Путь катехумена

На предыдущей встрече мы говорили о том, что грехопадение не привело к полному разрушению связи человека с Богом. Более того, Господь жаждет вновь приблизить человека к Себе. Этой цели служит то, что Священное Писание называет заветом между Богом и человеком. Это важно и для вас, катехуменов, вступающих в завет с Богом в момент вашего крещения.

Завет как союз

Говоря о завете, библейские авторы употребляют юридический термин берит, что значит договор. Этот термин широко употреблялся в общественной жизни той эпохи и обозначал контракт, связывающий две стороны, как правило, равные. Предлагая человеку такой союз, Бог тем самым возвышает его до Себя. Хотя понятие завета имеет по преимуществу юридический характер, завет с Богом постепенно приобретает характер союза, подобного супружескому, между Богом и всем человечеством. И этот союз Бог заключает из любви к человеку.

Бог устанавливает с людьми несколько заветов: завет с праотцем Ноем, символом которого становится радуга (Быт 9, 8-17); с Авраамом и его потомством (Быт 22); с пророком Моисеем на горе Синай (Исх 19); с царем Давидом (2 Цар 5). Через эти, следующие друг за другом, заветы с ветхозаветными патриархами Бог связывает союзом с Собой весь избранный народ. Тем не менее, центральным заветом в истории Израиля является завет с Моисеем. Именно тогда Бог дает Своему народу закон. Для иудеев соблюдение завета будет выражаться прежде всего в исполнении закона.

Постепенно пророки меняли понимание завета. Во-первых, они будут говорить о завете между Богом и всем человечеством. И действительно, через завет с избранным народом Бог ищет и призывает всех людей. Во-вторых, пророки уделяют гораздо больше внимания верности народа духу завета, чем исполнению норм закона. Израильский народ будет постоянно изменять завету, но пророки не устают повторять, что Бог всегда остается верен ему. В-третьих, они пророчествуют об окончательном завете, который пребудет вечно (Иер 31: 31-40). Этот вечный завет найдет свое воплощение во Христе, Который смертью и воскресением запечатлел окончательный союз между Богом и Новым Израилем, то есть Церковью, всем человечеством.

Завет – не просто историческое событие далекого прошлого. Он касается каждого из нас. Стать верующим значит заключить завет с Богом.

Исход как освобождение от рабства

Иаков – сын Исаака, внук Авраама, получил новое имя – Израиль (Быт 32, 28). Со временем это имя становится священным именем всего избранного народа – потомков Иакова. Праотец Иаков вместе с сыновьями и их семьями переселился в Египет, спасаясь от голода. С течением времени египтяне обратили потомков Иакова в рабов, но Бог через Моисея освободил Свой народ из египетского рабства, чтобы привести его в землю обетованную. Это освобождение становится главным событием завета между Богом и Его народом и получает название «исход». Исход включает в себя бегство из Египта, переход через Красное море и сорок лет странствия по пустыне. Исход становится началом истории Израиля как народа.

Во-первых, этот путь является переходом от состояния рабства к свободе, его символом становится переход через Красное море. Именно так переводится слово «пасха» – переход. Во-вторых, этому пути присущи испытания, через которые проходит Израиль, странствуя по пустыне. Благодаря этим испытаниям очищается вера народа, его отношение к Богу. В пустыне сыны Израиля чувствуют себя оставленными Богом, они испытывают голод, жажду, усталость и начинают роптать на Моисея, выведшего их из Египта. Тем не менее, именно эти тяжелые испытания помогли им возложить все свое упование на Бога и убедиться в Его верности: Господь дает им в пищу манну с неба, поит их водой, истекающей из скалы. Третья черта духовного пути Израильского народа – это Божие обетование: Господь обещает дать во владение Своему народу землю, «текущую молоком и медом» (Иер 11, 5). Надежда на землю обетованную и лучшую жизнь дает силы Израилю пережить испытания, перенести все тяготы странствия.

Почему это важно для нас? Дело в том, что Исход заключает в себе основные черты духовного пути не только Израильского народа, но и каждого человека. Так же, как и завет, исход является опытом и нашей духовной жизни. Только оставив то, что порабощает нас, мы можем стать самими собой. Именно благодаря испытаниям наша вера растет и зреет, наши представления о Боге очищаются, а упование крепнет. И только обещание жизни вечной, начинающейся уже сейчас, дает нам силу преодолеть трудности. Этот духовный путь, этот переход освобождает нас от внутренних препятствий, мешающих нам стать детьми Божьими и исполнить свое призвание. Как говорит апостол Павел, «к свободе призваны вы, братья» (Гал 5, 13).

От иудейской Пасхи к Евхаристии

Невозможно говорить о завете, не вспомнив о пасхальной трапезе еврейского народа. Накануне ухода из Египта Бог просит израильтян совершить трапезу, которая станет знаком и началом исхода от рабства к свободе. Во время этой трапезы евреи должны есть пресный хлеб и ягненка, запеченного на огне. С тех пор пасхальная трапеза становится для иудеев главным праздником и символом освобождения. Христос тоже будет праздновать Пасху, но наделит ее новым смыслом. Сам став Агнцем Нового Завета, Он Своею смертью и воскресением освободит человека от рабства греха и смерти. Во Христе все человечество совершает переход к новой жизни – жизни усыновленных детей Божиих.

Совершая Евхаристию, мы празднуем Пасху Христа и нашу собственную. Позже мы будем говорить о Евхаристии подробнее, но уже можно сказать что в отличие от иудейской Пасхи, это не просто воспоминание об историческом событии, но реальное возобновление единственной жертвы Христа – Непорочного Агнца.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Пасха Израиля: Исх 12:1-3, 5, 10-14; 14:15-31

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз.

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его.

И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.

Обетование вечного завета: Иер 31:31-34

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.


Молитва: Песнь Моисея (Исх 15:1-18)

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся;
коня и всадника его ввергнул в море.
Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
Господь муж брани, Иегова имя Ему.
Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,
и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.
Десница Твоя, Господи, прославилась силою;
десница Твоя, Господи, сразила врага.
Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя.
Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.
От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена,
огустели пучины в сердце моря.
Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.
Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море:
они погрузились, как свинец, в великих водах.
Кто, как Ты, Господи, между богами?
Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?
Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.
Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил,
— сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
Услышали народы и трепещут:
ужас объял жителей Филистимских;
тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских,
уныли все жители Ханаана.
Да нападет на них страх и ужас;
от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень,
доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ,
который Ты приобрел.
Введи его и насади его на горе достояния Твоего,
на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,
во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!
Господь будет царствовать во веки и в вечность.

Библейские тексты для самостоятельного размышления:

Рим 6:18-23

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Вопросы:
1. От чего Вас освобождает вера?
2. В Таинстве крещения Бог заключает завет с каждым верующим. Что это означает лично для Вас?

Оставьте комментарий