Я есмь воскресение и жизнь

Церковь в пятое воскресенье Великого поста предлагает совершать третье исследование для избранных, которые готовятся к крещению на Пасхальную ночь. По традиции в этом случае читается отрывок Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Этот евангельский рассказ призывает нас задуматься над вопросами смерти и воскресении.

Смерть – обычное явление нашей жизни. Мы каждый день сталкиваемся со смертью людей, слышим о ней в новостях. Но это явление остается все-таки вне нашего сознания, мы о смерти не думаем, мы считаем, что лучше не думать о ней. Когда же смерть приближается к нам, когда она касается наших близких или тех, кого мы любим, нам трудно ее принять. Мы тогда ищем виноватого в том, что дорогой для нас человек умер. Мы даже иногда чувствуем себя самих виноватыми в смерти близких нам людей. И вне зависимости от того, верующие мы или нет, мы обращаемся к Богу с упреком, почему Он забирает у нас тех, кого мы любим. Как говорит Марфа Иисусу: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11, 21). Подобно Марфе, мы тоже обращаемся к Богу с вопросами и упреками. Нам кажется, что Бог бесчувственный, жестокий, что Он наказывает и посылает смерть.

Но когда читаем сегодняшний отрывок Евангелия, видим, что Бог не совпадает с этим представлением о Нем. Иисус – Сын Божий, т.е. сам Бог плачет о своем друге Лазаре. Бог плачет о смерти своих друзей, о смерти всех людей, которых Он любит, о смерти каждого из нас. Итак, в Евангелии Бог – не тот, кто посылает смерть, но тот, кто плачет о смерти своих друзей. Потому что Бог – на стороне жизни. Как Он говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11, 25).

Но чем тогда для Христа является смерть? Христос говорит о Лазаре: «Лазарь друг наш уснул» (Ин 11, 11). Для Христа смерть является сном. Каждый вечер, когда мы засыпаем, мы  знаем, что проснемся утром и начнем новый день. Когда Христос сравнивает смерть со сном, Он хочет сказать, что в каждом из нас есть жизнь, которую невозможно уничтожить. На кресте Он произносит слова псалма: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46). Эти слова были для евреев вечерней молитвой перед сном. Когда Иисус говорит Марфе, что ее брат воскреснет, она отвечает: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин 11, 24). Тогда Иисус говорит ей, что Он есть воскресение, и тем самым утверждает, что воскресение начинается уже сегодня, ибо Бог является жизнью, и мы в таинстве крещения получаем эту Божественную жизнь.

Французский христианский философ Габриэль Марсель сказал: «Любить кого-то – это как будто сказать ему: „Ты не умрешь”». Именно это сделал Бог для своего Сына. И для каждого из нас Бог делает то же самое. Он говорит каждому из нас: «Я люблю тебя. Ты не умрешь. Человеческая смерть – только переход, только сон, и Я разбужу тебя».

В нашей жизни уже есть знаки воскресения. Еще пророк Иезекииль во время вавилонского плена призывал еврейский народ смотреть на знаки надежды в их жизни. Мы часто обращаем внимание в нашей жизни только на то, что плохо. Конечно, нельзя быть наивными или слишком оптимистичными, особенно когда случаются войны, стихийные бедствия, катастрофы. Но Господь призывает нас смотреть на знаки воскресения в нашей жизни. И их много. Мы встречаемся с ними каждый раз, когда рождается истинная любовь между людьми; когда нам случается примириться с человеком, примирение с которым казалось невозможным; когда встречаемся с состраданием, милосердием; когда благодать Божия касается нашей души.

Но недостаточно видеть знаки воскресения, нам самим надо стать знаками воскресения во всех ситуациях нашей жизни, даже когда мы сталкиваемся со страданием и смертью. Христос воззвал к Лазарю громким голосом: «Лазарь, выходи!». Он призывает также и нас выходить из наших гробов, из нашего сна, чтобы жизнь вечная началась для нас не в конце времен, а уже сейчас. Да услышим мы этот голос Христа, живущего и царствующего во веки веков! Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий