Святой Кирилл, епископ Иерусалимский, и святой мученик Эдуард Английский

Святой Кирилл, епископ Иерусалимский, Учитель Церкви

Святитель Кирилл происходил из Палестины. Он родился предположительно в 315 г. в Кесарии Палестинской или самом Иерусалиме, в христианской семье. Мы знаем мало о жизни святого до того, как он стал епископом. В диаконы Кирилла рукоположил св. Макарий Иерусалимский, а во священники — св. Максим, которому св. Кирилл наследовал на престоле Иерусалимской Церкви в конце 350 г., вскоре после чего над Голгофой совершилось чудесное явление огненного креста.

Вовлеченный в противостояние между католиками и арианами, св. Кирилл отстаивал никейское исповедание веры, отказавшись подчиниться митрополиту Акакию Кесарийскому — скрытому арианину. В то время Иерусалим был в юрисдикции Кесарийской митрополии, но Кирилл добился признания высокого статуса Иерусалимской кафедры Никейским собором, и это также вызвало ревность Акакия. Созванный последним собор низложил в 358 г. Кирилла и принудил удалиться на покой в Тарс. В следующем году Собор в Селевкии, на котором присутствовал св. Кирилл, низложил Акакия. В 360 г. вновь возобладало придворное влияние митрополита, и св. Кирилл провел еще год в изгнании, пока восшествие на престол императора Юлиана не позволило ему вернуться.
Император-арианин Валент снова изгнал святого в 367 г. Св. Кирилл возвратился в Иерусалим при Грациане и не был больше преследуем вплоть до своей кончины в 386 г.

Св. Кирилл много благотворил в Иерусалиме. Он следовал примеру св. Августина, учившего, что епископ должен питать бедных даже ценой продажи церковных сокровищ. Св. Кирилл втайне продавал драгоценные облачения и украшения, чтобы уберечь своих иерусалимлян от голодной смерти. Это не раз вменялось святому в вину и было одной из формальных причин его низложений. Помимо благотворительности, епископ Святого града имел еще множество обязанностей. Они включали суд, переговоры о выкупе пленников, учение и проповедь на богослужении, обращение неверующих, наставление и духовное окормление, участие в политической жизни и многое другое.

Знаменитые двадцать три поучения для катехуменов, произнесенные св. Кириллом, тогда еще пресвитером, в 347 или 348 гг., содержат поучения об основных аспектах христианской веры и практики, сформулированные просто, полные учительской любви и заботы об оглашенных и новокрещенных, к которым они были обращены. Последние пять из них посвящены Таинствам и потому называются Мистагогиями.

О смысле Таинства крещения св. Кирилл говорит так:

«Великое дело — предстоящее крещение, оно — искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, обновление души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование Царствия, дарование усыновления» (”Предогласительное слово”, раздел 12).

В сочинениях св. Кирилла содержится также важный комментарий на молитву Господню. Стоит привести его толкование прошения о хлебе насущном: «Хлеб обыкновенный не есть насущный, а сей святой хлеб есть насущный, то есть имеющий действие на сущность души. Сей хлеб не во чрево вмещается и потом выходит из него (Мф. 15:17), но сообщается всему твоему составу, к пользе души и тела. А слово “днесь” употреблено вместо “ежедневно”, как и Павел сказал: “наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить ныне” (Евр.3:13)» (там же. 5, 15). “Насущный” по-гречески эпиусиос, то есть буквально “надсущный” или “сверхсущный”. Хлеб, описываемый Кириллом и “имеющий действие на сущность души”, есть не что иное, как Евхаристия.

В истории становления католической богословской мысли св. Кирилл предстает непростой фигурой. Будучи непримиримым противником арианства и модализма (в которых не было места пониманию подлинной Божественности Христа), св. Кирилл сам пользовался формулировками, впоследствии окончательно отвергнутыми Церковью. Он примыкал к омиусианам, которые предпочитали говорить о «подобосущности» Сына Отцу, и боялись, что формула «единосущный» может быть истолкована в некатолическом духе – как если бы Сын имел природу Отца «вместо Своей». Несомнено, однако, что смысл учения св. Кирилла был вполне католическим. Папа Лев XIII в1882 объявил св. Кирилла Учителем Церкви, выражая многовековую уверенность Церкви в его патристическом авторитете.

Святой мученик Эдуард Английский

Эдуард II Мученик был королем англов с 975 по март 978 гг, когда он был убит.

Он был старшим сыном из троих детей короля Эдгара, возможно — рожденным вне брака. Год рождения Эдуарда неизвестен, но, по всей видимости, он был очень юн, когда наследовал своему отцу в 975 г.; по одной из легенд, ему как раз исполнилось тринадцать лет. По смерти короля, который умер молодым и не позаботился о завещании, разгорелся спор о наследовании. Одни признали Эдуарда, другие были на стороне его младшего сводного брата Этельреда, позднее получившего прозвище Неразумного (точнее – «Не получившего совета»). Главные сторонники Эдуарда, архиепископ Кентерберийский св. Дунстан и епископ Вустерский (позднее – архиепископ Йоркский) св. Освальд, совершили миропомазание и интронизацию короля в Кингстоне на Темзе, вероятнее всего, в 975 г. Но важнейшие представители знати королевства, элдормены Эльфер и Этельвин, не пришли к согласию, и страна находилась на грани междоусобной войны. Короткое правление короля Эдуарда окончилось его убиением в замке Корф, при не вполне ясных обстоятельствах.

Современные событиям источники молчат о том, кем была мать св. Эдуарда, но он точно не был сыном королевы Эльфтруды. Позднейшие предания называют матерью святого то соблазненную королем монахиню Уилтонского аббатства, то некую знатную Этельфледу, дочь Ордмэра, элдормена “восточных англов”, бывшую женой Эдгара еще в те времена, когда он правил Мерсией (до 959 г.). Есть и другие предания и догадки.

Отец святого, Эдгар, был властным правителем; он проводил монастырскую реформу, по-видимому, против воли большинства клира и знати, но при поддержке или по настоянию наиболее влиятельных иерархов: св. Дунстана, св. Освальда и бл. Этельвольда, епископа Винчестерского. Наделение реформированных бенедиктинских монастырей землями, потребными для их обеспечения, вылилось в перепожалование монастырям владений, ранее пребывавших в руках мелкой знати или по крайней мере бывших предметом ее притязаний. Белое духовенство изгонялось из обновленных монастырей, к крайнему неудовольствию их родичей в миру – а родичи у белых клириков были в основном знатными. При жизни Эдгар неколебимо поддерживал реформы; когда же он умер, недовольство, ими вызванное, стало открытым. К тому же сторонники реформ больше не были едины: отношения между св. Дунстаном и бл. Этельвольдом стали неблагополучными.

Несомненно, что вдовствующая королева поддерживала претензии своего сына Этельреда при поддержке бл. Этельвольда, в то время как св. Дунстан поддерживал Эдуарда, как и св. Освальд. По-видимому, могущественный элдормен Эльфер и его союзники стояли за Этельреда, а Этельвин со своими — за Эдуарда, хотя скудость источников такова, что многие историки предполагают обратное. Аргументы сторон по большей части неизвестны. Есть сведения, что состоявшееся в конце концов избрание св. Эдуарда включало долю компромисса. Этельреду были выделены земли, по обычаю принадлежавшие королевским сыновьям, причем часть их ранее была пожалована Эдгаром аббатству в Абингдоне, а теперь взята силой в пользу Этельреда важнейшими вельможами.

Хроника рассказывает, что после восшествия на престол Эдуарда последовали дурные знаки: комета, голод и мятежи (против монастырской реформы). Возможно, в некоторых местах белое духовенство, ранее изгнанное из монастырей, возвращалось, в свой черед изгоняя черное. Аристократия использовала возможность отменить многие пожалование Эдгара монастырям; аббатов заставляли переписывать вклады в пользу местной знати. Юный Эдуард не имел ни сил, ни умения справиться с этими бедствиями. И если, как утверждало позднейшее житие св. Освальда, молодой король порой испытывал приступы гнева, это можно понять.

Хроника подробно повествует о гибели св. Эдуарда. Это случилось наверху или подле холма, на котором ныне видны руины замка Корф. Вечером 18 марта 978 г., когда Эдуард навещал Эльфтруду и Этельреда, он был предательски заколот ударом в спину. Затем король был спешно погребен в Уорхеме “без всяких королевских почестей”.

Архиепископ Вульфстан II в 1016 г. сетовал: «И весьма великое предательство есть в мире, когда предают люди господина своего даже до смерти… так предан был Эдуард…».

Тело св. Эдуарда год покоилось в Уорхеме, прежде чем было обретено, согласно преданию, нетленным. В начале 980 г. останки св. короля Эдуарда были торжественно перезахоронены в аббатстве Шафтсбери, женском монастыре, одаренном королем Альфредом Великим, где бабка Эдуарда и Этельреда Эльфгифу провела последние годы своей жизни.

В 1001 г. реликвии Эдуарда были перенесены на более достойное место в аббатстве, возможно, по благословению его сводного брата короля Этельреда. К этому времени Эдуарда уже почитали святым. За последовавшие по его кончине столетия было написано несколько вариантов жития. В них он представал мучеником, павшим жертвой злокозненных интриг своей мачехи Эльфтруды. Житие св. Эдуарда в деталях описывает обретение св. мощей, включая то, что они были спрятаны в болоте и чудесным образом найдены там, а также датирует торжественное погребение 18 февраля.

Во время Реформации монастыри были разорены, а многие святыни разрушены, но мощи св. Эдуарда спрятали, чтобы не подвергнуть поруганию. Они были вновь обнаружены лишь в 1931 г. при археологических раскопках, и их подлинность была подтверждена научными исследованиями. Многие годы продолжался спор о том, где должны храниться реликвии. В 1984 г. дело было выиграно Русской Православной Церковью Заграницей. Мощи св. мученика Эдуарда были положены в церкви кладбища Бруквуд в Уокинге, ныне называемой церковью св. мученика Эдуарда. После воссоединения Церкви Заграницей с Московским Патриархатом приход ушел в раскол, в одну из «старостильных» иерархий.

На первый взгляд св. Эдуард предстает как бы случайным страстотерпцем, жертвой политических мотивов. Историки не раз задавались вопросом: что, кроме посмертных чудес, обеспечило молодому королю ореол святости? В этом отношении замечательны слова Англосаксонской Хроники: «Ничего хуже не совершали англы, чем это деяние, с тех пор, как ступили на землю Британии. Люди убили его, но Бог вознес его. В жизни он был королем земным, после смерти он теперь — святой небесный. Его земные родичи его не приняли, но его Отец Небесный распростер ему объятия». Помимо благоговейных и риторических формул, текст как будто намекает, что при жизни Эдуард не вполне ясно проявил свою святость. Возможно, Бог увидел то, что осталось невидимым для современников. Однако связь между Эдуардом II, св. Дунстаном и св. Освальдом позволяет предположить, что молодой король был подлинно благочестивым правителем, преданно заботившимся о благе Церкви и в конечном счете пострадавшим именно за это.

Оставьте комментарий