Богатый юноша

«Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим», – отвечает Христос богатому юноше, который спрашивает, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Эти слова Спасителя могут стать программой духовной жизни, если размышлять над каждым словом этого ответа, в котором находим три глагола, три указания: пойди, продай и раздай.

Первое слово – «пойди». Интересно, что богатый юноша хотел узнать, что ему надо делать. В его понимании жизнь вечная приобретается делами. А Христос отвечает ему, что для этого не надо ничего особенного делать, жизнь вечную надо получить от Бога как дар. Да, богатый юноша соблюдал все заповеди, но этого недостаточно, если он не способен принять этот дар. «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу». Жизнь вечную мы получаем не как награду за наши дела, а как дар нашего Отца, любовь которого нам надо принять. Святая Тереза Младенца Иисуса в свое время сделала открытие: не по нашим заслугам мы получаем дар жизни вечной, а по способности признавать свою немощность. Для этого нам надо оставить уверенность в себе, в своих способностях самостоятельно стать достойными царства небесного. Вот почему Христос говорит юноше: «Пойди!», – как когда-то Бог сказал Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12, 1). Так Господь говорит и каждому из нас: «Следуй за Мной. Перестань думать, что тебе надо что-то делать для того, чтобы наследовать жизнь вечную, прими ее как дар Моей любви к тебе».

Второе указание, которое дает Христос: «Всё, что имеешь, продай». Богатый юноша не мыслил своей жизни без большого имения, а Христос говорит ему, что жизнь вечная заключается не в этом. Человек может строить свою жизнь двумя способами: на том, что имеет, или на том, кем он является. Если я строю свою жизнь только на том, что имею, то в любой момент я могу потерять все: изменятся обстоятельства или придут воры. Но если я строю свою жизнь на том, кем я являюсь, то никто и ничто не может отнять у меня моей личности. Христос призывает нас строить жизнь не на том, что мы имеем, а на том, кем являемся: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев… или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более… а в веке грядущем жизни вечной». Интересно отметить, что Христос обещает, что мы получим во сто крат не когда-то в будущем, а уже сейчас, «во время сие», если только согласимся оставить всё, что мешает нам следовать за Ним.  Царство Божие уже среди нас, надо только быть способными видеть его.

Третье указание, которое дает Христос: «Раздай нищим». Этим Христос хочет сказать, что мы зря всё оставим и продадим, если сделаем это не ради любви. В конце этого отрывка Петр говорит Христу: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». Да, но этого недостаточно, если наши желания остаются земными. Братья и сестры, очень трудно осознавать, к чему мы на самом деле стремимся, каковы наши истинные намерения, наши скрытые желания. Премудрость заключается прежде всего в том, чтобы осознавать свои желания и направлять их к благам нетленным. Если бы мы только были способны понять слова, которые слышали сегодня в первом чтении: «Я полюбил премудрость более здоровья и красоты, и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее» (Прем 7, 10-11)!

Пусть Господь научит нас понимать, что значит для нас Его призыв: «Пойди, всё, что имеешь, продай, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Пусть Он поможет нам познать, что такое премудрость, и предпочесть ее всем богатствам мира. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий