Пастыри или ловцы человеков?

— В своей книге «Вера, которая побеждает мир» отец описывает две формы евангелизации: керигма и дидахе. Первая призвана привести слушателя к личной встрече с Иисусом, вторая обращена к уже уверовавшим, с тем, чтобы они строили свою частную и общинную жизнь согласно воле Божией. Как в эту двойственность вписывается понятие «новой евангелизации»?

— Отправной момент новой евангелизации – керигма, а не дидахе. Речь должна идти не о моральный поучениях и не о том, как стать добродетельным, но о провозглашении Иисуса умершего и воскресшего. Прежде всего нужно привести человека к личным отношениям со Христом, а потом уже возлагать на него плечи обязанности, проистекающие из факта веры.

canta

Если мы будем начинать проповедь  с перечисления нравственных требований, современный человек ее попросту не примет. Разумеется, это не значит, что нужно отказаться от катехезы, этики, объяснений по поводу этики и догматики или формации. Необходимо, однако, вернуть Христу надлежащее место во всем перечисленном. Огромное искушение – погрузиться только в дидахе, то есть в морализаторство. Я сам, когда был преподвателем, злоупотреблял таким подходом в изложении истин веры. Существует еще одна опасность: сегодня проблемы нравственности настолько важны, что мы начинаем заниматься ими слишком много…. и не идем дальше. На этику будет время, но позже. Если примем Христа, то сумеем затем внести в свою жизнь требования морали, но если не встретим Его – без Него не будет никакой этики. Такая последовательность была менее значимой в прошлом, особенно в Средневековье, ведь тогда вся жизнь общества, семьи, вся культура была пронизана верой. Сегодня все иначе. Вера уже не рождается в семье или в обществе. В нашей проповеди Благой Вести главным должно стать желание привести слушателя к личной встрече со Христом. Это и будет началом новой евангелизации. Особенно ярко проявили себя здесь те современные церковные движения, которые создают взрослому человеку условия для подобной встречи, для личного акта веры.

— Значит, новая евангелизация должна начинаться с керигмы. Это и есть ответ Церкви на современный секуляризм?

— Да. Секуляризация – это, прежде всего, изгнание Бога из приватной и общественной жизни конкретного человека. Она реализуется разными  путями, в том числе и в области нравственности. Поэтому в диалоге с миром, не верующим в Бога, необходимо поднимать вопросы этики. Важно, чтобы Церковь создавала такую общину верующих, которая бы несла Его послание. Мне кажется, что сегодня многие обычные светские люди поступают именно так: создают группы, члены которых сознательно выбирают Иисуса и стараются Его проповедать. Ответом на секуляризм стали и всемирные дни молодежи. Молодые люди просто и непосредственно свидетельствуют, что Иисус пришел в их жизнь

— Значит ли это, что новая евангелизация невозможна без общины? Нам нужны общины свидетелей?

— В день Пятидесятницы, после проповеди Петра, родилась христианская община. Именно она привлекала окружающих к вере. Недостаточно только странствующих проповедников, которые первыми доносят до мира слово Евангелия. Нужно, чтобы те, кто ищет света, могли найти христианскую общину, жизнь которой построена согласно христианскому учению. Часто здесь недостаточно традиционного уклада приходской жизни. Поэтому папа Иоанн Павел II говорил, что традиционные приходские структуры должны отвести место для создания новых общин. Конечно, существуют образцовые приходы, где действительно реализуется евангелизация, но таких примеров мало. Во многом еще и потому, что в традиционно организованном приходе единственной движущей силой является настоятель, а он физически не в состоянии заниматься всем сразу.

canta2

— При распространенном сегодня потребительском отношении приходы иногда превращаются в своего рода конторы оказания религиозных услуг и преподания Таинств. Может быть, их нужно превратить, скорее, в общины общин?

— На последних реколлекциях для папского дома я говорил как раз о том, что мы, католические священники, гораздо лучше подготовлены к роли пастырей душ, чем для роли ловцов человеков. Мы совершаем Таинства, провозглашаем Слово Божие, однако только тем, кто приходит в церковь. Меньше думаем о том, чтобы выйти из храма и проповедовать Евангелие за его стенами. Существующие сегодня движения и объединения гораздо лучше подготовлены к тому, чтобы сообщить Благую Весть всем, в том числе и тем, кто далек от Церкви.

С о. Раньеро Канталамессой беседовал Ц. Сенкальски
Перевод А. Паламарчук
Источник Angelus.pl

Оставьте комментарий