Взрослым любителям детского чтения

Можем ли мы испытать это с той же остротой, как апостолы и остальные ученики – ведь мы ЗНАЕМ, как совершилось то, что обещал им Иисус еще в Своей земной жизни и перед тем, как вознесся к Отцу.

А они ждали и молились в томительном неведении, потому что не дано человеку заранее представить величину милости, которую Господь может излить на него.

И опять я задаю свой обычный вопрос – где в книгах для детей и подростков найти следы Того, Кто «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…», когда наставляет человека на всякую истину?

Вернемся ненадолго в земную жизнь Иисуса. Накануне Своих страданий, на Тайной Вечере, словно подводя черту под тем, что было сделано, Он сказал: «…не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал… Ин 15:16.

Да, еще из первой главы Книги Бытия мы узнаем, что и сам человек, и его труд задуманы Богом как то, что приносит плоды. Вот зачем Иисус Христос умолил Отца дать другого Утешителя. Ин. 14:16.

КОГДА ПРИДЕТ УТЕШИТЕЛЬ…

Глава 1

Из проповеди: «Торжество Сошествия Святого Духа приходится на пятидесятый день после Воскресения Христова. Деяния Апостолов говорят, что Святой Дух сошел на апостолов в день иудейского Праздника Седмиц или Шавуот. Что же значил этот Праздник в традиции Израиля?»

Остановимся на минутку? В литургических чтениях года часто говорится про храмовые иудейские Праздники. А что могут рассказать книжки для детей о том, как праздновали их те, кто жил за тысячи лет и вёрст от Святой Земли – к примеру, на сломе XIX и XX веков в Восточной Европе…

Чем была для них Тора? Как они переживали присутствие Бога в их жизни?

« И вот, в день поста на Девятое ава началась Первая мировая война… Больше всего в ту пору мы страдали от холода… Свернувшись калачиком в постели я воображал себя кем угодно. Подобно библейскому Иосифу я наполнял припасами опустевшие склады и распахивал их для всех голодающих…  Вылезать из постели было ужасно холодно, но отец заставлял себя вставать как обычно. Вода для его омовения замерзала. Он тер руки о заледеневший подоконник и, завернувшись в залатанный лапсердак, продолжал свои занятия …основано ли чтение молитвы «Шма Исраэль!» на моисеевом законе или на талмудистском? Что еще было у него в этом мире кроме Торы?»

И. Башевис-Зингер. День исполнения желаний.

zinger01

Тора веселила в праздники:

« Обзавестись к празднику Торы флажком, настоящим, по всем правилам, казалось мне тогда недосягаемым счастьем… но я купил флажок… там были… Моисей в большом картузе, надвинутом на брови, и Аарон – с золотым ободком на рыжей шевелюре. Посередине была намалевана плотная толпа евреев. Все держали свитки Торы… и все пели, если судить по надписи: «Радуйтесь и веселитесь в праздник Торы». … с флажком насаженным на древко, поверх которого торчало румяное яблоко с восковой свечой я отправился в синагогу веселый, радостный как принц, счастливее которого нет в мире».

Шолом-Алейхем. Рассказы для детей.

sholom

Тора утешала в трудностях жизни:

«Всё было прекрасно – и холодная вода в умывальнике, и лапсердак, и цицит – шерстяные нити по бокам нижней рубашки, и новый молитвенник с крупными буквами. В одиннадцать лет я уже понимал смысл слов: «как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». В мечтах я рисовал себе Иерусалимский Храм… видел алтарь, стол с хлебами предложения, ковчег с Торой…. не было больше ни смерти, ни несправедливости, одно лишь счастье и Божественное откровение. В то же время я прекрасно понимал, что всё это происходит лишь в моей голове. На самом деле я жил в Варшаве, отец мой был бедным раввином. Святая земля находилась под властью турок и Храм лежал в руинах. До недавнего времени я ходил в хедер… но мне пришлось прекратить занятия, поскольку ежемесячная плата в два рубля стала для отца непосильной».

И. Башевис Зингер. Рассказы для детей.

Тора была рядом в горе:

«Я готов поспорить с вами на что угодно, что никто во всем мире не был так рад теплому, яркому предпасхальному дню, как я, Мотл, сын кантора Пейси. И из моей переполненной груди, помимо воли, вырвалась песня, — более прекрасная, чем та, что мы с отцом певали по праздникам у амвона: «Отец небесный! Боже милосердный!» … Отец болен. Он не молится у амвона уже с самого праздника симхес-тойре. Ночи напролет кашляет. … Нынче праздник. Канун швуэс. … Отец кладет мне на лицо горячую руку и криво улыбается, как мертвец. … Мать не может больше говорить, она плачет и виснет на руках у брата без чувств. А мой брат Эля, не переставая плакать, все напоминает ей: — Сегодня праздник, мама! Сегодня праздник! Мама, нельзя плакать, мама! Вдруг мне все становится ясным. Сердце сжимается, хочется плакать, сам не знаю по ком… Мне жаль матери, смотреть не могу, как она убивается… Я подхожу к ней сзади и со слезами на глазах говорю ей то же, что и брат Эля: — Мама! Сегодня праздник! Нельзя плакать, мама!.. Отец мой умер в первый день праздника швуэс…».

Шолом-Алейхем. Мальчик Мотл.

motl

Со страниц этих книг, сквозь круто просоленные юмором труд, горечь и нелепость повседневности, водопадом льется Божья истина, подчас в цветастых фольклорных одёжках. Это бытие, впитавшее в себя Откровение Ветхого Завета, жизнь, внутри которой горит страстная любовь к Богу, Который жив и рядом.

«Почему Бог в древности творил чудеса, а в наше время больше их не творит? Отец дернул себя за рыжую бороду. Глаза его пылали гневом. Что ты такое говоришь, сын мой? Бог творит чудеса во все времена, просто мы не всегда это понимаем. …то, что делал Бог две тысячи лет назад, Он может делать и теперь».

И. Башевис-Зингер. Голем и другие рассказы для детей.

golem

Из проповеди: «Шавуот был одним из трех Праздников, на которые иудеи совершали обязательное пешее паломничество в Иерусалимский храм. Все вместе они назывались Шалош Регалим – Праздники Пасхи и Опресноков, Шавуот и Праздник Кущей – Суккот. Это были праздники урожая, памяти об Исходе и странствиях в пустыне. Праздник Опресноков приходился на начало жатвы ячменя, Шавуот – на жатву пшеницы, когда уже созревали фрукты. Праздником Кущей заканчивался сбор винограда и остальных плодов».

Это были Праздники благодарения за зерновые культуры, из которых пекут хлеб, больше, чем за другие плоды… Интересно, что в Библии слово «хлеб» появляется в третьей главе Бытия, когда Господь Бог объясняет Адаму, что ему предстоит: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб…».

Хлеб, про который Иисус когда-то скажет: «… приимите, ядите: сие есть Тело Мое». А ведь люди к тому времени уже не только будут знать на опыте, ценой какого труда достается хлеб, но и привыкнут благодарить за него… 

И как нынче показать ребенку и цену труда, вложенного в хлеб, и дышащую Святым Духом красоту самого хлеба?

«— Довольно, Ванюша! гулял ты немало, / Пора за работу, родной!— / Но даже и труд обернется сначала / К Ванюше нарядной своей стороной: / Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно, / Как поле потом зеленеть начинает, / Как колос растет, / наливает зерно; / Готовую жатву подрежут серпами, / В снопы перевяжут, на ригу свезут, / Просушат, колотят-колотят цепами, / На мельнице смелют и хлеб испекут. / Отведает свежего хлебца ребенок / И в поле охотней бежит за отцом».

Н. Некрасов. Крестьянские дети.

«Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам. / Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам. / Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся. / А вот незабудки синеглазые затевают хоровод. / Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. / Набежала туча издали, промочила лес насквозь.  /Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели / Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!»

Я. Дягутите. Рожь.

Случайно ли сплетение Праздников урожая с памятью об Исходе?

Хороший урожай освобождает от рабства голоду, а недород в него загоняет? И тогда из рабства нужен Исход?

Когда нет плодов любви, милости, доброго отношения друг к другу – это рабство, и тоже нужен Исход? Странствие по пустыне, где придется и страдать и трудиться, чтобы дойти до плодоносящей земли…

Наверно, нет ни одной хорошей детской книжки, где не пролегал бы путь исхода из какого-то нашего рабства, к примеру, только своей правоты, – в землю, где душа расцветет любовью, которой у нее не было раньше.

«Пока мама устраивала цветок и корзинку, никто в комнате не шевельнулся и не проронил ни звука. Мама сама в конце концов нарушила молчание. Глядя на корзинку и цветок, она сдавленно произнесла:
«– Как же слепа я была все это время. Доктору Шумахеру следовало прописать очки мне!
Для Анны мамины слова не имели ни малейшего смысла. У мамы прекрасное зрение. Остальные четверо детей тоже недоумевали, но папа тут же отозвался:
– Не только ты, Клара, мы все оказались слепы.
Прежде, чем кто-либо сообразил, о чем они говорят, мама обернулась и поймала Анну в объятия так быстро, что девочка не успела увернуться. Она крепко прижала дочку к себе.
– Сегодня… сегодня ты моя самая-рассамая дорогая детка.
Мама знала, Анна ненавидит слезы и всякие нежности, но не могла удержаться, да это сегодня и не имело значения. Она все крепче обнимала девочку, будто стараясь вложить в объятие всю недополученную Анной ласку – как часто вместо того, чтобы утешать дочь, она обижала ее!»

Д. Литтл. Неуклюжая Анна.

anna

Из проповеди: «В христианстве понимание Праздников приобретает новый смысл. На Пасху иудеи приносили первые колосья, а потом на Пятидесятницу дополняли приношение другими начатками урожая. Христиане на Пасху вспоминают о жертве Христа, которую как бы венчает Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы».

И тогда Сошествие Святого Духа – это плод смерти и Воскресения Иисуса Христа? А если еще вспомнить Его слова: «…если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Ин 12:24, то хочется вслед за о. Энгусом Педди сказать: «… оглянись, вспомни, как все хорошо задумано, а?» П. Гэллико. Томасина.

tomasina

Да, в хороших детских книгах герои «падают в землю» – когда отказываются от своих злых чувств, мыслей и поступков, жертвуют собой, не щадят себя ради других, умирают, погибают. И тем самым приносят «много плода» – вот и разгадка «счастливых концов» – прикосновение Святого Духа, которое в душе человека упало «на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят…» Мф 13:8.

« – Принцесса Анна, — выкрикивал глашатай со стены замка, – будет принесена в жертву… Жертвоприношение может быть отменено, если тот, кого называют сыном Царя, захочет пойти в Нижний Мир вместо принцессы…. И тут Май услышал Голос. Он сразу узнал его. Голос принадлежал Орлу. – Ты можешь пойти вместо нее, – произнес Голос. – И если ты решишься, ты не умрешь, как и я не умер. Май хотел спасти принцессу, но ему было страшно. И тут он ощутил взгляд Орла… и понял, что жизнь и все ее подарки шли к нему от Орла, позволившего прибить себя к деревьям. Май сказал: – Я очень люблю тебя, и я хочу быть похожим на тебя. – Я здесь, – крикнул он вестнику. – Я тот, кого называют сыном Царя. И я готов прыгнуть в колодец вместо принцессы».

А. Тавров. Май, драконы и волшебное зеркало.

tavrov

«Здесь я завоевал свою свободу – свободу от всякого страха. Я больше никогда ничего не буду бояться… даже смерти… и жизни тоже, если мне все же предстоит остаться в живых. Да, я рад, что пошел на войну, Рилла. На волоске висит судьба человечества. Вот почему мы сражаемся. … Я думаю, что тебя ждут долгие годы счастья. И ты расскажешь своим детям о той Идее, за которую мы сражались и умирали… ты научишь их, что за нее надо не только умирать, надо ею жить, а иначе заплаченная за нее цена окажется заплаченной зря. Это будет часть твоего долга, Рилла. … Я достаточно повидал на войне, чтобы понять, что мы должны создать мир, в котором войны будут невозможны. Недостаточно изгнать из мира старый дух… надо принести новый».

Л.-М. Монтгомери. Рилла из Инглсайда.

rilla

О том же, что значит «новый дух» в свете Пятидесятницы – во второй главе.

Продолжение следует

Анна Годинер

Цитаты из проповеди взяты с согласия о. Мариуша Возняка ОР

Оставьте комментарий