединами старцы. Ни одного одинакового. Некоторые близки и понятны, к другим, если честно, не подошла бы и на пушечный выстрел.

Принято говорить, что святой – это человек, похожий на Христа. Смотря на дела святого, мы видим, как Христос может действовать через человека. Но почему тогда столько «похожих» на Христа, при этом совершенно непохожих друг на друга?

Просто потому, что Бог бесконечен…. И бесконечно изобретателен!

Ставя перед нами «загадки» святых, Он будит наше любопытство: если есть столько непохожих образов Христа в человеках –  каков же Он на самом деле? Если Ты так удивительно являл Себя в святых – что же Ты задумал для меня?

Через Своих посредников Бог побуждает искать встречи с Ним лицом к лицу.Об этом поэтически говорит Песнь Песней:
«Влеки меня, и мы побежим за тобою; Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? Где отдыхаешь в полдень?» (Песн.1:3,6)

О том, как Бог заставляет искать Себя, скрываясь от наших глаз и рождая любопытство, уже в более ученом стиле пишет кардинал Николай Кузанский (1401-1464)

«Бог хочет … чтобы удивительная машина мира наполняла нас изумлением, и, однако, тем более скрывает Он ее от нас… ибо Он – тот, Кто хочет быть искомым всем сердцем и всей любовью». («Об ученом незнании»)

Иисус – Жених, воистину знающий, как будить, взращивать и поддерживать любовь. Бог, неожиданный в любви. У него можно учиться не только искусству брака, но и искусству ухаживания за невестой.

allsaints

Через святых Бог будит и наше любопытство по отношению к ближним. Например,  у меня есть собственный образ святости: аскетизм, пост, отшельничество, хлеб-вода-келья. И в один прекрасный момент Иисус знакомит меня… ну, скажем, с Пьер Джорджо Фрассати. Божественная неожиданность! Тогда возникает мысль: а вдруг в моих ближних я тоже пропускаю что-то хорошее и даже святое только потому, что следую собственным предубеждениям? Бог учит смотреть на вещи нестандартно. Полюбопытствовать. Узнать. А узнать – это уже очень близко к «полюбить».

В заключение снова представлю слово мудрому  кардиналу Николаю:
«Многие люди, рассеянные на земле, неизвестны нам. И мы не знаем, кто более превосходен, чем остальные люди, так как не можем в совершенстве узнать даже одного из всех людей. Бог сотворил так, чтобы каждый был доволен собой самим, хотя бы и восхищался другими людьми и свой родиной, чтобы родная земля казалась ему более милой,  и обычаями своей страны, своим языком и т.д. Чтобы можно было видеть существующим единство и мир вез вражды в наивозможно большей мере».

И, наконец, «Бог, по бесконечной доброте Своей не оставит нас, не покинет нас, но Сам явит Себя нам, и когда слава Его предстанет перед нами, Он обретет нас навеки».

Анастасия Паламарчук

 

Оставьте комментарий