Проповедь о. Павла Сысоева, ОР в Навечерие Пятидесятницы

В начале, когда сотворил Господь небо и землю, когда земля была безвидна и пуста, Дух Божий, носился над водами первосотворенного мира. Его дыхание, Его тепло, Его любовь привнесло в этот бесформенный еще мир Божественное Слово. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.  Дух Божий приносит Слово творения, Слово жизни, которое претворяет тьму нашего мира в свет божественной жизни.

Когда избранный народ скитался во мраке истории, когда он мучительно искал свой путь среди бесформенных нагромождений язычества, Дух Божий сходил на пророков. Он приносил им слово жизни, слово закона, слово дающее форму, полагающее предел, творящее смысл. Из ничего, из пустоты времен, из бесплодия Авраама и Сарры, из ужаса египетского рабства, из забвения вавилонского пленения прорастает История спасения. История присутствия среди нас Божественного Слова, и это Слово произнесено в нашей  истории таинственным дыханием Бога.

Когда пришла полнота времен, Дух Божий покрывает Своей тенью безвестную девушку из Назарета, почти еще ребенка, обрученную Иосифу, и имя Деве Мария. Действием этого Духа прорастает в Ней предвечное Слово. Сын Божий становится сыном Марии, Сыном Человеческим, Богом-среди-нас. В этой светлой сени Святого Духа Мария открывает для Себя смысл всей Своей жизни, всей нашей жизни, жизни мира, Она зачинает Спасителя и Слово входит в Её душу, Сын зачат в Её чреве. Слово стало плотью и обитало с нами.

Тридцать лет спустя, над водами Иордана, к которым стекается народ, чтобы опустить в эту воду свои грехи, снова проносится светлое и легкое дыхание Бога. Когда Иисус, последний в долгой череде, спускается в эти воды, его плоть, зачатая Духом Святости, освящает их. Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. Он, источник чистоты,  берет на Себя наши беззакония, и голубь Святого Духа пребывает на Нем. Он – Христос, помазанник Духа, начало нового творения, Предвечное Слово, которым всё сотворено, придший в наш мир, чтобы восстановить своим послушанием то, что наше непослушание разрушило.

В час, когда Он умирает на Кресте, вольная жертва за наши грехи, Искупитель, одновременно Священник и Жертва, Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. За нас Он полагает Свой Дух, саму Свою жизнь. В тайне Воскресения, Он восстанет Духом Владычественным, потому что всё предано в Его руку Его Отцом. Он обладает властью положить жизнь Свою и властью вновь принять её.

Об этом Духе идёт речь. В ожидание этого Духа мы пребываем с вами в молитве этой ночью. Всё, что в нас изуродовано грехом, всё, что предано во власть смерти, всё, что фальшиво, что ложно, что не насыщает, что не греет, должно быть преображено этим Духом: Духом жизни, живой водой, пылающим огнем Божественной Любви.

Как и в начале времен, в первый миг творения, как и в первый день по воскресении из мертвых, в этом таинстве Христос приходит посреди нас. Даже если двери нашего сердца наглухо заперты, они не остановят Его, если только есть еще в нас жажда Его присутствия. И придя, Он приносит нам Свой мир. Настоящий, глубокий, верный покой полной жизни. Он согревает нас своим дыханием. Примите дух мой. Когда Господь сотворил человека, Он склонился над косной, темной, глинистой жизнью Адама, и вдохнул в него Свою собственную жизнь, так и теперь, над каждым из нас, в святых таинствах Церкви, в таинстве нашей жизни, Господь склоняется над нами и терпеливо вдыхает в нас Своё собственное дыхание, дыхание Своей Любви. Как двое влюбленных, дышащих в унисон, становятся одной плотью, одной жизнью, одной судьбой, так и Бог вдыхает в нас Свою жизнь, чтобы мы жили в унисон вместе с Ним. Ради этого Его Дух сотворил этот мир. Ради этого Его Дух открыл пророкам путь спасения. Ради этого, действием Святого Духа Его Слово стало плотью и обитало с нами.

Жить жизнью Бога. Это значит, прежде всего – любить Его любовью. Не нашей жадной и жалкой любовью, которой не хватает дыхания даже на пустяковое прощение, даже на недолгое терпение, но любить Его любовью. Дышать полной грудью. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Откуда приходит к нам любовь Бога? Почему он любит нас? Мы не знаем. Но человек, рожденный от Бога дышит Его любовью, ищет Его присутствия, живет Его Сыновством. Создавший нас да спасет нас. Слава Богу, призвавшего нас из тьмы в чудной свой свет!

Павел Сысоев, ОР

Оставьте комментарий