Путь катехумена

В начале пути, ведущего к крещению, нам следует задуматься о том, что такое вера. Это понятие может показаться очень абстрактным. Священное Писание показывает нам примеры верующих людей, среди которых особое место занимает патриарх Авраам. Иудейская традиция, как и христианская, и даже исламская, называет его отцом верующих.

Авраам – отец верующих

Прочитаем несколько отрывков из книги Бытия: о призвании Авраама: Быт 12, 1-4; об обещании Аврааму сына: Быт 17, 15-21; об испытании Авраама: Быт 22, 1-14. Библейский текст о призвании Авраама показывает нам, что первый шаг на пути веры принадлежит не человеку, но Богу. Это первая черта веры Авраама. Вера – прежде всего ответ человека на Божий призыв. Не столько мы взыскуем Бога, сколько Бог призывает нас. В Ветхом Завете всегда Бог первым идет к человеку, как в самом начале истории нашего спасения Он ищет Адама в райском саду и зовет его: «Адам, где ты?» (Быт 3, 9).

Вторая черта веры Авраама предполагает шаг в неизвестность: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12, 1). Так и сейчас Господь просит нас оставить все наши прошлые представления, убеждения, всё, на что мы привыкли надеяться и опираться. И в первую очередь нам надо отказаться от наших мнимых представлений о Боге. Известный духовный писатель, митрополит Сурожский Антоний, рассказывает, что однажды в поезде его соседями по купе оказались люди, которые назвали себя атеистами. Тогда он предложил им: «Расскажите мне о Боге, в которого вы отказываетесь верить». Выслушав их, он сказал: «Вы правы, я тоже не верую в того Бога, от которого вы отрекаетесь. Но я верую в другого Бога». И он, как Иисус ученикам на пути в Эммаус, стал говорить им о Боге, о Христе. Можно сказать, что Библия – это история постепенного откровения истинного лица Божиего. Жизнь каждого из нас также является постепенным открытием истинного образа Бога, опытом разрушения ложных представлений о Нем. Это очень длинный путь, всех наших лет для этого недостаточно. У каждого из нас есть свое представление о Боге. Для некоторых Господь – строгий судья, наблюдающий за всеми, для других Он похож на добродушного дедушку, для иных же Он – некая холодная духовная сущность. Очень часто наш образ Бога зависит от того, как мы Его представляли себе в детстве или от того, какой у нас образ отца. Именно поэтому нам надо отказаться от всех прошлых представлений и согласиться отправиться в путь для того, чтобы открыть истинное лицо Божие.

Третья особенность веры Авраама заключается в том, что она опирается на обещание, данное самим Богом. Действительно, Господь на пути нашей веры не оставляет нас одних. Он заключает с каждым из нас союз, сопровождает нас и обещает привести в землю обетованную, как Он это обещал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт 12, 2).

Обобщая пример Авраамовой веры, можно сказать, что вера – это доверие Богу. Он сам нас призывает, Он заключает с нами союз, и ради Него, к Нему мы готовы отправиться в путь, в неизвестность. Но я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые парадоксы веры.

Парадоксы веры

1. Вера одновременно есть дар Божий и свободный выбор человека. Вера – это дар Святого Духа, это благодать. Когда апостол Петр исповедует, что Иисус – Сын Бога Живого, Христос говорит ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16, 17). На протяжении жизни мы обретаем опыт веры как дара Божьего. Но, вместе с тем, вера – это акт нашей воли, наше свободное решение. Вера – сознательный ответ и ответственность человека. Можно сказать, что вера является плодом двух действий: действия Бога, который нас вдохновляет и действия человека, который отвечает на призыв.

2. Вера одновременно и разумна, и таинственна. Христианская вера – это не религиозное чувство особого рода, наша вера опирается на разум. Не случайно евангелист Иоанн называет Христа «Логос», что означает “Слово” или “Разум”. Именно поэтому веру и знание нельзя противопоставлять друг другу.  Святой Августин писал: «Я верую, чтобы понимать и понимаю, чтобы лучше верить». Но, с другой стороны, мы не можем претендовать на то, чтобы понимать все. В вере всегда остается место для тайны. Как говорит Папа Бенедикт XVI: «Не мы обладаем истиной, это Она обладает нами». Несмотря на все наши усилия, мы никогда не сможем познать Бога до конца.

3. Вера – это личный акт и, одновременно с этим, церковное делание. Да, вера – это наше личное дело. Когда мы хором исповедуем нашу веру во время Литургии, мы говорим каждый от себя: «Верую». Наша вера дает нам увидеть присутствие Божие именно в нашей жизни. Но, с другой стороны, невозможно верить одному. Никто не может веровать один, как никто не может жить один. Мы получаем веру от других и призваны передавать ее. Община верующих, начиная с Израиля, – это именно то место, где мы получаем откровение и веру. Вера исповедуется полнотой Церкви, как сказано в тексте Святой Мессы: «Воззри, Господи, на веру Церкви твоей». Когда вас принимали в катехуменат, я спрашивал у каждого из вас: «Чего ты просишь у Церкви Божией?» – и вы отвечали: «Веры».

4. Вера являет собой знание и, вместе с тем, — доверие Богу. Вера возникает как плод нашего разума, согласие нашего разума с истинами, содержащимися в учении Церкви, особенно с теми, которые мы исповедуем в Символе веры. Но, в то же самое время, вера является также соединением человеческой личности с личностью Христа. Веровать в Иисуса Христа значит доверять Ему и следовать за Ним, как это сделали апостолы. Это значит начать новую жизнь, соответствующую евангельским идеалам. Псалмы являют нам голос верующего: «Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс 39).

5. Вера – свет, но она же и мрак. Обычно мы веруем во мраке. Как говорил философ Паскаль, в нашей жизни «есть достаточно света для тех, кто готов видеть, и достаточно тьмы для тех, кто видеть не желает». Вера – это борьба, которая требует настойчивости, твердости и постоянства, тем более что современный мир далек от истин нашей веры.  Но, с другой стороны, вера позволяет нам предвкушать радость Царства Божия, когда мы увидим Бога лицом к лицу. Поэтому можно сказать, что вера становится началом жизни вечной.

Этим я хочу закончить. Когда принимают в катехуменат, спрашивают еще: «Что дает тебе вера?» – и вы отвечаете: «Жизнь вечную». Действительно, без веры невозможно достичь вечной жизни, вера необходима для нашего спасения.

Мы начинали наши размышления о вере с примера Авраама, которого называем отцом верующих. Но для нас, христиан, образцом является также Дева Мария, которую мы называем Матерью верующих. Она, как и Авраам, поверила слову ангела, поэтому удостоилась родить воплощенное Слово Божие – Иисуса Христа.

свящ. Иакинф Дестивель, ОР

Библейские тексты для обсуждения

Призвание Авраама: Быт 12, 1-4

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

Обещание Аврааму сына: Быт 17, 15-21

И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.

Испытание Авраама: Быт 22, 1-14

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

Молитва: Псалом 40 (39)

Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне
и услышал вопль мой;

извлек меня из страшного рва,
из тинистого болота,

и поставил на камне ноги мои
и утвердил стопы мои;

и вложил в уста мои новую песнь –
хвалу Богу нашему.

Увидят многие и убоятся
и будут уповать на Господа.

Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым
и к уклоняющимся ко лжи.

Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе!

— хотел бы я проповедовать и говорить,
но они превышают число.

Жертвы и приношения Ты не восхотел;
Ты открыл мне уши;

всесожжения и жертвы за грех
Ты не потребовал.

Тогда я сказал: вот, иду;
в свитке книжном написано о мне:

я желаю исполнить волю Твою, Боже мой,
и закон Твой у меня в сердце.

Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим:
Ты, Господи, знаешь.

Правды Твоей не скрывал в сердце моем,
возвещал верность Твою и спасение Твое,

не утаивал милости Твоей
и истины Твоей пред собранием великим.

Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня;
милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои,
так что видеть не могу:

их более, нежели волос на голове моей;
сердце мое оставило меня.

Благоволи, Господи, избавить меня;
Господи! поспеши на помощь мне.

Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!
Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: “хорошо! хорошо!”

Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое
да говорят непрестанно: “велик Господь!”

Я же беден и нищ,
но Господь печется о мне.

Ты — помощь моя и избавитель мой,
Боже мой! не замедли.

Библейские тексты для самостоятельного размышления:

Послание к Евреям (Евр. 11, 1-19)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

Вопрос: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» — пишет автор Послания к Евреям. Что для Вас значит «уверенность в невидимом»?

Оставьте комментарий