Святой Константин Шотландский и святой Софроний

Святой мученик Константин Шотландский

march_11_01

С именем св. Константина Шотландского связано множество исторических и агиографических проблем. По мнению некоторых исследователей, в благодарной памяти Церкви первоначально сохранялись образы нескольких древних британских святых этого имени, и лишь со временем их отождествили друг с другом. Однако не менее вероятно и то, что эффект “разных Константинов” был вызван широким почитанием святого мученика, подвиги которого каждый раз описывались по-новому.

Во всех версиях житийной легенды св. Константина он предстает королем или принцем. Согласно одному из поздних преданий, св. Константин был племянником и наследником самого Артура, кому тот, будучи смертельно ранен, передал корону. Житие св. Кентигерна называет Константина сыном и наследником Ридерха l Щедрого, короля долины реки Клайд. Известен Константин — порочный король Думнонии, на которого обрушивал суровые упреки св. Гильдас, призывая к покаянию (оно вполне могло состояться).

В Шотландии сложилась пространная версия жития св. Константина: в нем почитают первомученика этой страны. При этом не исключено, что именно шотландская версия наиболее достоверна: другие так или иначе перекликаются с ней.

march_11_03

По преданию св. Константин правил королевством на юго-западе Британии – Думнонией (на землях Корнуолла и нынешнего Девона). Возможно, святой был сыном и наследником прославленного короля Кадора. Здесь можно заметить, что была еще и северная “Думнония” в долине Клайда, так что шотландский автор жития св. Кентигерна мог вольно или невольно подменить южнобританские реалии близкими картинами родного севера. Поначалу далекий от благочестивой жизни, Константин во время охоты набрел на отшельническую хижину св. Петрока, который поразил его своим примером подвижничества. Охотничий рог, оставленный королем св. Петроку на память, долго сохранялся вместе с другими реликвиями отшельника. Правитель решил совершенно перемениться и тоже стать монахом, но не мог сразу же бросить королевство (подвергавшееся нападениям соседей) и семью. По смерти жены Константин оставил корону малолетнему сыну Герайнту (впоследствии прославившемуся праведностью), власть – регенту, королю Лионесскому Тристану (прототипу героя известной легенды), и отправился в странствие. Константину было нелегко одеть монашеское облачение — ведь в свое время он нарядился в рясу, чтобы скрыть под ней оружие для очередного злодейства. Поначалу он путешествовал по своему королевству, основывая храмы, но это было своего рода прощание. Затем он двинулся на север, стал отшельником близ Кардиффа или же в Меневийской обители св. Давида и оттуда, уже тайно, двинулся дальше. Обычно местом, куда он в конце концов прибыл для покаяния, называют монастырь св. Мохуда (или св. Карфага) в Рахане (Оффали, Ирландия).

Семь лет Константин трудился, смиренно таская зерно на монастырской мельнице. Однажды святой, сидя в мельнице, вслух сказал самому себе: “Я ли это, Константин, король Корнуолла, чья голова столь часто была покрыта шлемом, а грудь — доспехами? Нет, не я это более”. Один из братий случайно подслушал эти речи и поспешил пересказать их настоятелю. Тот немедленно забрал св. Константина с мельницы и занялся его духовным обучением; вскоре бывший король возвысился до священнического сана. Вскоре после того св. Константин оставил монастырь и ушел к св. Колумбану.

march_11_05

Через некоторое время св. Мунго (Кентигерн), епископ Глазго, послал св. Константина для проповеди слова Божия на юго-запад Шотландии, в Гэллоуэй. Там Константин был избран аббатом монастыря, где и жил святой жизнью до старости, немало содействуя просвещению народа пиктов.

Говорят, что именно св. Константин основал Гованский монастырь на реке Клайд.

march_11_06

Уже глубоким старцем св. Константин, никогда не считавший свое покаяние достаточным, молился Богу о даровании мученической кончины. Был ему голос, возвестивший, что он получит просимое. Тогда св. Константин с несколькими братьями пошел по стране с проповедью и добрался к полуострову, называемому Кинтайр. Это было глухое, разбойное место. По легенде, некие злодеи последовали за святым старцем, когда с ним был лишь один послушник. Напав на послушника из-за его сумки, они ранили его в руку. Св. Константин тут же исцелил рану. Это не образумило, а разъярило разбойников: они отрубили св. Константину руку и бросили умирать. Подбежавшие братья уже не могли помочь своему настоятелю. Св. Константин нашел для них слова утешения и почил в их присутствии. Иоанн Фордунский говорит о том, как св. Константина погребли в Говане (где ему можно поклониться и поныне).

march_11_02

Согласно шотландской традиции, св. Константин принял мученическую кончину в 576 г., а по ирландским источникам — в 588 г. Память его празднуется в Уэльсе и Корнуолле 9 марта, 11 марта в Шотландии и 18 марта — в Ирландии.

Святой Софроний патриарх Иерусалимский

march_11_07

Патриарха Иерусалимского св. Софрония I называли Софистом (т.е. знатоком словесности и риторики): это было его первоначальное занятие в миру.

Св. Софроний родился в Дамаске около 560 г., и был, по всей видимости, сирийского или арабского происхождения. Как и его друг, св. Иоанн Мосх, молодой ритор Софроний ушел в пустыню искать подвига еще в юности. Вероятно, святые познакомились в лавре св. Феодосия близ Вифлеема и впоследствии вместе паломничали от обители к обители по Святой Земле и соседним землям. Именно св. Софронию св. Иоанн посвятил свой “Луг духовный”, и восточная традиция объединяет память двух друзей под одним днем 11 марта.

В 605 г. св. Софроний вместе со св. Иоанном бежал из Палестины в Александрию от персидского нашествия и долго жил в Египте, пользуясь благоволением патриархов — св. Евлогия и св. Иоанна Милостивого. Когда персы в 616 г. достигли и Александрии, святые отправились в Рим. Около 620 г. св. Софроний вернулся в Палестину, сопровождая тело умершего в Риме св. Иоанна Мосха для иноческого погребения, и поселился в лавре св. Феодосия. Там он завершил труд св. Иоанна Мосха и в виде приложения к нему записал историю о собственном чудесном исцелении от глазной болезни по молитве к святым Киру и Иоанну, александрийским бессеребреникам.

march_11_08

Св. Софроний был твердым оппонентом распространившейся ереси монофелитства. Когда патриарх Александрийский Кир стал проповедовать монофелитское учение, св. Софроний отправился в Александрию образумить его. В 633 г., когда монофелитская проповедь раздалась из уст патриарха Сергия Константинопольского, св. Софроний отправился спорить с ним в Константинополь. Несмотря на неуспех в споре с этими патриархами, св. Софроний заслужил глубокое уважение сторонников католического учения.

Когда в 634 г., св. Софроний был избран патриархом Иерусалимским, он написал Синодальное послание Папе Римскому Гонорию I и Восточным патриархам, разъясняя учение о двух волях во Христе.

Рождественская проповедь св. Софрония, произнесенная 634 г., предполагает, что Вифлеем был уже захвачен арабами, хотя историки датируют это событие более поздним временем. Св. Софроний описывал арабское наступление как “невольно совершающее Божию кару над слабыми, полными колебаний христианами”.

В 637 г. халиф Омар захватил Иерусалим. Св. Софроний вел перед этим переговоры с халифом и добился, при условии уплаты дани, признания прав и свобод христианской общины – это был так называемый “договор Омара”.  Государь захватчиков лично встретился с патриархом в церкви Гроба Господня. Св. Софроний предложил халифу помолиться вместе, но Омар отказался, боясь, что его последователи непременно обратят его место молитвы в мечеть. В ответ св. Софроний передал халифу ключи от церкви Гроба Господня для сохранения. Легенда гласит, что с тех самых пор ключи от христианской святыни неизменно хранились мусульманами; этот обычай соблюдается и сегодня.

Несмотря на дипломатический успех, св. Софроний горько переживал падение великого города и отошел ко Господу через год, 11 марта 638 г., как рассказывали — от тоски.

march_11_10

Сдержанная богословская манера Софрония, по возможности избегавшего спорных терминов и сложных рассуждений, занимает важное место в истории католического богословия. Многие из творений св. Софрония, например, знаменитая некогда Антология или Житие св. Иоанна Милостивого, не дошли до наших дней. Он написал стихотворные поучения в виде 23 анакреонтических од, посвященных церковным праздникам, а также историческим событиям, как например, осаде арабами Иерусалима, и святым местам. Две из них выражают тоску св. Софрония о Святом граде и могли быть написаны во время одного из путешествий. Помимо этого, св. Софроний собрал сведения о великой подвижнице – св. Марии Египетской – и написал ее Житие. Православная церковная традиция чтит св. Софрония Иерусалимского прежде всего как автора этого жития, читаемого в церкви в четверг пятой недели Великого поста.

Анастасия Медведева

Оставьте комментарий