Монашеская община Бозе

Adalb

С первых веков церковной истории находились люди, мужчины и женщины, которые оставляли всё – семью, поля, угодья, работу – чтобы попытаться жить только согласно Евангелию. Они отправлялись в пустыню, на окраины городов, чтобы следовать принципам иной жизни, отмеченной абсолютной преданностью служению Богу в слушании Его Слова, в братолюбии, в безбрачии, в соблюдении заповедей, в послушании, в молчании, в приёме тех, кто ищет Бога.

Весьма рано они стали называться монахами, то есть «уединёнными», по их идеалу простоты и внутреннего единства. Вдохновители этой жизни, её организаторы – преподобный Антоний и отцы египетской пустыни, прп. Пахомий и святая Мария Египтийская, св. Василий Великий и св. Макрина, св. Бенедикт и св. Схоластика, св. Франциск Ассийский и св. Клара.

Такая форма их жизни, не перестающая обновляться в течение веков, создаёт христианскую монашескую традицию Востока и Запада. Эта же традиция привилась и в Бозе – местечко в северной Италии, на ггорах между Миланом и Турином.
Монашество является общечеловеческим феноменом, присутствующим в каждой религиозной традиции: в индуизме, в буддизме, в иудаизме, в христианстве, в исламе. Но христианские монахи не ищут лишь идеала совершенства, когда следуют за своим Господом Иисусом Христом, Который прожил человеческую жизнь, делая добро, соблюдая безбрачие, находясь в абсолютном послушании Отцу и Его Слову, будучи бедным и живя в братстве с двенадцатью мужчинами и немногими женщинами; после чего, отдал Свою жизнь за друзей и воскрес, достигнув Бога Отца, в силе Святого Духа. Иисус Христос есть Тот, Кого христианские монахи не видя любят, ожидая Его славного и второго пришествия, как Мессии и Господа.

Несколько слов об истории общины

Когда ты отвечаешь на монашеский призыв, ты не начинаешь нового образа евангельской жизни. А для этого ты должен иметь совесть, чтобы чувствовать, что ты не один на историческом пути верных.

Прежде тебя по этой дороге и в призвании, подобном твоему, реализовываемом приемлемым их времени образом, шествовали Илия и Иоанн Предтеча, отцы пустыни, Пахомий и Мария, Василий и Макрина, Бенедикт и Схоластика, Франциск и Клара, и многие другие. Итак, обрати внимание, что ты не одинок, что тебя покрывает великое облако свидетелей…
Устав Бозе, 8

… лишь одну конечную цель преследует избравший жизнь в этой общине: жить исключительно согласно Евангелию. Евангелие будет уставом, абсолютным и довлеющим. Ты вошёл в общину, чтобы последовать Иисусу. Твоя жизнь, однако, вдохновится и сообразуется жизни Иисуса, описанной и проповеданной в Евангелии.
Устав Бозе, 3

На одном холме, под Бьеллой несколько лет назад поселилась группа христиан различных конфессий, в нескольких хижинах, оставшихся пустыми после того, как их покинули немногочисленные обитатели, перебравшиеся в город. О таких домах говорят: ветер свистит сквозь щели, а туман, обволакивающий их, можно смотать и унести. Здесь даже нет электричества. Есть только парадоксальная вера этих друзей, намеренных создать в абсолютной бедности христианскую общину завтрашнего дня. (31 декабря 1969)
Ernesto Balducci, Дневник исхода, 1960-1970

Это всегда трудно, усмотреть рождение новой реальности, особенно духовной, но быть может можно сказать, что плавильной печью общины стала группа из двадцати молодых студентов Туринского университета, в годы Собора  сплотившихся вокруг Энцо Бьянки, тогда студента экономического факультета. Та группа, состоявшая из католиков, вальденсов и баптистов собиралась в помещении, арендованном Энцо, на улице Пиаве, 8, каждый понедельник вечером для чтения Библии и для изучения и размышления над событиями, происходившими на Соборе и над его текстами. Католики собирались также каждый четверг для совместной Евхаристии.

Каждый вечер, в 19 часов в этом доме пелась литургия часов, и часто приглашались на ужин другие студенты, друзья, священники, пасторы. Группа, занятая поиском аутентичного христианства, живёт, возрастает, а также позволяет каждому созреть для собственного призвания. Приближался конец учёбы, и у многих спонтанно возникало желание продолжить эти братские опыты, в то время, как некоторые определились в монашеском призвании.

Так рождается необходимость найти бедное уединённое место, для общинного дома. Выбор падает на Бозе, удалённую часть деревни Маньяно, на Серре , большом моренном холме между Ивреей и Бьеллой, где находится одна романская церковь в полуразрушенном состоянии. Но в следовании монашескому зову брат Энцо остался один, и один начал жить в доме, арендованном в Бозе. Это были первые дни декабря 1965 года, дни, в которые закрылся Собор, решения которого папа Иоанн XXIII хотел видеть как откровение для всех людей подлинного лика Церкви, матери и учителя милосердия.

… что ты страдаешь порой от холода, от неудобств твоей бедной жизни, от того, что часто недостаёт пищи или нет того, от чего ты привык испытывать удовольствие, не унывай: нехорошо, если такая обстановка становится привычной для общины, но она должна быть возможной: суровая жизнь помогает обрести истинное покаяние.
Всё это не хорошо само по себе, но хорошо как средство, укрепляющее тебя в твоей жизни и как источник требуемого в твоём призвании освобождения.
Духовные наброски. С. 10

В сентябре 1966 г. многие члены группы приехали к брату Энцо для того, чтобы помочь ему восстановить романскую церковь: было необходимо вычистить её, привести всё в порядок, подготовить её для последующего служения Евхаристии.

Однако эта активность вызвала непонимание у епископа Бьеллы, местного правящего архиерея. Но после визита в Бозе кардинада Микеле Пеллегрино, Туринского архиепископа, 29 июня 1968 года, все трудности были разрешены.

В течение этих лет одиночества брат Энцо совершил несколько дальних поездок по монастырям: в Тамье, в Тэзе, на Святой Горе Афон, посетил в Константинополе Вселенского патриарха Афинагора.

Так продолжались одинокие поиски брата Энцо до осени 1968 года, когда Даниэль Аттингер, евангелический теолог из Нешателя (Швейцария), а также Доменико Чьярди и Маритэ Каллони прибыли в Бозе для того, чтобы положить начало общине, вместе с сестрой Кристианной, испрошенной братом Энцо у игуменьи монастыря в Граншамп (Швейцария) м. Минке.

С того времени по утрам, в полдень и вечером совершается литургия часов и принимаются гости – преимущественно по субботам и воскресеньям. Слово Божие, читаемое, а также произносимое как молитва на богослужении и на lectio divina, занимает центральное место в повседневной жизни. Также читаются отцы неразделённой Церкви, монашеские отцы. Эти источники и создали ядро общины, воспитали его.

… живи в бедности, также подчиняя себя работе, как все люди… Работай, потому что отцы и апостолы работали для того чтоб жить своими руками, потому что тебе не полезно принимать служение от других, потому что работа и творчество – часть замысла Божия, потому что ты должен свидетельствовать свою солидарность с людьми, работая среди них…

Поэтому не убегай от мира и людей, но живи как они, более-менее социализировано, насколько позволяют условия…

Если тяжёлый труд не позволяет порой сосредоточиться на молитве, знай, что так и должно быть: жизнь того, кто ищет Бога должна отличаться от жизни привилегированных.
Устав Бозе, 24 и 25

Хотим быть прежде всего рабами Господа, детьми Церкви, любящими Господа в пространстве Церкви, но как все христиане. Никаких привилегий, никаких рекомендательных писем, только община. Мы в Церкви, в сердце Церкви, и хотим, чтобы она смотрела на нас с материнской нежностью, но как смотрит на каждого из своих чад. Монашество находится не на лини простых институтов, но в харизме; в той свободе Духа, которая вызывает различные призвания для созидания полноты Тела Христова. Для церквей хотим быть сынами готовыми бодрствовать и молиться, часовыми, объявляющими зарю, чтобы свидетельствовать безбрачием и братством, что Солнце правды, Иисус Христос, скоро грядёт, чтоб собрать всех рассеянных чад!
Проповедь Энцо по случаю посвящения в монашество первых семи (22 апреля 1973)

«Нет отчётливой ясности,
в серых ещё зимних небесах,
когда перестаёт идти снег,
и насущное тепло толкает жизнь.
И быть может несколько сердец в молчании
открывают ноты древнего канта»…
(стихи Доменико Чарди)

Живя в общине некоторые её члены продолжали свою профессиональную деятельность вне монастыря – на компьютерной фабрике «Оливетти», в школе как преподаватели. Брат Даниэль, посвящённый в пасторы своей Церкви, получил пасторский мандат для общины вальденсов в Турине. Это был годы жизни очень бедной: в Бозе отсутствовало электричество. Дома разваливались, порой было невыносимо холодно, однако любовь восполняла всё.

Кардинал Пеллегрино по-отцовски поддерживал брата Энцо, наблюдал за ростом общины; Луиджи Беттацци, епископ Ивреи, часто посещал общину с дружескими чувствами. Некоторые из тех, кто составили из себя начальную группу, через несколько месяцев уехали, но другие остались, и в 1972 году община насчитывала уже десяток членов. Брат Энцо составил устав общины, который был одобрен и принят на капитуле из первых семи членов. И так продолжалось до Пасхи 1973 года, когда на рассвете 22 апреля, произошло окончательное посвящение в монахи первых семи. Присутствовали о. Евгенио Коста (старший, делегат кардинала Пеллегрино), пастор Гей, дон Чезаре Масса и многие другие друзья.

«Были ребёнком едва рожденным,
что с трудом делал свои вдохи;
на окнах был снег и на тропах грязь.
Мы знали горечь хлеба и его отсутствие в длинной тьме ночей.
Но порой неожиданно лёгкий ворон прибывал,
оставляя сладкий хлеб милосердия,
что толкал усталые ноги вперёд на один шаг» …
(стихи Д. Ч.).

Община, которая к концу 1973 года состояла из семи посвящённых членов и четырёх послушников (восьми братьев и трёх сестёр), являлась уже достаточно солидным монастырём. Появилось решение основать подобное братство в Швейцарии, в Сан-Сюльпис, в кантоне Нешатель, экуменическое братство католиков и реформатов. Были посланы бр. Даниэль и бр. Гвидо и это братство осуществляло значительное служение до 1978 года, когда братья вернулись в Бозе.

Таковы начальные шаги Бозе. Сегодня (2011) община составляет около восемьдесят членов (братьев и сестёр почти поровну), среди которых несколько евангелических христиан, семь священников и один пастор. Продолжая оставаться верной начальной интуиции и ответственности, католическая община вошла в подчинение местной епархиальной власти. Правящий архиерей города Бьеллы регулярно посещает наш монастырь, наблюдает и является гарантом общения.

В течение 15 лет община присутствует также в Иерусалиме в составе маленького братства из трёх членов, для налаживания диалога с различными христианскими Церквями, а также с евреями. Братья соединяют работу по изучению общих библейских корней с проповедью и служением гостеприимства. Один бедный знак, маленькое пространство молчания, молитвы и братского общения в сердце Земли, на земле Воплощения, в городе, раздираемом религиозными противоречиями, однако, призванном быть «явлением мира».

Между тем родились ещё две общины: в 1994 году три сестры отправились в Ассизи, в древнее аббатство св. Бенедикта, где они жили до землетрясения 1997 г. А в октябре 2011 в Ассизи открылось новое братство в древном монастыре Сан Массэо (т.е. Св. Матфей), где сейчас живут четыре брата. В 1999 один из братьев послился в Остуни в Аппулии, где потом развивалось братство, среди масличных деревьев, недалеко от моря.

adalb2

 

Жизнь общины

… ты призван следовать за Христом в общинной жизни и в безбрачии: живи в вере, в любви, в надежде, в молитве, в служении, как и твои братья-христиане, но также в безбрачии, в общности имущества, в уединении, в усердном служении Богу, как тебе определил Христос.
Устав Бозе, 7

… ты живёшь в общении с братьями и сестрами: живи с ними в таком же доме, совместно с ними участвуй в таком же служении. С ними ты составляешь одну клетку тела Христова. Общинная жизнь означает всецелое единство в духовном и в материальном, в жизни, в действии, в надежде, для того, чтобы тебе действительно быть образом братолюбия…

Общинная жизнь требует единства и единения. Как верующие первой христианской общины ты должен быть «единой душой», то есть оживотворятся от одного с твоими братьями источники – от любви Божией…

Ты бережёшь своих братьев не потому, что они тебе понравились, но потому что Бог тебе их дал как спутников на пути к Царству. Люби твоих братьев любовью полной, честной, не давая место неприязни и холодности…

Бог так расположил тело для того, чтобы все члены проявляли взаимную заботу друг о друге. Для этого ты должен носить бремена других, радоваться с радующимися и плакать с плачущими.
Устав Бозе, 12-14

Монашеская жизнь не имеет другой цели кроме той, чтобы бескомпромиссно придерживаться Евангелия. Монашеская община не имеет другого дела, кроме того, чтобы верить и жить в Том, Кого послал Бог, в Иисусе Христе. Поэтому было бы напрасно пытаться найти формальную цель жизни, проводимой в Бозе: здесь просто мужчины и женщины, услышавшие в себе призыв Господа, оставившие всё – семью, землю, профессию, интересы – чтобы следовать за Агнцем, куда бы Он ни шёл, в безбрачии и общинной жизни, проводимой в бедности и послушании.
Что за жизнь у братьев и сестёр в Бозе? Это простая жизнь, устремлённая к главному: уединению в молитве и труде. Совместная жизнь устойчива. При примате кинонии обнаруживается «как хорошо и приятно жить братьям вместе» (Пс. 132:1).

И да будет жизнь только песней,
бедной, утомительной, красивой
Более дров, что пригорев превращаются в уголь,
эта любовь, что нас согревает…
(стихи Д. Ч.).

Монашеская жизнь устанавливается от простого сочетания общины, устава и приора. Но кто вдохновляет, устанавливает и руководит этой жизнью, должен сам находится под абсолютным господством Евангелия.

Приор

Рядом с уставом есть и настоятель, т.е. «тот, кто председательствует», называемый также «приором». Это один из братьев, избираемый общиной для того, чтобы быть скорее слугой общины, чем учителем, скорее духовным отцом, чем координатором.

«Посему он должен быть человеком, обладающим даром духовной крепости и рассудительности, чтобы осуществлять духовное руководство», для бодрствования над шествованием общины, чтобы каждый брат мог более уверенно ходить по следам Христа.

Перед лицом трудностей, испытаний, ему необходимо укреплять братию в вере и в призвании: быть, прежде всего человеком слушающим, всегда готовым к принятию того, что Дух говорит сегодня общине через братьев и через происходящие события, быть «оком, устремлённым на Господа Иисуса и бодрствующим над общиной», быть добрым пастырем, который не теряет из виду того, кто растерян, быть «голосом, отданным» Слову Божию, который зовёт всегда к беседе, вовремя и не вовремя, и прежде всего быть человеком милосердия, лучше сказать, маленьким человеком бесконечного милосердия Господа.

Молитва

Ты, Который каждый день обучал меня словам моей песни!
… lectio divina – это литургия, которую совершаем в хижине нашего тела для священнодействия встречи с Богом и союза с Ним. Это ежедневный инструмент, с помощью которого всё более познаём Господа, всё более возрастаем в любви к Нему… Это – путеводитель нашего разума к христианскому участию в истории, в сообществе людей.
Духовные наброски, р. 16

Молитва общины подчинена ритму трёх ежедневных богослужений. В молитве утра и вечера пение псалмов подготавливает к чтению отрывков из Ветхого Завета и Евангелия (утром), из Апостола (вечером). Затем после некоторого молчания для осмысления Слова следует пение Benedictus или Magnificat, литания, ектенья, пение Отче наш и заключительное благословение. Полуденная молитва более краткая, предусматривает пение псалмов, чтение из творений отцов Церкви или современных духовных писателей и молитву.

В субботу вечером имеет место общее бдение, приготовляющее к воскресной Евхаристии. Во время бдения чтение библейских воскресных текстов перемежается общим пением частей 119(118) псалма, а затем следует lectio divina. Приор или один из благословенных братьев изъясняют Писания, помогая братьям и гостямосмыслить общее духовное содержание прочитанного. Это характернейший момент, который собирает и формирует общину вокруг Слова, через его чтение и размышление над ним, направляя к молитве и созерцанию.

Общая молитва, черпающая вдохновение в великой литургической традиции Западной и Восточной Церквей, всегда обращённая к прославлению Господа, должна соединятбься с молитвой персональной, которую каждый ежедневно совершает во внутреннем молчании и уединении в своей келье.

Эта персональная молитва представляет из себя, прежде всего, ежедневную lectio divina: время молчания и слушания «созерцательного пережёвывания» Слова Божия, время, в которое призывается Дух Божий, в которое дух человеческий стремится проникнуться.

… посвяти себя в искусство рассудительности и сознание присутствия Божия и ищи непрестанной, непрерывной молитвы, ищи твоего Господа. Не желай ничего помимо любви Христовой!
Устав Бозе, 2

Сверх молитвы общей ты призван к молитве частной для познания того, что Христос есть в тебе. Он, Господь – твоя надежда и твоя слава. Если действительно хочешь жить в общении с Ним, тебе необходима личная, тихая и тайная молитва, пример которой тебе даёт сам Господь Иисус Христос…

Каждый день ищи время для общения с Богом, особенно в комнате с затворённой дверью, чтобы «Отец твой, видящий тайное, воздал тебе явно» (Мф.6:6). Молитвой общей поддерживай молитву персональную, и наоборот…
Да вольётся твоя молитва в воскресную Евхаристию, эту молитву молитв, в которой воскресший Христос предлагает Себя как пищу и питие для тебя, больного и немощного члена народа Бодия.

Так Слово становится плотью в тебе – и ты облаготворяешься Христом всецело. Христом, предлагаемом в таинстве до Его возвращения.
Устав Бозе, 36-37

Но персональная молитва это также время для внутренней беседы с Богом, под водительством Духа, соответственно темпераменту каждого: время раскаяния в собственных грехах и взывания о прощении, время для воспоминания о всех событиях и людях в свете Воскресшего, время для прошений о Церкви и о мире, время очищения своего сердца для приготовления в нём жилища Богу, время молчания – прежде всего для того, чтобы услышать то, что Святой Дух говорит в сердце каждого…

Труд

Все члены общины работают, зарабатывая на жизнь своими руками как все люди и по примеру апостолов и отцов.

Эта работа и сегодня как вначале исполняется с основательной тщательностью и в монастыре, и вне него в ближайшем городе Ивреа (госпиталь, школа). Основные послушания в монастыре: сад и огород, иконописная мастерская, столярная мастерская, мастерская по производству керамики, издательство «Qiqajon», типография, библейские исследования в русле еврейской и христианской традиции, работа в области изучения святоотеческого наследия.

Осуществляется также внешняя деятельность в служении Слова в различных общинах и епархиях. Она вызвана заботой о всех Церквах и состоит в организации библейских курсов и духовных упражнений, проводимых в Италии и заграницей для мирян, оглашённых (готовящихся принять таинство Крещения), священников, монашесивующих, миссионеров…

Христиане различных конфессий

Община не конфессиональна, но создана членами разных христианских конфессий. Каждый член должен находить в общине простор для своего исповедания веры и для своей духовной практики.
Устав Бозе, 44

Брат, сестра, ты происходишь от одной христианской Церкви. Но ты вошел в общину не для того, чтобы переделать Церковь как тебе нравится, по своей собственной мерке. Ты принадлежишь Христу через Церковь, которая тебя возродила в Нем через Крещение. Поэтому принимай пастырей церквей, принимай их служение в их различиях, и старайся быть всегда символом единства.
Устав Бозе, 43

Без нарочитого стремления к этому, единственно по великому дару Господа, община изначально состоит из братьев и сестер, принадлежащих к разным конфессиям. Рожденная непосредственно после II Ватиканского Собора, в годы, исполненные надежды воссоединения Церквей, монашеская община в Бозе продолжает и сегодня, во время менее восхитительное, свой кропотливый поиск монашеской жизни в общине в русле святоотеческого предания неразделенной Церкви.

В частности, открытие границ стран бывшего коммунистического лагеря в начале девяностых годов подарило радость встречи с христианами тех Церквей, которые познали гонения и долгие годы молчания и насильственной изоляции от гражданского общества. Желание почерпнуть из источника святоотеческой и монашеской мудрости православного Востока и, в частности, углубить знание такой традиции, как русская православная, столь вдохновляющая и тех, кто вступил на монашескую стезю на Западе, обрело возможность конкретной реализации путем организации конференций по православной духовности. В ходе таких встреч русские монахи и ученые могли поведать историю своих святых и познакомить заинтересованных лиц в Италии с результатами исторических, агиографических, богословских и литературных исследований, возобновлявшихся в те годы в России с большим энтузиазмом.

Подобная инициатива в скором времени получила одобрение Патриарха Московского Алексия II и энергичное содействие тогдашнего Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и нынешнего Патриарха Кирилла I; было получено также и благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея I, а Папский Совет по содействию христианскому единству благосклонно приветствовал эти конференции с самого начала и заверил в своей поддержке.

Единое Слово Божие, духовные богатства различных церквей и традиций, собственный ритм духовной жизни, послушание единой воле общины все более укрепляют элементы единства по сравнению с различиями. Верность и послушание, смелость и живое пророчество неизменны пред лицом преобразований, что возвращает к Единому Господу и к Его воле, «чтобы все были едино» (Ин. 17:21).

Гостеприимство

Будь гостеприимен, зная, что это Бог приходит к тебе в образе странника. Каждый гость, прибывающий в общину, должен быть принят тобой как Сам Христос…
Принимай всех с честью. В простоте, но с предупредительностью. Будь уверен, что в них присутствует Христос.
Устав Бозе, 38.

Гостеприимство – служение, практикуемое от истоков монашества. Общинная жизнь и безбрачие дают возможность упражняться в нем с особенной заботой и энергией. Хотя мотивы, побуждающие многих гостей — верующих и неверующих, людей, живущих порой на задворках общества и вне Церкви — останавливаться в Бозе, могут быть различны, необходимо принимать всех с одинаковым расположением.

Монах, желающий упражняться в искусстве познания божественного присутствия, должен прийти к видению лика Христова в госте, сделать явственным, в великой тайне встречи с другим, Христа сокрытого, но присутствующего в каждом человеке, даже в человеке, обезображенном злом, опустившемся.

Гостеприимство представляет из себя служение приема и выслушивания, принятия другого в его инаковости, несении его пред Господом, служение утешения для того, кто находится в испытаниях, служение солидарности с тем, кто отвергнут обществом.
Монастырь принимает всех, но прежде всего тех, кто ищет передышки вдали от суеты или места для научения общинной жизни или для обсуждения с братьями своих проблем, прежде всего духовных.

Сверх общей молитвы трижды в день и ежедневной lectio divina на евангельский отрывок дня, община предлагает гостям дни сугубого уединения, дни «ревизии жизни», а также беседы на особые темы, «библейские недели», «недели духовности».
В январе обычно монастырь не принимает гостей: это периодмолчания, молитвы и размышления.

 

adalb3

 

*****
Друг, гость, паломник!
(Письмо к приезжающим в монастырь)

Друг, гость, паломник!
Причины, по которым ты прибыл, могут быть различны.

Быть может, ты ищешь тихое место, чтобы немного отдохнуть, или место для молитвы. Или ищешь братьев и сестер для того, чтобы вместе поупражняться в общинной жизни, или место для слышания Слова Божьего, место молчания. Сейчас ты здесь, и община рада встретить тебя. Община не спрашивает тебя ни о чем, но призывает проявить чуткость: находясь здесь, оставь твои волнения, заботы и последуй миру. Тебе представился случай пересмотреть твою жизнь, познать благодать Божию в общей молитве, услышать Бола, привлекшего тебя в это место, эту тихую духовную пустынь, чтобы говорить к твоему сердцу. Для тебя также есть возможность сравнить твои дела в Церкви и мире с делами других. Быть может, в дневной час, когда члены общины работают, ты можешь оказаться один — это возможность встречи со Христом в мире и молчании. Не бойся времени одиночества.

Если что-то тебе необходимо, спроси об этом откровенно, без боязни обеспокоить общину… Находясь здесь, можешь найти многое, не отвечающее твоим желаниям: не огорчайся. Мы община молодая, бедная, простая: принимай нас такими, какие есть; поправь нас, если не верны Евангелию, стремясь, однако, постигнуть наше стремление быть послушными требованиям радикального христианство.

Здесь ты найдешь христиан разных конфессий, с разным мировосприятием, часто не озабоченных социальной и политической ситуацией, а также мужчин, и женщин, ведущих образ жизни, который тобой, может быть, не одобряется: постарайся увидеть в них лик Христов, никого не рань. Старайся вслушиваться, чтобы понять, старайся не оскорбить их внутренние чувства. Они твои братья, такие же люди, как ты: если их выслушаешь, не найдешь их слишком отличными от тебя.

Для твоего пребывания община не требует ничего: это место ни для кого не должно быть недоступным по экономическим мотивам. Однако, если можешь, оставь взнос в ящичке у входа, безымянно, чтобы твой вклад был скрыт от всякого контроля и любопытства.
Завершив пребывание здесь, не презирай возможностей, открывающихся в каждодневной жизни: Бог хочет сделать тебя инструментом, свидетелем, чтобы ты нес евангельскую весть туда, где ты живешь, в твою семью, в твою среду, в рабочий коллектив, в места твоего отдыха, в твою церковную общину. Ты прибыл сюда не для того, чтоб бежать от действительности, но чтоб укрепиться в вере и служении браться, с которыми живешь.

Заключение

Патриарх Афанасий Александрийский спросил Пахомия Великого: «Святая кинония продолжает ли приносить добрые плоды?». Ответил Пахомий: «Как Церковь. Без нее мы ничего не значим».

Да, монашеская община – не альтернатива Церкви, а ее проявление, образ и символ. Ее призвание – Евангелие; ее ожидание, в сообществе людей, — славное пришествие Господа.

Ты строил и строишь каждый день общину. Но не волнуйся об историческом продолжении интуитивного начала. Ищи скорее, чтобы община была символом общности, бодрствуй над ее подлинностью, и не позволяй, чтобы она стала безжизненной от массивной институционализации…
Лишь одно да будет твоей заботой – искать Царство Божие, живя Евангелием в в общине, в которую ты был призван.
Устав Бозе, 48.

Даты, значительные для Бозе.

1965 г. Прибытие Энцо Бьянки к концу II Ватиканского собора
1968 г. Прибытие первых братьев и первых сестер
1973 г.

>Монашеское посвящение первых семи на рассвете Пасхи, 22 апреля (всего в общине состояло 11 человек)

6 августа  Преображение Господа Иисуса Христа, престольный праздник монастыря в Бозе.

Оставьте комментарий