Вербное Воскресенье

Дорогие братья и сёстры!

«Когда приблизились к Иерусалиму…, — слышали мы в Евангелии, — к горе Елеонской…». Эти места были хорошо известны Иисусу, здесь Он любил бывать со Своими друзьями. А сейчас Иисусу представляется пророческая картина Его страстей, Его жертвы, Иисус предчувствует кульминацию Своей миссии.
«Иисус посылает двух из учеников». Христос уже делал подобное, но тогда ученики шли возвещать Его пришествие, чтобы приготовить путь Господу, чтобы рассказать народу о приближении Царствия Божиего. Сейчас Иисус посылает учеников приготовить шествие на казнь, на смерть, сделать последние приготовления для Его дара, которым станет Он Сам.

Иисус въезжает в Святой Город Иерусалим верхом на осле, который, к тому же, не принадлежит Ему, которого Он специально для этого случая попросил взаймы. Он является не в роскошной царской колеснице, как великие мира сего, а на взятом взаймы осле.

Вход в Иерусалим – это вход Царя, но царским престолом, к которому ведёт этот путь, будет крест, и с креста после Своего воскресения Христос будет царствовать вовеки.

Иисус предлагает царствовать вместе с Ним таким же самым образом: путь Его царствования – это смиренный путь верхом на осле, когда власть осознаётся как ответственность, как отдача себя ради блага других людей. Царство Иисуса – это царство взаимной любви, открывающей наш источник и нашу судьбу: Бог есть любовь (ср. 1Ин 4,7-8)

Значит, и наше царствование является ответственностью, отдачей себя за братьев, в стремлении проявлять заинтересованность друг в друге, не замыкаясь в себе и не оставаясь безразличными к судьбе наших братьев и сестёр… Что же препятствует нам взглянуть на наших братьев и сестёр с вниманием, человечностью и любовью? Часто – обладание материальным богатством и связанное с этим ощущение самодостаточности (ср. Бенедикт XVI, Послание на Великий Пост 2012 г.).

Иисус показывает нам другой путь, освобождающий нас от самонадеянности: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор 8,9), — говорит святой Павел.

Иисус всё делает, слушая Отца, в отношении с Ним, и таким образом, Он, идя нам навстречу, приведёт нас к Богу, научит нас быть внимательными друг к другу, потому что братская любовь подразумевает обращение, очищение сердец, постоянное очищение нашей веры через наших братьев, через присутствие братьев, через наши отношения с братьями как иным, отличным от нас присутствием, на которое мы смотрим в свете любви к Богу. Апостол Иоанн написал об этом великие слова: «Если кто говорит: «Я люблю Бога», и при этом ненавидит своего брата, тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видит, то не может любить Бога, которого не видит» (ср. 1Ин 4,20).

Папа Бенедикт XVI пишет в своём послании на Великий Пост: «”Быть внимательными друг к другу” значит также заботиться о духовном благополучии других людей. И здесь я хотел бы затронуть тот аспект христианской жизни, о котором, как кажется, теперь совершенно забыли. Я имею в виду братское увещевание ради вечного спасения. Сегодня мы охотно принимаем идею милосердия в плане заботы о физическом и материальном благополучии ближних, но практически совсем не вспоминаем о нашей духовной ответственности за братьев и сестёр. Не так обстояло дело в ранней Церкви или в общинах, подлинно зрелых в вере, где проявляли заботу не только о телесном здоровье братьев, но также и об их духовном здравии и вечном спасении».

«Иисус Христос, будучи образом Божиим», будучи Царём по природе, по Своей божественной природе, «уничижил Себя», стал человеком, стал нашим братом по плоти, «смирил Себя», показав нам, что Его царство – это царство любви. И для этого Он «стал послушным даже до смерти и смерти крестной» (ср. Флп 2,6-11).

Но тогда сегодня, идя навстречу Иисусу, попросим, чтобы Он взял нас с Собой на Свой путь, путь царствования через крест. Крест соединяет небо и землю и перекидывает мост братской любви над пропастью, отделяющей одного человека от другого. Крест – это оружие, которое мы получаем от Иисуса, чтобы побеждать на каждом шаге нашего пути.

Всякий раз, когда мы осеняем себя крестным знамением, следует напоминать себе, что нельзя противостоять несправедливости другой несправедливостью, отвечать насилием на насилие; следует напоминать себе, что зло можно победить лишь добром, а не воздавая злом за зло.

Однако противники христианства говорят: «Крест – это знак отрицания жизни. Мы же, напротив, стремимся к полноценной жизни, без ограничений и жертв. Мы хотим жить, и больше ничего». Так говорили, так всё ещё говорят сегодня.

Эти слова звучат убедительно и соблазнительно; это язык змея-искусителя, который говорит нам: «Не давайте запугать себя! Ешьте спокойно от всех деревьев в саду!»

Вербное Воскресенье напоминает нам, что именно Крест и есть истинное древо жизни, истинный выбор в пользу настоящей жизни. Мы обретаем жизнь не тогда, когда ощущаем себя её хозяевами, а когда отдаём её.

В Вербное Воскресенье Иисус грядёт во все уголки мира: в бедные деревни, равно как и в сияющие кафедральные соборы. Он повсюду один и тот же, Единый, и таким образом все собравшиеся верные, молящиеся в общении с Ним, также составляют между собой единое тело.

Крест соединяет людей. «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне!» (ср. Мк 11,9). Народ признаёт, что Иисус воистину грядёт во имя Господне и несёт им присутствие Бога. Этот крик надежды Израиля, которым приветствовали Иисуса во время Его входа в Иерусалим, стал в Церкви обращением к Тому, Кто идёт нам навстречу. Мы приветствуем Того, Кто во плоти и крови принёс славу Божию на землю. Мы приветствуем Того, Кто пришёл, и, тем не менее, всегда остаётся Тем, Кто должен прийти.

Давайте помолимся, чтобы Христос снова прикоснулся к нам и открыл наши сердца, дабы, следуя за Его Крестом, мы стали посланниками Его царства любви и мира.

Архиепископ Павел Пецци,
митрополит архиепархии Матери Божией в Москве.

Оставьте комментарий