Проповедь архиепископа Павла Пецци на мессе в День молодежи

Дорогие братья и сёстры!

Завершается двадцать седьмой всемирный день молодёжи, который в этом году проходит на епархиальном уровне. Наша встреча прошла, как и во всём мире, под девизом «Радуйтесь всегда в Господе» (Флп 4,4). Представьте себе: мы не одни! Повсюду в мире католическая молодёжь встречается друг с другом, и всех нас соединяет одна вера, одно крещение, один Бог! Нас соединяют эти слова: «Радуйтесь всегда в Господе» (Флп 4,4). Эти слова, с которыми святой Павел обратился к маленькой первохристианской общине в Филиппах, важном городе тогдашней римской провинции Македония, прекрасно подходят к нашим сегодняшним условиям.

Нам нужно уловить самое главное, что мы пережили в эти дни, чтобы сохранить это в своём сердце и принести в обстоятельства нашей  повседневной жизни, в нашу учёбу, работу, семью, отношения с друзьями, в поиски ответов на насущные вопросы нашей жизни.

Папа Бенедикт напоминает нам, что «радость – это суть христианского опыта». И у нас есть возможность проверить: действительно ли мы пережили в эти дни подлинно христианский опыт? Можем ли мы сказать, что главным результатом этой встречи для нас стала христианская радость?
Действительно, мы можем сохранить в глубине памяти нашего сердца и передать другим людям только то, что вошло в нас, что стало частью нашего опыта! Я, конечно же, вспоминаю сейчас о тех встречах с Христом, после которых люди с радостью рассказывали друг другу о великих делах, которые сотворил в их жизни Бог (ср. Лк 1,49). 

Одна из таких встреч – это встреча апостола Андрея с его братом, апостолом Петром. Апостол Андрей Первозванный сохранял в своём сердце свою встречу с Христом, и этот опыт светился в его глазах, отныне самым главным в его жизни стало стремление передать всем радость этой встречи, которая перевернула его жизнь. И вот он рассказывает о ней своему брату: «мы нашли Мессию» (ср. Ин 1,41). Конечно, Андрей не мог на словах передать Петру всё содержание той встречи с Христом. Однако мы знаем, что радостное лицо Андрея убедило Петра больше многих слов – настолько, что Пётр согласился сам пойти к Христу.

В одном из эпизодов фильма «Андрей Рублев» режиссёр Тарковский говорит устами своего персонажа: «Сам ведь знаешь, не получается что-нибудь или устал, намучился, и вдруг… с чьим-то человеческим взглядом встретишься, и словно причастился, и всё легче сразу». При встрече с человеком, имеющим большое значение в нашей жизни, всегда есть первый момент, когда мы предчувствуем, когда что-то внутри нас говорит: «это он», «это она», «это тот человек, встречи с которым я ждал всю свою жизнь». Христианское событие открывается точно так же, с легкостью, тонкостью и внешней незначительностью мелькнувшего в толпе лица – лица столь обыкновенного, и одновременно так отличающегося от других, что от одной лишь встречи с ним всё словно становится проще. Ты видишь его всего мгновение, но, уходя, уносишь в себе встречу с этим взглядом, и чувствуешь всей душой: «Мне хотелось бы снова увидеть это лицо!». Но для того, чтобы это мимолётное впечатление стало уверенностью, необходимо, чтобы оно проникало в нас всё сильнее, всё глубже, чтобы это событие перестало быть внешним и поверхностным, и стало в нас постоянным опытом.

Так начинается путь утверждения в нас веры: вера возникает из желания снова пережить встречу с Христом, увидеть это лицо. Только так можно достичь подлинной уверенности. В Евангелии мы видим множество примеров того, как это происходит. Первое впечатление от встречи с Христом постепенно, медленно превращается в убеждение, и это процесс, где каждый последующий шаг рождается из предыдущего. Даже если иногда это нам не нравится, ключевое слово здесь: медленно. И слава Богу! Потому что, увы, часто бывает, что когда вера приходит к человеку внезапно, неожиданно, он точно так же внезапно может и начать сомневаться в ней. Но когда вера утверждается медленно и постепенно, через дождь и жару, через множество проблем и препятствий, то в трудный момент мы уже не можем отговориться, что сами все это придумали, находясь в эйфории. Господь ведёт нас медленным путём, но именно так мы можем достичь по-настоящему прочной уверенности, которой никто и ничто не сможет поколебать – настолько глубоко она проникла в ткань нашего бытия. Попробуй усомниться в уверенности в своей маме! Попробуй, ведь эта уверенность насквозь пронизывает тебя! Наши глаза, наши чувства, всё наше поведение несут на себе отпечаток присутствия наших матерей. Этот отпечаток столь значителен, что мы уже не можем произнести слово «мама», не ощутив при этом присутствия своей мамы, не вкладывая в это слово всё , что произошло между нами, в наших отношениях друг с другом. Точно так же мои глаза, мои чувства, мой разум и вся моя человечность должны нести на себе отпечаток встречи с Христом.

Это не какое-то умозаключение, которое можно доказать или опровергнуть. Это живой, повторяющийся опыт присутствия чего-то чрезвычайного, необыкновенно важного. Представьте себе, как ученики ежедневно возвращались домой после новой встречи с Христом. Возможно, они не стали добрее, они не перестали ошибаться, но их взгляд всё больше проникался тем, что они видели. Они не могли возвратиться домой, не унеся с собой увиденные чудеса: власть Христа над природой, над грехом и болезнями, Его исключительный ум, Его доброту. Когда событие присутствует с такой очевидностью, любой, даже ребенок, может признать его.

Всё это относится и к нам с вами. Живой опыт учеников невозможно заменить комментариями или размышлениями! Какую уверенность могут дать комментарии? Лишь пережив тот же опыт, который пережили ученики Иисуса, мы сможем достичь уверенности, достигнутой ими. То, что они видели, встречаясь с человечностью Иисуса Назарянина, мы видим сегодня, встречаясь с Его ликом в человечности людей, преображенных Христом. И мы с вами на протяжении недель, месяцев, лет видели и видим один за другим удивительные, исключительные факты, черты истинной и желанной человечности – иной, потому что более полной.
Давайте вспомним то, что мы видим и слышим, когда встречаемся на наших ежемесячных собраниях. Мы видим радость даже посреди боли, как в недавних свидетельствах, которые я слышал от тех, кто потерял близких или друзей. Мы видим примеры немыслимого бескорыстия в мире, где всем управляет расчет; щедрость дружбы там, где господствует ужасающее одиночество; единство жизни и людей там, где царит разделение; готовность действовать даже в самых трудных ситуациях, когда обычно опускаются руки.

Дорогие друзья! Доказательством подлинности нашей встречи с Иисусом является то, что присутствующий Христос становится источником глубокой радости. Самым великим чудом, которое поражало учеников ежедневно, было не исцеление расслабленных, не очищение прокажённых и не возвращение зрения слепым. Самым великим чудом был взгляд Иисуса, который проникал вглубь человека, взгляд, от которого невозможно было укрыться, но который пробуждал в глубине сердца радость. Ничто так не наполняет сердце человека радостью, как этот взгляд, который открывает человеку его самого. Иисус видел глубины человеческой души, ничто не могло скрыться от Него, для Него не существует никаких секретов в глубинах нашего сознания. Так происходит, например, в эпизоде встречи у колодца с самарянкой. Он рассказывает ей всю её жизнь, и именно это она передаёт своим односельчанам как свидетельство величия этого человека: «Он сказал мне всё, что я сделала!» (ср. Ин 4,39). Так было и с мытарем Матфеем, которого все считали грешником, потому что он состоял на службе у римских властей и собирал подати, и которому Иисус, проходя мимо, просто сказал: «Следуй за Мной» (ср. Лк 5,27). И этот человек, признанный, понятый, принятый, оставил всё и последовал за Ним. То же самое произошло с начальником всех мытарей, самым ненавистным человеком во всём Иерихоне, Закхеем (ср. Лк 19). Иисус, окружённый многочисленной толпой, проходил по улице, а Закхей, будучи маленького роста, из любопытства забрался на дерево, чтобы увидеть Его. Иисус приближается к тому дереву, останавливается, пристально смотрит на Закхея и говорит ему: «Закхей!», и затем добавляет: «Сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Что нашло на Закхея? Что заставило его, исполненного радости, поторопиться? Почему им овладело желание возвратить неправедно нажитое добро и раздать половину всего, чем он владеет, бедным? Что перевернуло и изменило его? Он был пронзён взглядом Того, кто признал, принял и полюбил его таким, какой он есть. Способность постичь сердце человека – это самое большое, самое убедительное чудо.

Взгляд, который Иисус принёс в историю, остаётся в ней, и благодаря этому мы тоже можем пережить тот же опыт, который пережили Матфей и Закхей. Мы сегодня можем пережить то же самое, что пережили апостолы две тысячи лет назад, глядя в глаза Иисусу. Мы можем на самом деле пережить этот опыт апостолов, а не просто комментировать его.

Подлинность этого опыта становится очевидной, когда наступает драматический и прекрасный момент, о котором говорится в сегодняшнем евангельском чтении, в шестой главе Евангелия от Иоанна. После того как Иисус умножил хлебы и накормил толпу, люди захотели сделать Его царём. Иисус зная, что человек нуждается не только в хлебе для жизни, но в чём-то большем, начинает говорить о Себе как о хлебе жизни, об отношении с Собой как с Тем, что питает нашу жизнь. Он имеет в виду, что, только когда человек насыщается Его плотью и кровью, он может жить по-настоящему. Поэтому, говорит Он, «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни», не будете иметь в себе радости. Радость в нас показывает, что мы пребываем в общении с Христом, как это бывает после причастия. Нет в этой жизни большей радости, чем вкушать плоть Сына Божиего.

Однако после этих слов Иисуса начинаются недоразумения. Люди хотели сделать Его царём, что же Ему ещё нужно? Но именно здесь проявляется непоколебимость Христа. Его Присутствие не ослабевает и не подстраивается под наши прихоти, поэтому незыблема и наша надежда. Иногда это раздражает нас, как и тех людей, но повторяю – это наша надежда. «Кем Ты Себя возомнил?», говорят они. Но Иисус не уступает перед этим искушением, он не намерен идти на компромиссы, даже со Своими друзьями. Он не говорит им: «Хотя бы вы останьтесь, не покидайте Меня». Нет! Он вновь бросает им вызов: «Не хотите ли и вы отойти?» В этом вопросе проявляется всё уважение Иисуса, всё почтение к свободе апостолов, и в то же время Его уверенность в том, что у них есть всё, чтобы вынести своё собственное суждение, разумно ли оставаться с Ним. Поэтому Он совершенно не боится задать им этот вопрос. Иисус не щадит их свободы, не отвечает за них, но призывает их к ответу, так что им приходится ответить, осознать то, что они видели, и найти причины остаться. Можем себе представить, с какой силой убежденности из самой глубины сердца Петра вырвалось восклицание: «Господи, мы тоже не понимаем Твоих слов, но если мы отойдём от Тебя, то куда нам идти? Только у Тебя есть слова, объясняющие и открывающие смысл жизни» (ср. Ин 6,68).

Можно повторять эту фразу формально, не замечая той глубины и силы, с которыми Пётр произнёс эти слова. Однако повторение известной фразы отличается от живого опыта. Если слова не рождаются из опыта, то в трудный момент они потеряют свою силу, и достаточно будет чего-то непредвиденного, чтобы заронить в нас сомнение. Это легко заметить по тому, как мы реагируем на трудности: «Не хотите ли и вы отойти?» Этот вопрос заставляет нас здесь и сейчас дать себе отчёт в том, зачем мы остаёмся. Вся тьма, всё замешательство, всё одиночество Петра не могли уничтожить опыт, который охватил всю его личность. Так проверяется состоятельность нашего «я». Оно сильно не тем, что находится на стороне большинства. Состоятельность основана на последовательности, верности тому опыту, который мы переживали день за днем, год за годом. Если же у нас нет такого опыта, то любая трудность, болезнь, кризис, любое непредвиденное обстоятельство, беспорядок, любое искушение или ошибка обрушат всё здание. Как замечательно, что и сам Петр пережил нечто подобное, поэтому он словно говорит нам: «Такое может случиться» – и указывает нам путь, чтобы остаться. Если мы последуем по пути, о котором свидетельствуют Евангелия, то наша вера сможет достичь такой уверенности, что, к нашему же собственному удивлению, будет способна устоять в любых испытаниях.

«В мире, полном горя и тревоги, радость является важным свидетельством красоты и достоверности христианской веры. В наше непростое время множество юношей и девушек вокруг вас нуждаются в том, чтобы узнать: христианская весть — это весть радости и надежды! Пойдите и расскажите другим юношам и девушкам о вашей радости, о том, что вы нашли драгоценное сокровище — самого Иисуса. Идите к тем, кто страдает, к тем, кто ищет, и принесите им радость, которой Иисус хочет одарить их. Несите ее в ваши семьи, ваши школы и университеты, вашим сотрудникам, друзьям и соседям. Вы увидите, как заразительна эта радость. И вы получите во сто крат больше: радость спасения для себя, и радость видеть, как милосердие Божие действует в сердцах других людей. И когда в последний день вы встретите Господа, Он скажет вам: «Хорошо, добрый и верный раб! … Войди в радость господина твоего» (Мф 25, 21)» (Бенедикт XVI, Послание).

Дорогие братья и сёстры! Скоро начнётся год веры, в течение которого состоится и следующая Всемирная встреча молодёжи в Рио-де-Жанейро в июле две тысячи тринадцатого года, темой которой станут слова: «Идите и научите все народы» (Мф 28, 19). Поскольку не все желающие смогут поехать в Бразилию, мы будем проводить эту встречу одновременно и в России, вместе с католической молодёжью всей России и соседних стран. Пусть этот год будет наполнен радостью веры! Пусть в ожидании следующей встречи в нас и вокруг нас умножатся радость и уверенность веры!

Оставьте комментарий