Взрослым любителям детского чтения

Любовь, которой Бог, в Троице Единый, наделил человека, когда творил его по Своему образу и подобию.
Любовь, которой Он в Иисусе Христе остался верен до смерти крестной.
Любовь как образ жизни будущего века: «… ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». Откр 19:7.

Она, Церковь, «предуготовлена в истории израильского народа и в Ветхом Завете, и основана в последние времена, и явилась через излияние Святого Духа…» Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium».

Посмотрим, что говорит нам первый внешний знак Пятидесятницы: «… исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках … собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись … сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились … и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» Деян 2:4-12

И что значит – после Пятидесятницы – принести в мир «новый дух», о котором мы читали в конце первой главы?

КОГДА ПРИДЕТ УТЕШИТЕЛЬ…
Глава 2

Из проповеди: «Первые колосья приносили на другой день после Шабата. По Евангелию от Иоанна в такой же «первый день недели» Воскресший Христос явился ученикам и, дунув, дал им Святого Духа. По Иоанну, Сошествие Святого Духа приходится на время приношения ячменных колосьев, а Лука в Деяниях Апостолов говорит о Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, то есть в день благодарения за урожай. Можно сказать, что и Иоанн, и Лука особо подчеркивают само время – то, в которое приносили Богу начатки урожая – а дар Святого Духа стал первым даром жатвы Христовой».

Всё, что ни делает человек, рано или поздно приносит плоды, иногда те, которые он даже и не думал растить… Помните историю Айртона, приложившего столько неблагословенных трудов, чтобы захватить корабль капитана Гранта? И их плод – 12 лет на необитаемом острове, где Айртон чуть не превратился в дикое животное?

И труд его кающейся души, когда колонисты вернули его к жизни среди людей:

«… в комнату вошёл неизвестный и сразу же заговорил: — Прежде чем расстаться с вами, я должен рассказать вам свою историю. Вот она… Инженер поднялся и подошёл к неизвестному. — Мы ни о чём вас не спрашиваем, друг мой, — сказал он. — Вы вправе ничего не рассказывать. — Нет, мой долг всё рассказать вам! — Садитесь же. — Нет, я постою. — Тогда мы готовы выслушать вас».

grant

И снизошедший тут же Святой Дух и плод Его – милосердие:

«Сайрус Смит и его товарищи встали в конце рассказа. Трудно передать словами, насколько они были взволнованы. Картина безысходного горя и непереносимых страданий, развернувшаяся перед ними, растрогала их до глубины души. — Айртон, — сказал Сайрус Смит, — вы были великим преступником, но страданиями и раскаянием искупили свои преступления. Вы прощены, Айртон! Хотите теперь стать нашим товарищем? Айртон попятился. — Вот моя рука! — сказал инженер. Айртон подбежал и пожал протянутую ему руку. Крупные слёзы скатились по его щекам».


И в этом – еще одна разгадка «счастливых концов» – когда закончены какие-то добрые труды человека, вольно или невольно предпринятые ради любви к людям, а, значит – к Богу, тогда нисходит Святой Дух, плоды которого «… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» Гал 5:22-24, так часто завершают хорошие детские книги, что могут вызвать и негодование, если не знать, почему они приходят.

Как говорил Гераклит: «всё движется и ничего не стоит…», а любящим Бога всё содействует ко благу… хотя принять это порой бывает трудно…

Из проповеди: «…обратим внимание – после разрушения Иерусалимского храма в семидесятом году соблюдать обычаи, связанные с ним, стало невозможно. И мало-помалу Шавуот перестал быть земледельческим Праздником, а иудеи, рассеянные по всему миру, связали его с дарованием Торы на горе Синай, то есть Шавуот стал, прежде всего, временем дарования нашего Закона. И в этом смысле Праздник Шавуот – это пребывание в истории события, которое произошло на Синае, и особое присутствие Скрижалей Завета в истории иудеев».

А есть ли это «особое присутствие» в детских книгах потомков тех иудеев? Вот, смотрите – из предисловия к одной из них:

«Девочки, мальчики, привет! Сдается мне, что кое-кто из вас думает, будто Библия — это такая книга, которую могут читать только взрослые. А это совсем не так. В Библии есть замечательные рассказы, они переходят из поколения в поколения вот уже тысячи лет. Мне их впервые рассказывали мои мать и отец, которые слышали их от своих родителей, а когда я сам вырос, то рассказывал их своим детям… и вот теперь хочу рассказать вам… В этой книге шесть библейских рассказов. Я слегка переделал их на современный лад, но если вам потом захочется самим прочесть, как это написано в Библии, со всеми ее трудными словами, то стоит попробовать. Вы найдете все эти рассказы в самом ее начале, в книгах, которые называются «Бытие» и «Исход».

А теперь в рассказе о грехопадении:

«И с тех пор мы трудимся в поте лица своего, и носим одежду, и мечтаем, что Бог, быть может, в один прекрасный день простит нас и позволит нам вернуться в Рай»

М. Шалев. Змей, Потоп и два ковчега.

02

Какой печалью и надеждой веет от этих строк! Той самой, которую ощутили Дигори и Полли, увидев на горе Аслана его опустевший сад:

«В саду стояла тишина, лишь слабо журчал фонтан. Пахло так же, все было прекрасно здесь, но совсем невесело».


К. Льюис. Племянник чародея.

02

И тут, наверно, самое время поговорить с детьми о нашей печали и надежде, о той истине, на которую Святой Дух наставил Церковь устами апостола Павла: « … ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников … в  отношении к избранию они возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны». Рим 11:25, 28-29.

Поговорить о том, чтобы они с детства привыкли видеть в иудеях «возлюбленных старших братьев по вере», как назвал их блаженный Папа Иоанн-Павел Второй. И не думать, как Урс:

«…конечно, Он лучше знал, где Ему родиться, но, если бы Он пришел на свет у нас в пуще, мы уж наверное не замучили бы Его, стали бы воспитывать Младенца, позаботились бы о том, чтобы всего было вдоволь — и дичи, и грибов, и бобровых мехов, и янтаря. И все, что награбили бы у свевов или маркоманов, — все отдавали бы Ему, чтобы жил Он в достатке и славе».

Г. Сенкевич. Куда идешь.

04

Ведь какой бы народ не избрал Бог, чтобы заключить с ним Завет и дать ему Закон «…доколе не придет Примиритель…». Быт 49:10, он, этот народ, шел бы по земле тем же путем, что и избранный народ, только в других исторических обстоятельствах…

Но вперед, читатель!

«Животные прослышали, что Ной собирается взять в свой ковчег только самых лучших из всех живых тварей. Вот они и стали спорить, кто лучше: каждый хвастался своими достоинствами и старался преуменьшить заслуги остальных … однако Ной заметил, что голубь сидит на ветке, молчит и с прочими животными не спорит. – Что ты молчишь? – спросил Ной голубя. – Разве тебе нечем похвастаться? – Я не считаю себя лучше, умнее или красивее других, – проворковал голубь. – У каждого из нас есть что-то, чего нет у других, и дал нам это Господь, Который всех нас создал».

И. Башевис-Зингер. Почему Ной выбрал голубя.

05

Да, «свое особенное» есть у каждого, и это затрудняет понимание друг друга – кто не сталкивался с этим в жизни? Но понимание, плод дара говорить на языках, которых ты не знаешь, было первым видимым знаком Пятидесятницы. И если вспомнить новую заповедь: «…как Я возлюбил вас…», то становится ясно, что понимание – первый знак единства, к которому всегда стремится любовь.

Из проповеди: «Один из прекраснейших образов праздника Шавуот – брачный союз между Богом и Израилем. А Скрижали Завета это ктуба – брачный договор, который жених вручает возлюбленной на свадьбе».

И союз Бога с Израилем – это «образ исключительной и верной супружеской любви». ККЦ, 1611

Интересно, что ростки ее проглядывают уже в детских книгах, где автор напоследок утешает читателя кратким рассказом о дальнейшей судьбе героев, стержнем которой в будущем нередко становится счастливый брак. Особенно если они что-то пережили вместе в юные годы:

«Аравита тоже часто ссорилась с Кором (боюсь – иногда и дралась), но всегда мирилась, а когда они выросли и поженились, все это было им не в новинку. После смерти старого короля они долго и мирно правили Орландией, и Рам Великий – их сын».

К. Льюис. Конь и его мальчик.

06

И как непросто бывает в юности не захлебнуться вихрем своих представлений и чувств, а сказать другому человеку вечные библейские слова: «… положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь…» Песнь Песней 1:14-15, 8:6.

«Два года назад, Аня, я задал тебе вопрос. Если бы я снова задал его сегодня, ты дала бы мне другой ответ? – Аня все еще не могла заговорить. Но она подняла глаза, сияющие восторгом всех бесчисленных поколений влюбленных, и на мгновение взглянула в его глаза. Ему не нужно было никакого другого ответа.

Они оставались в старом саду, пока в него не прокрались сумерки – нежные и сладкие, какими, должно быть, были сумерки в раю. Нужно было так много обсудить и напомнить друг другу – о том, что было сказано, сделано, услышано, обдумано, прочувствовано, правильно или неправильно понято.

… Я всегда любил тебя, с того самого дня, когда ты разбила свою грифельную дощечку о мою голову. … Мне никогда не забыть ту ночь, когда я думала, что ты умираешь. Я уже знала, что люблю, знала… и думала, что уже слишком поздно. – Но не было поздно, любимая… Ах, Аня, это возмещает все пережитые страдания, правда? Давай договоримся всю жизнь посвящать этот день совершенной красоте в благодарность за тот подарок, который он принес нам. – Это день рождения нашего счастья, – с нежностью сказала Аня».

Л. Монтгомери. Аня с острова Принца Эдуарда.

07

Из проповеди: «Таким брачным договором и становится для нас дар Святого Духа, дар любви, существующей между Отцом и Сыном. Это одна из тайн нашей христианской веры, которая не видна, но может быть засвидетельствована Его деяниями. Святой Дух – страж нашей духовности и непостижимого величия Бога».

Вот и настало время поговорить, что такое в свете Пятидесятницы «новый дух», потребность в котором так чувствовали люди после мировых войн ХХ века.

Думали, что удастся принести его после Первой, но смогли – только после Второй, когда «новый дух» пришел изнутри человеческих решений веянием Святого Духа, который зажег в сердцах людей жажду единства Европы и не угасит ее, даже «…если мы неверны, Он пребывает верен…». 2 Тим 2:13.

Зажег и среди тех, кто сразу после войны в поверженной Германии и других странах Европы понял – чтобы постепенно привести этот полностью запутанный мир в порядок,  начинать надо с детей – что дети покажут дорогу взрослым – своей потребностью в любви, заботе и мире, где между людьми нет стен.

Кто собрал людей из 26 стран, чтобы во весь голос сказать миру, как хорошо детские книги помогают разным народам понять друг друга.

Кто сделал без всяких средств «Международную выставку детских книг» и возил ее по разоренным войной городам – чтобы «детско-книжный мост» соединял всех детей, которым предстояло жить, понимать друг друга и действовать в послевоенном мире.

Кто учредил «Международный совет по детской и юношеской литературе», который упорным многолетним трудом создал мировое пространство детской литературы, где свободно живут детские книги всех народов – выбирай по вкусу и издавай на родном языке…

Вдохновителем этих идей и дел, принесших столько плодов, была журналистка Елла Лепман, немецкая еврейка, чьи знаменитые слова:

“…дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья», показывают путь и нам, ищущим в добром человеческом слове огненный отблеск Слова Божьего, несущего на голубиных крыльях Духа мир земле, которую люди, что ни день, опаляют огнем зла”.

08

Из проповеди: «Такие знаки как огонь и голубь приподнимают завесу тайны жизни Бога в нас – чтобы мы полюбили Его и дали Ему увлечь нас в полном доверии к тому, что в общине Церкви – полнота нашего спасения, которое превыше всех иных даров».

Анна Годинер

Цитаты из проповеди взяты с согласия о. Мариуша Возняка ОР

 

Оставьте комментарий