В хосписе мы никогда не вербализировали этого опыта. Я думаю, что хоспис в большей степени место Воскресения, а не только лишь Голгофа. Но обычно мы об этом не говорим».
Мы не умеем говорить об опыте страданий, а если нам это удается, то это свидетельствует о том, что оно еще не было столь велико. Огромное страдание лишает нас дара речи. Это опыт, который сопутствует человеку всегда. Давайте вспомним друзей Иова, которые увидев его, «сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему не слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов 2,12-13). Подобным образом страдающий Раб Господень «многие народы приведет /…/ в изумление, многие цари закроют перед Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис 52,15). Страдание закрывает нам уста. Возможно, оно является для нас шансом перехода к поклонению, которое есть молчаливое пребывание пред Лицом Бога. В поклонении, равно как и в страдании, все слова теряют свое значение. В этом есть определенное подобие, но и огромная разница, т.к. мы не поклоняемся одному только страданию.
В литургии Великой Пятницы поклонение Кресту занимает особое место. Исторически этот обряд происходит из Иерусалимской литургии, которая характеризовалась наибольшей образностью среди всех восточных литургий (Л. Буйе). В Рим обряд поклонения Кресту пришел вместе с реликвиями, подаренными святой Еленой, и постепенно распространился среди других церквей, которые получали частички драгоценных святынь. Известный французский историк и богослов пишет, что сначала этот обряд совершали в Базилике Святого Иерусалимского Креста. «Папа направляется туда из Латерана босиком, лично кадя перед реликварием истинного креста, который несут в процессии» (Л. Буйе). В Риме же установилось чинопоследование литургии Великой Пятницы, и поклонение Кресту было помещено в центре литургии этого дня, непосредственно перед причастием.
Сам обряд поклонения Кресту выглядит очень просто. Предстоятель берет Крест из рук дьякона, который проносит его между двумя зажженными свечами. Крест закрыт фиолетовым покровом. Стоя перед алтарем и держа Крест, обращенный к народу, священник открывает его верхнюю часть и показывает верующим, возглашая «Вот, Древо Креста, на котором был распят Спаситель мира». Все отвечают: «Придите, поклонимся». Священник открывает правую руку, а затем и всю фигуру Распятого, повторяя те же самые слова воззвания к верующим. Затем предстоятель выходит на середину пресвитерия и кладет Крест на пол, после чего преклоняет колени и целует его. Вслед за ним это делают все верующие.
Казалось бы, этот обряд является поклонением страданиям. Не смотря на то, что в молчании мы преклоняем колена перед Распятым, мы тем самым исповедуем веру в Его воскресение.
Здесь стоит обратиться к двум библейским образам, которые приближают к нам эту тайну. Во-первых, мы должны взглянуть на райское дерево, которое стало началом падения человека. Райское дерево, ставшее началом смерти, нашло свое завершение в новом дереве, том, на котором был распят Иисус. Таким образом, дерево смерти становиться древом жизни. В иконографии, особенно средневековой, мы можем встретить множество образов Креста, как Древа Жизни. Из его перекладин вырастают молодые зеленые ростки, покрытые листьями, возвещающие приход новой жизни вместе с весной.
Продолжением подобного взгляда на Крест в литургической традиции являются вербы, с которыми мы приходим в церковь в Воскресенье Страстей Господних (обычно называемым Вербным Воскресеньем). Молодые ростки деревьев, покрытые почками, начатками новой жизни, являются символами победы Христа над смертью. Древо Креста есть Древо Жизни.
Во-вторых, стоит обратиться к описанию одного из первых поклонений Богу, которое можем найти на страницах Библии. Это – встреча Моисея и Бога на горе Хорив. Господь, являет себя Моисею изнутри горящего куста. Он слышит голос из него: «сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3,5). Моисей послушался этого голоса, закрыл лицо и склонился перед Божьим величием. Пылающий куст – образ Креста, как Древа Хвалы, которому мы воздаем честь. Он является местом особого Божьего присутствия. В римской литургии папа, идущий босым перед реликварием Древа Креста, повторяет действия Моисея, который снял сандалии, чтобы войти на святую землю. В литургии Великой Пятницы мы поклоняемся Кресту – Неопалимой Купине славы, которая горит и не сгорает.
Благодаря страданиям Распятого Иисуса мы можем достичь славы Самого Бога. Наше полонение – это пребывание в молчании не перед страданием, а перед разорванной завесой Храма, через которую мы видим Святая Святых, Славу нашего Бога. Автор послания к евреям пишет: «имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т.е. плоть Свою» (Евр 10,19-20). Эта завеса во время Великой Пятницы была разорвана, об этом вспоминает евангелист Марк: «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мк 15,38). Во время поклонения Кресту мы смотрим сквозь эту завесу. Смотрим сквозь завесу измученного тела Иисуса, чтобы увидеть Крест, как Древо Жизни и Славы. Свершается это не посредством слов, но благодаря тому, на что мы просто смотрим. Точно так же как в хосписе Святого Христофора мы видим отсвет Воскресения не благодаря объяснению страдания, но благодаря тому, что видим.
о. Войчех Сурувка, OP
Фото: Н. Бакина, Е. Мартынович