Путь катехумена

На предыдущем занятии мы говорили о сотворении мира и видели, что с самого начала его существования возникает вопрос о существовании зла, поскольку Бог запрещает Адаму вкушать плоды с древа познания добра и зла. В начале предлагаю прочитать главу 3 из книги Бытия, на которую мы сегодня будем опираться.

Зло существует

В современном мире проблема зла перестала быть очевидной. Люди пытаются объяснить грех исключительно как ошибку, недостаток или нечто, предопределенное социальными условиями, человеческой психикой, наследственностью и пр. Однако ужасные трагедии XX века вновь заставляют человечество задуматься над проблемой зла. Для того, чтобы рассматривать эту проблему, прежде всего нужно признать, что зло существует. В самом начале наших размышлений важно определить две вещи: во-первых, Бог не желал и не создавал зла; во-вторых, существование зла не является исключительно ответственностью человека. Этому и посвящен библейский рассказ о грехопадении, который показывает, каково происхождение зла, как оно действует и какие имеет последствия.

Бог не создавал зла

Читая этот текст, прежде всего замечаем, что Бог никоим образом не создавал зла. Бог благ и все Его дела благи. Это видно по той гармонии, которая царит в мироздании до грехопадения. Например, Бог поручает человеку наречь имена всем тварям. В Библии имя означает сущность; стало быть, человеку дано познавать сущность всякой твари, т.е. по замыслу Божию человек находится в самом центре сотворенного мира. Другой пример гармоничности сотворенного Богом мира – то, что Адам и Ева не стыдятся своей наготы, а это говорит о взаимном доверии и чистоте взгляда.

И все же Бог запрещает человеку вкушать плоды с древа познания добра и зла. Что это означает? Это не значит, что человеку запрещено отличать добро от зла, это значит, что такое познание человек должен получать от Бога, который один вправе решать, что есть добро, а что зло. Человек создан свободным, но эта свобода получена им в дар от Бога. Древо познания добра и зла символизирует возможность для человека сделать свободный выбор: повиноваться воле Божией или воспротивиться ей. Важно понимать, что Бог наложил этот запрет из любви к человеку, а не для того, чтобы подвергнуть его искушению, ибо Он знает, что человек может быть счастливым,  только  признавая себя  творением Божиим и находясь в общении с Ним.

«Отец лжи»

Адам и Ева нарушают запрет, злоупотребив своей свободой, и тем самым отворачиваются от Бога. Этот выбор – их ответственность, но вместе с тем здесь присутствует некая таинственная сила, олицетворяемая змеем. Он обещает людям, что, вкусив плод, они станут как боги. Человек разрывает связь с Творцом, ведомый гордыней, желая сравняться с Богом. Быть образом Божиим и быть как боги – совершенно разные вещи. Быть как боги – это самообожествление, тогда как быть образом Божиим значит принять от Бога дар  причастности Его Божеству.

В этой таинственной силе зла Предание Церкви, опираясь на текст Откровения святого апостола Иоанна, видит падшего ангела, который был создан благим, но из зависти и желания стать равным Богу сделался Его противником. В Библии этот ангел зовется «отцом лжи» (Ин 8, 44), «диаволом и сатаною» (Откр 12, 9).

Итак, рассказ книги Бытия объясняет, что зло не исходит ни от Бога, ни от человека, хотя человек несет за него немалую ответственность. Первое, что важно здесь отметить, – происхождение зла невозможно понять вне отношений с Богом. Тайна зла постижима лишь в свете глубокой сокровенной связи между Богом и человеком. Кроме того, этот рассказ никоим образом не является моральным уроком; он объясняет не только то, каким образом зло входит в мир, но и каковы его последствия.

Последствия грехопадения

Первое последствие грехопадения – потеря гармоничного состояния мироздания, гармоничных отношений людей друг с другом и с Богом. Библейский автор говорит, что Адам и Ева познали свою наготу и, утратив чистоту взгляда, устыдились и прикрылись друг от друга одеждой. Но что еще важнее, они скрылись от лица Бога. Они прячутся от Него, потому что видят Его теперь в совершенно ложном свете.

Второе последствие грехопадения – появление страдания: жена будет в болезни рождать детей, а мужчина – в поте лица добывать себе хлеб. Наконец, третье последствие – в мир входит смерть, о которой Бог предостерегал человека, когда запретил ему вкушать плод с древа познания. «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3, 18).

Но самое тяжкое последствие заключается в том, что это состояние греха передается всему человечеству как наследственная болезнь. Церковь называет это состояние первородным грехом, опираясь на учение святого Павла, сказавшего, что через Адама грех вошел в мир (Рим 5, 12). Все люди оказались причастны греху первого человека; с рождения каждый человек сопричастен этому греховному состоянию, даже ничего еще не совершив. Образ Бога в человеке помрачается, но он не уничтожен полностью. Он помрачен  грехом Адама, из-за которого человек склонен ко злу. Учение о первородном грехе было сформулировано, прежде всего, святым Августином, который хотел ответить  как тем, кто был слишком оптимистичен в отношении человеческой природы и считал, что человек может сам, без Божией благодати, вести благую жизнь; так и тем, кто был слишком пессимистичен, говоря, что образ Божий в человеке был полностью разрушен грехом.

«Счастливая вина Адама»

Однако Бог не оставляет человека. Наоборот, сразу после грехопадения Он ищет его: «Адам, где ты?» (Быт 3, 9). Он таинственным образом предсказывает победу над злом, говоря, что положит вражду между семенем змея и семенем жены: «Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15). Церковь видит в этих словах пророчество о победе Христа – Сына Марии. Поэтому этот текст называют Протоевангелием. И действительно, этот текст правильно понять можно только в свете Христа, нового Адама, который Своим воскресением победил зло и смерть, и даровал человеку жизнь вечную.

Люди часто задают вопрос, почему же Бог не помешал Адаму совершить этот  грех? Отцы Церкви отвечали на этот вопрос следующим образом: Бог попустил грехопадение ради большего блага – ради того, чтобы послать людям нового Адама, Христа, который не только восстанавливает в человеке образ Божий, но ведет его к состоянию гораздо более совершенному и высокому, чем состояние первого Адама до грехопадения. Как говорит апостол Павел: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Во время пасхальной Литургии, на которой вы примете таинство крещения, мы услышим слова гимна: «О счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя!». С христианской точки зрения существование зла объясняется лишь тем, что Бог уважает свободу сотворенного Им человека, и тем, что из зла всегда может проистекать большее добро.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейский текст для обсуждения

Грехопадение: Быт 3
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (По другому чтению: «и между семенем её: Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту».) Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Молитва: Псалом 6
Господи! не в ярости Твоей обличай меня,
и не во гневе Твоем наказывай меня.
Помилуй меня, Господи, ибо я немощен;
исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
и душа моя сильно потрясена;
Ты же, Господи, доколе?
Обратись, Господи, избавь душу мою,
спаси меня ради милости Твоей.
Ибо в смерти нет памятования о Тебе:
во гробе кто будет славить Тебя?
Утомлен я воздыханиями моими:
каждую ночь омываю ложе мое,
слезами моими омочаю постель мою.
Иссохло от печали око мое,
обветшало от всех врагов моих.
Удалитесь от меня все, делающие беззаконие,
ибо услышал Господь голос плача моего.
Услышал Господь моление мое;
Господь примет молитву мою.
Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои;
да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Библейский текст для самостоятельного размышления

Рим 5:12-21; 6:1

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

Вопрос:

Мы получили в дар свободу. Как в Вашей жизни Бог помогал сделать правильный выбор или преодолеть последствия падений и ошибок?

 

Оставьте комментарий