Исцеление Вартимея

На пути из Иерихона в Иерусалим у дороги сидел слепой Вартимей и просил милостыню. Когда Иисус с учениками и множеством народа проходил мимо, он начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Евангельский текст об исцелении Вартимея многое может сказать нам о том, что значит следовать за Христом.

Первый интересный момент: евангелист говорит, что слепой «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу». Почему Вартимей, прежде чем подойти к Иисусу, сбросил верхнюю одежду? Этот жест можно понимать символически, он напоминает жест св. Франциска Ассизского, который, страстно желая следовать за Христом, сбросил с себя всю одежду и завернулся в мантию, поданную ему епископом. Если мы хотим быть исцеленными, если хотим следовать за Христом, нам надо прежде всего освободиться от всего, что мешает нам сделать это, даже от того, что кажется необходимым. Да, мы хотим быть исцеленными, но не хотим, чтобы обнаружились наши слабости. Мы хотим следовать за Христом, но не готовы отказаться от желания жить в достатке, быть всеми уважаемыми. Вартимей показывает нам, что первое условие исцеления – сбросить верхнюю одежду, т.е. стать незащищенным, открыться действию Божией благодати.

Затем Иисус задает Вартимею странный вопрос: «Чего ты хочешь от Меня?». Разве Иисус не понимал, что слепой хочет видеть? Конечно, Он знал это, но хотел, чтобы Вартимей сам выразил это желание. Здесь мы находим важное наставление о молитве. Молиться – не значит информировать Бога о наших нуждах или влиять на Его волю. Бог прекрасно знает, в чем мы нуждаемся. Он знает это гораздо лучше, чем мы. Но чтобы получить помощь от Бога, надо прежде всего выразить Ему свое желание. Если я не осознаю, в чем нуждаюсь, смогу ли я принять дарованную мне благодать? Наверное, нет, потому что не смогу оценить по достоинству этого дара.

Вартимей отвечает Христу: «Учитель! чтобы мне прозреть». Можно сказать, что стать христианином значит прозреть. Не случайно о крещении говорится как о просвещении. Не случайно в Евангелиях следование за Христом описывается как прозрение. Братья и сестры, мы все, подобно Вартимею,  слепы. Мы слепы по отношению к самим себе, к нашим ближним и к Богу. Мы не умеем видеть свой грех, не умеем видеть Царства Божия, присутствующего в этом мире, не замечаем знаков, посылаемых нам Богом, не умеем видеть образ Божий, запечатленный в нас самих и в наших ближних.

Интересно отметить, что Христос не говорит слепому: «Прозри!». Он говорит ему: «Иди». Мы будем исцелены в той мере, в какой будем способны сбросить верхнюю одежду, насколько будем способны осознать свою слепоту, насколько сумеем выразить Богу свою просьбу. Но самое важное для нас – это умение идти, отправиться в путь, следовать за Христом. Это и есть наша вера, т.е. наше доверие Богу. Вот почему Христос говорит Вартимею: «Вера твоя спасла тебя». Давайте, братья и сестры, сбросим, как Вартимей, верхнюю одежду и будем кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Аминь.

Иакинф Дестивель ОР   

Оставьте комментарий