Сикстинская капелла – хор Папы

01

У истоков Папской музыкальной капеллы стоит римская Schola Cantorum, которая была создана в первые столетия для сопровождения богослужений Римских Пап. Основными этапами формирования Папской музыкальной капеллы считаются понтификат Григория Великого (взошедшего на Папский престол в 590-м году) и понтификат Бонифация VIII. Schola Cantorum прекратила свое существование в авиньонский период и возродилась при Папе Григории XI. Своим названием Сикстинская капелла обязана Папе Сиксту IV: с тех пор она стала персональным хором Римского Папы. Но не только: капелла называется «Сикстинской» и потому, что с самого начала она пела в одноименной Сикстинской капелле.

В эпоху Возрождения певчими Сикстинской капеллы были, среди прочих, такие выдающиеся композиторы, как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Лука Маренцио, Кристобаль Моралес, Костанцо Феста, Жоскин де Пре и Якоб Аркадельт.

Должность регента Папской музыкальной капеллы появилась лишь в XIX столетии. Среди ее руководителей были Джузеппе Баини и Доменико Мустафа. В 1898 году дирижером Сикстинской капеллы стал Лоренцо Перози, а в 1956 году – Доменико Бартолуччи. С 1997 по 2010 год капеллой руководил монсеньор Джузеппе Либерто, а 16 октября 2010 года Папа Бенедикт XVI назначил директором Папской капеллы священника-салезианца Массимо Паломбеллу.

Хор Сикстинской капеллы составлен из 19 мужских и примерно 30 детских голосов (хор мальчиков – «Pueri cantores»—иногда поет отдельно и, наоборот, молчит, когда исполняют григорианские песнопения—по традиции, мужскими голосами). Для взрослых певчих Сикстинская капелла – это место постоянной работы, поэтому их состав меняется лишь изредка, когда кто-то уходит на пенсию или решает сменить место работы.

02

Хор мальчиков Сикстинской капеллы появился в шестом веке по волеизъявлению Папы Григория Великого. Но только в 1956 году, при маэстро Доменико Бартолуччи, «Pueri cantores» официально стали частью Папской Сикстинской капеллы: до этого их только время от времени приглашали на Папские богослужения в помощь взрослым певчим. В пятидесятые годы началась «новая жизнь» Папского хора мальчиков: для них была основана специальная школа – «Schola puerorum Сикстинской капеллы». Эта уникальная школа, хотя и признается итальянским государством, принадлежит напрямую Святейшему Престолу. В Европе существует всего несколько подобных школ для детских церковных хоров. Правда, римская школа не является интернатом: чтобы учиться в ней, нужно хотя бы на время обучения переехать в Рим, — что и делают некоторые семьи, желающие видеть своих сыновей в рядах Папского хора. Однако поступить в школу непросто: нужно пройти несколько прослушиваний и собеседований, и из тысяч кандидатов ежегодно отбирают около десяти. Мальчики посещают школу Сикстинской капеллы в течение пяти лет – два последних класса начальной школы и весь трехгодичный цикл средней школы. Официально компонентами хора они становятся в пятом классе (то есть на втором году обучения) и поют, пока не начинает ломаться голос. Когда наступает изменение голоса, ребята продолжают учиться в школе, посещать все музыкальные занятия, кроме вокальных, а в хоре исполняют функции ассистентов (следят за младшими, за партитурами, за порядком – в общем, дел немало, особенно во время Папских богослужений в базилике, где может возникнуть масса непредвиденных моментов). Кстати, именно из этой школы и из этого хора вышли бессмертный Альберто Сорди и ныне здравствующий актер и режиссер Джиджи Проетти. И не только они – среди выпускников школы есть и известные рок-музыканты. А некоторые стали священниками.

04

В настоящее время отбор происходит для мальчиков 8-9 лет, то есть местных третьеклассников. Далеко не все имеют за плечами уроки фортепиано или сольфеджио – некоторые начинают с нуля, и что интересно – педагоги капеллы предпочитают «чистые», не «поставленные» голоса, которыми никто не занимался. Дело в том, что с первых веков своего существования Сикстинская капелла развивала собственную вокальную школу, и гораздо легче работать с голосами, не привыкшими к иному стилю. Кстати, вокальная традиция Сикстинской капеллы объясняется, прежде всего, ее миссией: в отличие от многих известных церковных хоров, работающих в студиях звукозаписи и гастролирующих с концертами, призванием хора Сикстинской капеллы является литургическое служение, и главным пространством, в котором он должен петь, в наши дни является Собор Святого Петра. Здесь неприемлем фальцет и многие приемы, характерные для известных зарубежных коллективов высокого уровня, но иной традиции. Сложная акустика, массовость и специфика богослужений Святейшего Отца требует особой подготовки – и вокальной, и физической. Да, физкультура – один из важнейших предметов в школе Сикстинской капеллы, и девиз теперешнего учителя по физическому воспитанию примерно можно перевести как «упал – отжался двадцать раз». Представьте себе девятилетку, который должен остоять (!) трехчасовую ночную Пасхальную Мессу, а перед ней — еще два часа генеральной репетиции. В три часа утра он ложится спать, а в семь уже должен ехать на утреннюю Мессу и отстаивать те же два часа репетиции и столько же – богослужения.

Но, надо сказать, мучением жизнь юных певчих не назовешь. Все же такие богослужения бывают не каждый день, хотя, конечно, надо быть всегда готовыми: например, если неожиданно умирает кардинал из Ватикана, то детей срочно вызывают на погребальную Мессу — прямо с уроков. Или с каникул.

06

Насыщенный день юных певчих начинается в восемь утра и заканчивается не раньше половины пятого. Общеобразовательные предметы чередуются с музыкальными: занятия по вокалу, сольфеджио, фортепиано (некоторые учатся также играть на органе), история и теория музыки. Познания детей в церковной музыке поистине невероятны и удивят любого специалиста. В школе особое внимание уделяется искусствоведению и… математике. По мнению преподавателей, математика – неотъемлемый элемент музыкального гения.

Многое в коллективе капеллы и в школе изменилось с приходом директора-салезианца: в салезианском духе он отремонтировал и расширил спортзал, а также ввел массу новых традиций. Например, несколько раз в году семьи певчих собираются все вместе на духовные упражнения, Евхаристию, совместные экскурсии и обеды. А летом дети отправляются в лагерь – тоже по-своему уникальный, таких в Италии уже давно нет. Скорее, они похожи на лагеря нашего детства, если из них исключить все пионерское: вместо линеек утренняя Месса, а все остальное – более менее то же самое. Дежурство в столовой, тихий час, отбой и зарядка – к этому местные дети совсем не привыкли. Когда такой лагерь был организован впервые, на острове Эльбы (прекрасное место!), надо сказать, ребята были озадачены: они привыкли проводить морские каникулы либо в гостинице на полном пансионе, либо у бабушек тоже на полном пансионе, а тут – дежурство! Собственно, полноценные каникулы у них теперь – только в августе (и то при условии, что все кардиналы здравствуют). Июнь и июль они проводят в оратории.

schola

Иногда все обязательства, связанные со школой и хоровой деятельностью, кажутся значительным бременем, особенно родителям. Подъем в полседьмого по воскресеньям, многочасовые богослужения без возможности выйти даже на минутку, уход за литургическими облачениями, которые у певчих посложнее священнических – все это требует определенных жертв. Не говоря уже о таких событиях, как беатификация Иоанна Павла II – простоять несколько часов на солнце, без кепки и темных очков! Но зато и у самих детей, и у родителей – уникальная возможность соприкоснуться с миром, доступным далеко не каждому. Чего стоит один только Вестиарий в сердце Ватикана, который уже несколько столетий служит Сикстинской капелле помещением для подготовки к богослужениям. Ни одному туристу туда нет и не было доступа. И только избранные – наши юные певчие – спокойно открывают шкафчики для партитур и одежды, которыми в свое время пользовались их великие предшественники и где даже высечены их инициалы. Кстати, в Сикстинской капелле (той, которую расписывал Микеланджело) есть «Кантория» — хоры для певчих – где можно увидеть их нацарапанные имена («здесь был Жоскин де Пре»). Не исключаю, что и сегодняшние певцы «расписались»… для будущих поколений.

Когда хор поет в Сикстинской капелле, непонятно – то ли капелла была построена для хора, то ли хор создан для этой часовни. Звучание идеальное – жаль, что здесь коллектив может порадовать только Папу и его ближайших родственников и сотрудников. Например, во время традиционного рождественского концерта, на который Бенедикт XVI ходит с видимым удовольствием. В прошлом году концерт проходил не в Сикстинской капелле, а в Клементийском зале, и вместе с Папой его слушал монс. Георг Ратцингер и две сестры из Memores Domini. Конечно, ни родители, ни кто-либо другой не может там находиться. В прошлом году произошел любопытный эпизод: один мальчик во время исполнения почувствовал себя плохо, его стошнило…Концерт не прервался ни на мгновение, мальчик продолжал петь. После окончания очередного песнопения ассистентка хора мальчиков (а по совместительству учительница по сольфеджио) подошла к нему, вывела его из зала. Он снял комжу, умылся и вернулся на свое место. После концерта Папа, как всегда, фотографировался с хором. И, видно, этот эпизод не оставил его равнодушным — Бенедикт XVI позвал маленького героя и сфотографировался только рядом с ним.

05

И вот странно: каждый раз после рождественского концерта Папа вручает детям подарочный набор. А там – конфеты: «Мишки», «Белочки», «Красные шапочки». Сделанные на Украине и в России. Что бы это значило? Мелочь, а приятно. Тем более что в Сикстинской капелле не обошлось без россиян: сейчас в ней поет сын русских католиков. А пару лет назад свою карьеру в хоре завершил мальчик православный, сын русского священника. Кто бы мог подумать…

Как я уже сказала, Сикстинская капелла не работает в студиях звукозаписи. Редкие концерты она дает только с катехетической целью. Например, перед Рождеством и Пасхой. Два или три «альбома», которые вышли, были записаны прямо во время концертов и богослужений, так что качество – сами понимаете какое. А кое-кто записывает песнопения на смартфон и выкладывает на Ютубе. Качество этих записей ужасное, но, к сожалению, именно на них опираются некоторые «комментаторы», сравнивающие исполнение Сикстинской капеллы с записями, например, хора Вестминстерского аббатства. Не так давно Сикстинская капелла впервые исполнила пылившуюся уже пару столетий оригинальную версию «Мизерере» Аллегри – так называемый «Сикстинский кодекс». Да еще не где-нибудь – в базилике Святой Сабины, в Пепельную среду. Акустика ужасная, и кто-то умудрился записать на телефон и выложить в сети. Позабавил один комментарий: «Это не правильная версия «Мизерере»!». Сикстинская капелла – это один из совсем немногих уже коллективов, которые можно оценить только «вживую».

Ну что ж, комментарии комментариями, а дело певчих – служить Святейшему Престолу. Между прочим, они дают присягу – в пятом классе на праздник Святой Цецилии в одноименной базилике. На это торжество Папа присылает своего делегата – кардинала. Непременно присутствуют и известные музыканты, а также городские власти.

palomb

Да, а со своими историческими «конкурентами» — англиканским Вестминстерсим аббатством – Сикстинская капелла очень подружилась. Тот, англиканский, хор тоже имеет свою школу, очень и очень похожую на римскую. В начале мая Сикстинская капелла отправляется в Лондон на совместную репетицию – ведь в конце июня впервые в истории хор Вестминстерского аббатства будет петь на Папском богослужении вместе с Сикстинской капеллой! Интересно,  кто из них будет провозглашать “Tu es Petrus”?  Сейчас дети готовятся к поездке. Но их больше волнует не знание английского и хорошие манеры (вдруг на обед пригласит английская королева…), а то, будет ли проводиться футбольный матч. Хотя, если учесть специфику обеих школ, скорее, они решат сыграть в квиддич…

Ольга Сакун

Фото с официального сайта Сикстинской капеллы

Оставьте комментарий