о. Милан Жуст: «Самое важное – углублять нашу веру»

— Во время Вашего визита в наш город Вы встретились с викарными епископами С-Петербургской епархии. О чем шла речь на этих встречах?

—  Да, действительно, я встречался с епископом Гатчинским Амвросием, викарным епископом и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Мы с ним уже встречались раньше и в Риме, и в монастыре Бозе в Италии.

Сначала я вместе с отцом Иакинфом, который сопровождал меня, был в храме Духовной академии на Божественной Литургии. Это была очень красивая Служба. Епископ Амвросий в конце богослужения очень тепло нас поприветствовал. Кстати, во время Службы мы стояли на особом, почетном месте. Затем нас пригласили на обед, во время которого мы достаточно долго беседовали о различных видах сотрудничества.

Одним из исходных пунктов нашей беседы стало то, что сейчас в Риме учатся два православных студента, направленные туда Духовной академией. Среди моих обязанностей в Папском совете по содействию христианскому единству — выделение стипендий для православных студентов. 

ambrozy

Мы со своей стороны очень рады, что можем дать возможность некоторым православным студентам учиться в Риме. Таким образом они смогут ближе познакомиться с Католической Церковью, с нашими учебными заведениями. С другой стороны – так как они живут в католических  семинариях, коллегиях, это также дает католическим семинаристам и священникам узнать православных лично и через них и Православную Церковь. Так что это – взаимная помощь.

Мы обсудили возможность обучения католических студентов в Петербургской духовной академии. Уже был такой опыт, ректор заверил, что они готовы в этом посодействовать и в  будущем. Было бы хорошо, если бы католики могли  пожить здесь год-два, выучить русский язык, познакомиться с Православной Церковью, с ее богослужением и богословием. 

— Не обсуждался ли вопрос о том, чтобы какие-то предметы в Духовной академии читали католические священники и преподаватели?

— Об этом в этот раз мы не говорили. Но, например, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени свв. Кирилла и Мефодия, которую открыл митрополит  Илларион, некоторые лекции читают католики. Два раза был там и я: рассказывал православным студентам о нашем Папском Совете, об отношениях католиков и православных. Были и другие католические преподаватели. Так что подобная практика уже существует.

Например, в Париже недавно открыли русскую православную семинарию. Среди ее преподавателей есть католический священник. Думаю, подобных примеров со временем будет все больше.

Во времена митрополита Никодима в Ленинградской духовной академии преподавал католический священник Михаил Арранц.  Так что, я думаю, со временем сюда вновь будут приглашать кого-то из католических преподавателей.

zust

— Вы посетили и Александро-Невскую лавру?

Да. Там состоялась встреча с другим викарным епископом — Назарием. С ним мы больше говорили о культуре, наверное, потому что при Лавре существует Духовно-Просветительский центр «Святодуховский». Он рассказал о кинофестивале «Невский благовест», среди организаторов которого есть и католики. Рассказал и о созданных ими фильмах для паломников, которые рассказывают об итальянских святынях, почитаемых и католиками, и православными. Есть надежда, что такое сотрудничество будет продолжаться и расширяться.

— На Ваш взгляд, отношения между православными и католиками улучшились или ухудшились за последние двадцать лет? Многие говорят об ухудшении отношений.

— Даже если иногда есть ощущение, что был сделан шаг назад в этих отношениях, я все-таки думаю, ощущаю, верую, что движение идет вперед. Конечно, это не значит, что нет сложностей.

Бывает так, что когда, например, двое людей познакомились, то их первый контакт более легкий, но при продолжении дружбы возникают какие-то тонкости, которых не замечали или что-то меняется в жизни одного или другого. Наступает период более сложный. Такое бывает не только в личных отношениях, но думаю, и в отношениях между Церквами.

Известно, что после Второго Ватиканского собора было больше радости и желания подобных встреч… Потом начали появляться некоторые сложности и непонимание. Например, при установлении новых епархий в России. Или когда возродилась Греко-Католическая Церковь на Украине. Это принесло с собой некоторые сложности и конфликты. Отсюда и возникает ощущение, что сделан шаг назад или что есть какие-то конкретные сложности.

Но верую, что, несмотря на эти сложности, есть конкретные шаги, которые укрепляют наши взаимоотношения. Например,  еще несколько лет назад в России католиков обвиняли в прозелитизме. Прошло немного времени, и уже никто об этом не говорит. Произошло некоторое улучшение отношений на Украине. Это процесс, конечно, долгий. После стольких столетий, когда контакта практически не было. Накопилось такое количество предрассудков, что этот процесс просто нуждается во времени и смирении, терпении с одной и с другой стороны.

zust_sviechi

Думаю, что когда не видно каких-то великих внешних событий, еще не значит, что мы не идем вперед. Нужно смотреть на небольшие шаги, которые происходят.

Я уже упоминал, что есть православные студенты, которые хотят учиться в католических учебных заведениях. Все больше и больше православных ездит на Запад, все больше людей, которые эмигрировали на Запад. Там, кстати, часто взаимоотношения теплые, потому что порой православные берут у католиков в пользование храмы. Эта атмосфера сотрудничества переносится и в Россию.  Здесь во многих общинах налаживаются отношения между местными православными и католиками. Так что если смотреть на такие, иногда малоизвестные, но все увеличивающиеся примеры, можно увидеть, что диалог улучшается и идет вперед. Конечно, медленно, но это из-за того, что долго не было никаких контактов, а сразу все сделать невозможно.

— Чаще всего именно католики делают доброжелательные жесты в сторону православных: отдают храмы, дают гранты, интересуются православной духовностью… Будет подобное поведение и со стороны православных?

— Дело в том, что мы в очень разном положении. Нужно не забывать, что перед Вторым Ватиканским собором Католическая Церковь была более жесткой в этом отношении. Католики не могли не только молиться вместе с православными, но и не могли заходить в их храмы! В те времена, когда православные уже вели  диалог с англиканами, диалога с католиками не было. Хотя уже начинались встречи на личном уровне. Но, слава Богу, на Западе была свобода, и можно было эту тему обсуждать. И слава Богу за дар Второго Ватиканского собора, в результате которого Церковь решила поменять свое отношение к некатоликам. 

Очень важен декрет Unitatis Redintegratio (Восстановление единства), который говорит,  что не только возможно, но и необходимо встречаться и сотрудничать с христианами других конфессий, уважая все то хорошее, что у них есть. У Православной Церкви признаются таинства и Апостольское преемство, значит, у нее есть инструменты для спасения. Католическая Церковь сделала этот шаг почти пятьдесят лет назад и идет по этому пути. 

zust

У Православной Церкви подобного собора еще не было и даже быть не могло, поскольку здесь не было свободы и не было возможности собираться и думать о подобных вещах. Прошло очень мало времени после приобретения свободы. Нам необходимо уважать это совершенно иное положение, в котором живет Русская Православная Церковь и другие православные Церкви.

Конечно, у нас есть желание, чтобы на нашу открытость был соответствующий ответ. Может быть, того, что мы желаем, не происходит. Но я бы предложил вместо того, чтобы ждать, больше радоваться тому, что уже есть, несмотря на те сложности, в которых Православные Церкви жили и живут. Многое с их стороны уже сделано и продолжает делаться. Я думаю,  было бы хорошо продолжать то, что мы делаем и радоваться тому, что они уже сделали.

— С этого года в России вводится обязательное изучение Основ Православной Культуры. У многих католиков отношение к этому предмету неоднозначное. Что бы Вы сказали на эту тему?

— Я думаю, что в этом вопросе я не достаточно компетентен. Я не видел учебников и не знаю, кто будет преподавать. Стоит посмотреть конкретно, где, кто и что будет преподавать. Но думаю, что для детей католиков не плохо тем или иным образом узнать русскую православную культуру — в школе или где-то в другом месте, потому что им жить в стране, где большинство составляют православные, где такая богатая культура и история Православной Церкви. Это может быть хорошо и полезно для жизни и для будущего диалога с православными.

В первую очередь, конечно, важно, чтобы наши дети  познакомились с нашей католической историей, культурой и особенностями нашего католического мировоззрения. Трудно ожидать этого в школе, поэтому нам нужно организовать в приходах  адекватные курсы для получения знаний, и заниматься с детьми в семьях.

—  Встреча Патриарха Московского и Папы Римского… Этот вопрос часто обсуждался. Но, кажется, сейчас он снят с повестки дня. Уже нет желания?

— Я думаю, что желание есть с одной и с другой стороны, также со стороны Русской Православной Церкви, но кажется, что время еще не пришло. Между нами все больше и больше доверия и сотрудничества, но пока есть опасность, что встреча Папы и Патриарха  не принесет желаемых плодов, мы не хотим ускорять процесс. Поэтому никаких конкретных дат и мест не обсуждается.

Мы знаем, что Папу Бенедикта XVI уважают многие в Православной Церкви как богослова, как пастыря, как человека, старающегося защищать традиционные христианские ценности. Однако нужно подождать, чтобы подготовить атмосферу, в которой эта встреча будет возможна, будет благополучна и радостна для всех.

zust

— Что бы Вы пожелали нашим прихожанам?

— Как я говорил в эти дни: самое важное – углублять нашу веру, отношения с Иисусом Христом, осознать Его любовь к нам, что Он отдал Свою жизнь, чтобы спасти нас и чтобы мы могли строить отношения с Ним и благодаря этому  встретиться друг с другом в своих общинах, семьях, молиться друг за друга. Сначала в наших семьях и общинах, а потом с другими христианами и с неверующими. Да соделает Господь, чтобы благодаря созерцанию Его пасхальной тайны утверждалось единство между христианами на благо всех.

— Спасибо!

Беседовал Михаил Фатеев

 

Оставьте комментарий