Воспоминание об отце Людвике

.
”Над другими кто возвышен,
Кто парит как птица,
Должен на земле погибшей
В орла превратиться”.
(Людвик Кондратович. Перевод: Анатолий Нехай)

01

Когда о. Людвик Вишневский О.П. в первый раз появился в г. Ленинграде, а это был год 1989, единственным католическим храмом, оставленным большевиками после 1938 года, был храм Матери Божией Лурдской, построенный французами в начале XX века. Молодежи в приходе не было, были лишь люди старшего возраста, поскольку церковь пребывала под неусыпным наблюдением властей. Запрещено было участие детей и молодежи в служении при алтаре, а также участие в процессиях, а дети, замеченные в посещении церкви, имели неприятности в школе. Настоятель Иосиф Павилонис – старичок, литовец, был очень запуган, всеми путями он старался угождать властям и когда в начале «перестройки» выявилась группа прихожан, пытающаяся проявлять активность – наш настоятель активно противодействовал этому. Но эта небольшая группа прихожан уже почувствовала наступающие перемены.

Я, Ядвига Шиманская и Надежда Мартынович к этому времени закончили катехитические курсы в Ченстохове, но настоятель велел нам подождать до тех пор, когда в Конституции России будет записан закон, позволяющий проводить катехизацию.  Мы не хотели ждать, да и родители торопили нас, поэтому мы начали катехизацию детей на территории церкви без согласия настоятеля, а это привело к конфликтам с ним. Вот такой была жизнь прихода, когда появился у нас доминиканец отец Людвик Вишневский, поляк среднего возраста. Рост его был выше среднего, стройный, с внимательным взглядом серых глаз, а главное – с пламенным сердцем.

О. Людвик имел некоторые трудности с русским языком, поэтому уже в начале его деятельности я стала его переводчицей и помощницей, а иногда и советницей. О. Людвик утверждал, что он является душпастырем студенческой молодежи, но аудитория, которую он застал у нас, не была студенческой. Душпастырство студенческое еще предстояло создать, следовательно, он начинал с нуля.

02

А в это время в мире происходила подготовка паломничества молодежи на встречу с Папой Иоанном Павлом II в Ченстохове, а Папа выразил желание встретиться и с молодежью с Востока. Это важное задание принял на себя в Ленинграде о. Людвик. Он, как Моисей, собрал, организовал и привел на встречу с Папой 2,5 тысячи молодых людей! Это был титанический труд, а помогали ему в этом только несколько человек из прихода. Это были Ядвига Шиманская, Борис Коваленко, Юрий Дорогин, Надежда и Евгений Мартыновичи. Потом к этой группе присоединились несколько человек из студентов. После паломничества осталась при церкви небольшая группа молодежи и с нее начиналось студенческое душпастырство.

К этому времени в результате упорных стараний Бориса Коваленко, поддерживаемых нашими горячими молитвами, в 1992 году нам был возвращен храм св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Храм был разграблен и уничтожен огнем изнутри, однако мы с трудом верили в наше счастье – ведь это были стены нашей католической церкви, построенной в XVIII веке, они хранили в себе историю наших дедов и отцов, очень богатую историю. Нашу воскресную школу мы перенесли в «святую Екатерину». Таким образом, в нашем приходе появились дети.

Следующим начинанием о. Людвика было создание для детей из католических семей, живущих в атеистическом мире, соответствующей среды. Это был летний лагерь для детей. Отцу Людвику пришлось при этом превозмочь сопротивление настоятеля храма св. Екатерины о. Евгения Гейнрихса, поскольку тот предпочитал ничем не рисковать и не принимать на себя ответственности за детей. Лагерь, однако, был организован в пригороде Ленинграда, в Можайском, на месте спортивного лагеря. Это живописная гористая местность с озерами и электричкой туда можно доехать за полчаса. Отец Людвик желал приобрести этот лагерь в собственность прихода, но, к сожалению, не нашел поддержки у настоятеля. Однако традиция организации летних лагерей продолжается по сей день. Совместный летний отдых с молитвой, с походами, с  играми и песнями у костров объединяет наших детей в одну большую семью. Некоторые из участников тех первых лагерей посвятили себя работе с детьми.

Отец Людвик всегда излучал фейерверк помыслов. Вот, к примеру, он организовал торжественный ужин сочельника для всего прихода. Для этого был арендован большой зал, установлена большая елка, а в организацию застолья включились прихожанки.  Это был очень приятный праздник, а для многих первый в жизни. После ужина все пошли на Святую Мессу в наш храм. Вспоминается мне также одна новогодняя встреча на территории летнего лагеря в Можайском. Отец Людвик надеялся собрать там, на встречу Нового Года всю молодежь прихода, но он не знал, что у нас существует традиция встречи Нового Года в семье. В результате приехало в Можайское всего пять человек вместе с о. Людвиком. Но это был прекрасный праздник. Точно в полночь мы начали Святую мессу словами: «Во Имя Отца и Сына и Духа Святого». После Мессы мы сели за стол, на котором были у нас и шампанское, и фрукты и сладости. А после ужина мы отправились в горы. Поскольку был крепкий мороз, то дым из деревенских труб поднимался вверх вертикально. Снегу было много, и мы съезжали с гор на собственных спинах, а отец использовал для этого свой портфель. Склоны гор не были идеально гладкими, поэтому нас кружило в разные стороны и это сопровождалось всеобщим смехом. Потом мы гуляли по улицам деревеньки.

03

Это только некоторые из воспоминаний, которые я извлекаю из моей памяти.

В приходе еженедельно проводились встречи для тех, кто готовился к принятию Святых Таинств. А каждую пятницу, после польской Мессы мы встречались за чаем, обсуждая текущие события, и пели польские народные песни. Отец Людвик любил петь с нами. Он приходил в наше общество «Полония» на праздники и на выступление хора «Польские цветы», и очень ему нравился наш хор. Когда у нас еще не было храма, о. Людвик арендовал зал то на Английской набережной в помещении бывшей англиканской церкви, то на Мойке в помещении техникума и там проводил беседы.

Ездили мы с ним и в школу в г. Колпино по приглашению преподавательницы для беседы с учащимися, посещали в Рождественский период семьи по их желанию. Вспоминаю праздник Сошествия Святого Духа. Месса совершалась тогда в тесном помещении бывшей ризницы. И вот мы, собравшиеся на Мессу, увидели у стены за алтарем установленные березы с молодой зеленью, или на праздник Всех Усопших перед алтарем было распростерто бархатное полотнище фиолетового цвета, а на нем букет искусственных цветов. Это все создавало соответствующее настроение в молитве, и все было помыслом отца Людвика.

Прекрасным и незабываемым сделал отец Людвик окончание своего служения. Он организовал поездку в Рим, для встречи в Ватикане с Папой Иоанном Павлом II. Встреча проходила в зале для аудиенций и народу там были тысячи. Но для нас были выделены места в первых рядах. У нас были подготовлены дары для Папы, а подойти к нему разрешено было только пяти человекам от нашего паломничества (а приехали мы на двух автобусах). Я очень благодарна о. Людвику за то, что я была первой, кого он назвал в числе  этих пяти человек. Этому паломничеству предшествовал большой труд о. Людвика: много писем, телефонных переговоров, так что, в конце концов, он хотел бросить эту задумку. Однако довел до конца, и когда мы уже выехали из России, отец сообщил мне, что это он сделал для меня. Я очень благодарна за все и особенно за то, что благодаря мне мы все посетили Ватикан и Рим, и Сиену, и Ассизи, и Венецию и Флоренцию.

05

 

Пусть Господь возблагодарит за все незабываемого отца Людвика, а у меня на память хранится книга Яна Гура О.П., подаренная мне о. Людвиком, на которой написаны слова «Для Ядвиги, без которой я был бы как без рук».

Ядвига Шиманская

PS
15 июня 2012 года исполняется 51 год со дня рукоположения о. Людвика. Мы от всего сердца поздравляем его и желаем здоровья и Божьих благословений!

Оставьте комментарий