Христианское в детской книге присутствовало всегда

Были ли в Вашей семье традиции семейного чтения? Что послужило началом Вашей любви к литературе?

— Традиций семейного чтения как таковых не было, хотя дед был писателем, а мама с юности и всю жизнь собирала книжки. Но помнится, что я рано научилась читать, и моим постоянным слушателем была няня, с четырьмя классами деревенской школы. Много всего мы прочитали вместе, пока она занималась домашними делами, особенно помню, как она каждый раз плакала, когда я читала ей про смерть Евы в «Хижине дяди Тома». Думаю, это совместное чтение и было началом моей любви к книге.

Когда впервые произошло Ваше знакомство с христианскими писателями и, в частности, с детскими?

— Тогда, когда я об этом даже не подозревала… и слова такого «христианство» не знала. По окончании первого класса мне в школе подарили сказки Андерсена, дома была «Хижина дяди Тома», которую я прочитала классе во втором, вот, пожалуй,  и все первое знакомство. Христианские писатели, чьи книги стали детским чтением.

Расскажите, пожалуйста, о появлении детской христианской литературы. Когда она появилась в СССР?

— Принято считать, что детская литература появилась в европейскую эпоху Просвещения, примерно в 17 веке. Конечно, она была христианской по мировоззренческим установкам, но по-настоящему художественной, то есть являющей в слове образ мира, который проникает в душу ребенка и преображает ее, она стала далеко не сразу и далеко не в каждом произведении для детей.

Позволю себе привести несколько цитат из эссе В. Белинского «О детских книгах», как нельзя лучше показывающих, какую детскую книгу можно назвать христианской.

«Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа,- развитие чувства любви и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее.

Детские книги должны внушать им, что счастье не во внешних и призрачных случайностях, а в глубине души,- что не блестящий, не богатый, не знатный человек любим Богом, но “сокровенный сердца человек в нетленном украшении кроткого и спокойного духа, что драгоценно пред Богом”, как говорит св. апостол Петр.

Они должны показать детям, что мир и жизнь прекрасны так, как они суть, но что независимость от их случайностей состоит не в ковре-самолете, не в волшебном прутике, мановение которого воздвигает дворцы, вызывает легионы хранительных духов с пламенными мечами, готовых наказать злых преследователей и обидчиков, но в свободе духа, который силою божественной, христианской любви торжествует над невзгодами жизни и бодро переносит их, почерпая силу в этой любви.

Они должны знакомить детей с таинством страдания, показывая его, как другую сторону одной и той же любви, как блаженство своего рода, и не как неприятную случайность, но как необходимое состояние духа, не изведав которого, человек не изведает и истинной любви, а, следовательно, и истинного блаженства.

Они должны показать детям, что в добровольном и свободном страдании, вытекающем из отречения от своей личности и своего эгоизма, заключается твердая опора против несправедливости судьбы и высшая награда за нее.

И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям не в истертых сентенциях, не в холодных нравоучениях, не в сухих рассказах, а в повествованиях и картинах, полных жизни и движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей,—и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действительных средств для воспитания.

Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и, прочтя, перенесся бы легкою мечтою в светлые годы своего младенчества…

Нет, моральные сентенции не только отвратительны и бесплодны сами по себе, но и портят даже прекрасные и полные жизни сочинения для детей, если вкрадываются в них!

У вас есть нравственная мысль — прекрасно; не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести: если рассказ им понравился, или они читают его с жадностью и наслаждением — вы сделали свое дело».

И никакое отрицание Бога, хоть личное, хоть общественное, ни пресловутое «общество потребления», ни моральный релятивизм, ни что-то еще не смогли до конца выкорчевать из сознания европейцев эти христианские корни их жизни и культуры.

В хороших детских книжках по-прежнему есть и «развитие чувства любви», и понимание, что счастье зависит от того, «каков сокровенный человек сердца», и свобода духа, и таинство страдания, ведущее к истинной любви, и отречение от эгоизма, как опора против бед, и нравственные мысли, не говоря уже о виртуозном умении писать занимательно.

Пусть сейчас всё это, как правило, называют «человеческое в человеке» — не удивительно, если помнить, как основательно в прошлом веке было разрушено доверие людей к любым «высоким» словам. Важно, что такой подход востребован и может, на мой взгляд, стать поворотом к тому, чтобы снова открыто заговорить о самом важном — что всё по-настоящему человеческое в человеке от Бога – Он дает, если только захотим прилагать усилия.

Пока же вполне реально говорить о христианском контексте современных детских книг, несмотря на то, что сейчас в детской литературе есть тенденция никак не ограничивать темы, на которые можно писать для детей любого возраста. Думаю, вопрос не в том, хорошо это или плохо, а в том, чтобы найти ответ христианина на вызов прежде запретных для детских книг тем.

И, на мой взгляд, христианское в детской книге присутствовало всегда, только иногда оно не было явным, как, например, в советские времена.

Был ли связан с Вашими литературными пристрастиями Ваш приход к вере? А Ваше присоединение к доминиканцам?

— Внешне никак не связан, это была Встреча — Он позвал и я пошла. Потом, после Крещения я глотала духовные книги, потому что испытывала голод по глубине познания Бога и общению с Ним. Но чем дольше я живу, тем больше вижу, насколько то, что я почерпнула из детских книг, помогло этой Встрече состояться. А Орден стал развитием жизни внутри Встречи — когда-то знакомый священник пригласил меня в гости и сказал: «Я познакомлю вас со старой монахиней, и вы друг другу понравитесь». И он оказался прав. Это была одна из переживших лагеря сестер Абрикосовской общины. Конечно, потом и здесь были книги, помогавшие мне узнавать ту семью, которую Господь дал мне в Церкви.

 

Ваши любимые детские писатели?

— Из детства и доперестроечной жизни остались Х.-К. Андерсен, Ж. Верн, Г. Бичер-Стоу, Я. Корчак, Доктор Сьюз, Д. Биссет, В. Гауф, К. Патерсон, Э. де Амичис, В. Бианки, Э. Сетон-Томпсон.

— Из приобретений последних двух десятилетий — И. С. Шмелёв, графиня де Сегюр, Л. Чарская, В. А. Никифоров-Волгин, К. ДиКамилло, В. Кротов, Е. Мурашова, Ж. Уилсон, Д. Кинг-Смит, У. Старк, Ф. Бёрнетт, Э. Портер, Л. Олкотт, В. Крапивин.

Какие детские книги Вы любили в детстве?

— Больше всего — волшебные сказки разных народов. Они открывали такие прекрасные, яркие миры «чуда и битвы», как говорил Честертон, что дух захватывало, и оторваться от них я просто не могла. Это было как путешествие по всему свету. Сказки тогда выходили в замечательных пересказах для детей, которые делали известные писатели, поэты, филологи и переводчики. Я много лет покупала сборники сказок у букинистов, помню как, защитив диплом, еще в легком трансе, я вышла из института и целенаправленно пошла к ближайшему букинистическому, где отыскала себе в утешение сборник белорусских сказок. Да и сейчас на любой книжной выставке, у букинистов выхватываю привычным взглядом сборники сказок тех лет.

С какими книгами и авторами Вам бы хотелось познакомить российских читателей?

— Много с какими, столько интересного выходит. Я расскажу о книжках, которые нравятся мне. О тех, что изданы в последние годы – но, конечно, не обо всех и не о таких известных, как «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса,  «Поллианна» Э. Портер, книги Ф. Бернетт, например. Только напомню, что любое возрастное деление детских книг достаточно условно, тут важно исходить из возможностей и потребностей ребенка.

Сначала – мои любимые книжки-картинки для младших — с их поразительной возможностью единством текста и рисунка придать подлинную глубину смысла и высоту чувств самым обычным житейским обстоятельствам — и тем самым дать ребёнку потрогать мир пальчиками, рассмотреть глазами и услышать, как он звучит…

Начну со знаменитой серии великолепного шведского художника, и хорошего писателя Свена Нурдквиста — про фермера Петсона и его котенка Финдуса – про то, как старый и малый, в заботах друг о друге и тех, кто вокруг, терпеливо, с юмором и неистощимой изобретательностью преодолевают неурядицы и трудности каждого дня.

«Именинный пирог», «Охота на лис», «Петсон грустит», «Рождество в домике Петсона», «Переполох в огороде», «Петсон идет в поход», «Чужак в огороде», «История о том, как Финдус потерялся, когда был маленький».

А еще — первые книжки Свена Нордквиста, Джуды и Томаса Висландеров про Маму Му и Ворона. Уморительные приключения большой коровы, которая хочет ездить на велосипеде, лазать по деревьям, съезжать с горы на санках, качаться на качелях, нырять и танцевать. И, кроме того, у нее есть друг, помощник и защитник, маленький ворон. Эти книжки — прекрасный ответ на вопрос о том, как относиться к живым существам, которые хотят делать то, что им вроде бы «не положено по природе».

«Мама Му и Ворон», «Мама Му на горке», «Мама Му на качелях», «Мама Му на дереве», «Мама Му на санках», «Мама Му, Ворон и Рождество».

И другие книжки-картинки – о том, что надо искать друзей, а не оставаться одиноким, о родителях и детях — об их любви, размолвках, поисках понимания друг друга и преодолении детских страхов, об отверженных и попавших в беду, которым кто-то всегда готов помочь… Все это — взрослые слова — они пунктиром обозначают суть послания этих книг, но не передают гармонии их миров, всегда оставляющих ощущение выхода к свету из потёмок жизни.

С. Макбратни. Знаешь, как я тебя люблю? М. Велтхейс. Лягушонок и чужестранец. Дж. Дональдсон. Груффало, Дочурка Груффало, Улитка и кит, Хочу к маме! Д. Андрэ. Танцующий жираф. Т. Нопола, М. Линдман. Сири и радость с третьего этажа, Сири и ее новые друзья. Т. Аппельгрен. Веста-Линнея и капризная мама, Спокойной ночи, Веста-Линнея!, Э. Карл. Морской конек, Очень голодная гусеница, М. Москвина. Что случилось с крокодилом, М. Линдман. Храбрая крошка Мемули. Яснобор Мишарин. Однажды в зимнем городе. Д. Роу. Обнимите меня, пожалуйста. Хорошо, что я такой! Ш. Силверстайн. Щедрое дерево. Н. Уолкер-Гай. Лучший подарок на Рождество. Л. Тьерри. Надо бы… С. Лопес. Лучшая семья в мире. П. Линденбаум. Гиттан и серые волки. К. Краутер. Джек и Джим. Л. Бемельманс. Мадлен. Мадлени собака. Мадлен в Лондоне. К. Буххольц. Сладких снов, маленький медвежонок! В. Эрлбрух. Медвежье чудо. А.Штонер. Овечка Шарлотта. Я. Хайн. Спокойной ночи, Каролина.

Дальше – больше. Попробовав мир, так сказать, на зубок, дети постарше впитывают происходящее в нем умом и сердцем. И хочешь, не хочешь, а прочитанные в детстве книги исподволь закладывают взгляд на мир и на отношения между людьми. Как много раз за последние два десятка лет я жалела, что в моем детстве не было многих книг, написанных в 19 и вплоть до 60-х годов 20 века! Прочитав их уже взрослой, я видела, как они помогли бы мне в ранние годы жизни. Помогли тем, что в них гораздо более открыто, глубоко и серьезно, чем в большинстве книг, доступных мне тогда, говорилось обо всем, что связано со смыслом жизни и смерти в библейском понимании этих слов. В новых же книгах, написанных в конце 20 – начале 21 века, об этом иногда говорится еще более открыто. Как, например, у американской писательницы Кейт ДиКамилло, когда принцесса «вдруг поняла, как хрупко ее собственное сердце и сколько в нем черных, недобрых чувств…». Но она «…знала, как надо поступить, чтобы спасти свое сердце» — и ответила добром на зло.

book

 

Вот мой книжный развал

Э. Б. Уайт. Паутина Шарлоты. Я Карафиат. Светлячки. К. Грэм. Ветер в ивах. У. Хорвуд. Ивы зимой. Тоуд-триумфатор. Сказки под ивами. В. Бонзельс. Пчелка Майя. Д. Макдональд. Невесомая принцесса. Принцесса и гоблин. Страна Северного ветра. Р. Киплинг. Ваш покорный слуга пес Бутс. Саша Чёрный. Дневник фокса Микки. Х.-М. Санчес-Сильва. Марселино Хлеб-и-Вино. А. Боско. Малыш и река. Д. Кинг-Смит. Шпунтик, собачьи лапы. Мышонок по имени Вольф. Ежик Макс. Поросенок Бейб. Гарри и попугай. А. Шмидт. Саша и Маша – пять книг! Т. Эгнер. Люди и разбойники из Кордамона. Б. Окуджава. Прелестные приключения. С. Козлов. Всё о Ежике и Медвежонке. М. Бонд. Медвежонок Паддингтон. А. Лобел. Квак и Жаб круглый год. Пуговица. Квак и Жаб снова вместе. Воздушный змей. В Кротов. Волшебный возок. Червячок Игнатий и его друзья. Червячок Игнатий и его мечты. Червячок Игнатий и его открытия. Червячок Игнатий и его чаепития. Ю. Есеновский. Главный шпионский вопрос. У. Старк. Звезда по имени Аякс. Моя сестренка – ангел. Чёрная скрипочка. И. и Л. Тюхтяевы. Зоки и Бада. К. ДиКамилло. Спасибо Уинн-Дикси. Удивительное путешествие кролика Эдварда. Приключения мышонка Десперо. Как слониха упала с неба. Э. Линдо Манолито-очкарик.  Л. Сепульведа. Мама-кот. М. Кондратова. Ночная Мышь, или Первый полёт. Р. Куликова. Алинка в коммунальном царстве. В. Дёгтева. Бублик для гуманоида. Р. Клайва. И не забывай гладить котёнка. Л. Майер-Скуманц. …как Ты считаешь, Господи. С. Моргенштерн. Письма о любви от 0 до 10. О. Пойслер. Всё о разбойнике Хотценплотце.  Гном Хёрбе- Большая шляпа. Гном Хёрбе и леший. Э. Кестнер. Проделки  близнецов. Кнопка и Антон. 35 мая. Д. Сабитова. Цирк в шкатулке. Где нет зимы. Н. Нусинова. Приключения Джерика. С. Махотин. Вирус ворчания. Д. Крюс. Маяк на Омаровых рифах. О. Кургузов. Наш кот – инопланетянин. А. Гиваргизов. Со шкафом на велосипеде. А. Усачев. Малуся и Рогопед. Сигуте Ах. Амвросий, Муркис и Ангел. М. Уильямс. Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими. Янош. О, как ты прекрасна, Панама!

Осталось только рассказать о книгах для подростков – про то, что приходит вслед за детством. Как говорил И. Кант: «Есть две непостижимые вещи – звездное небо над нами и нравственный Закон внутри нас». И такое уж это время — подростковый возраст, когда душа начинает рваться ввысь, к чему-то звездному — и в осознании самого себя, и в человеческих отношениях. И приходит время вести споры и разговоры с нравственным Законом внутри — узнавать его и себя…  и выбирать, выбирать… Все хорошие подростковые книжки об этом — только с разных сторон.

Вот ещё один книжный развал

А. Линдгрен. Кати в Париже. Кати в Италии. Кати в Америке. Бритт-Мари изливает душу. Э. Спир. Медный лук. Р. Сатклиф. Песнь меча. .С. О’Делл.  Остров Голубых Дельфинов. Э. Йетс Амос Счастливчик, свободный человек. Ю. Вронский. Странствие Кукши за тридевять морей. В. Хенриксен. Корабль без головы дракона. Л. Олкотт. Маленькие женщины. Маленькие женщины замужем. Э. Мид-Смит. Школьная королева. Девичий мирок. С. Кулидж. Что делала Кейти. Что делала Кейти в школе. К. Д. Уиггин. Ребекка с фермы “Солнечный Ручей”. А. Н. Анненская. Чужой хлеб. В чужой семье. Д. Уэбстер. Длинноногий дядюшка. Милый недруг, О. Жуайе. Дневник Дельфины. Л. М. Монтгомери. Аня из Зеленых Мезонинов. Аня из Авонлеи. Аня с острова Принца Эдуарда. Аня из Шумящих Тополей. Аня и Дом Мечты. Аня из Инглсайда. Аня и Долина Радуг. К. Патерсон. Великолепная Гилли Хопкинс. Иакова Я возлюбил. Мост в Терабитию. Странствие Парка. Е. Мурашова. Класс коррекции. Одно чудо на всю жизнь. С.и Н. Пономаревы. Боишься ли ты темноты? М. Парр. Вафельное сердце. Тоня Глиммердал. К. Мёллер. Я – Янис. К. М. Гайте. Красная шапочка на Манхэттене. С. Гандольфи. Альдабра, или Черепаха, любившая Шекспира. А. Нанетти. Мой дедушка был вишней. А Тор. Глубина моря. Пруд белых лилий. Остров в море. Открытое море. К Нёстлингер. Лети, майский жук! А. Иванов. Старая немецкая сказка, или Игра в войну. К. Хайтани. Взгляд кролика. В. Ферра-Микура. Двенадцать человек – не дюжина. У. Старк. Чудаки и зануды. Пусть танцуют белые медведи. Т. Хауген. Ночные птицы. Э.Люнд. Осторожно, Питбуль-Терье. Ж. Уилсон. Разрисованная мама. Девочка-находка. Секреты. Дневник Трейси Бикер. Л. Фитцью. Шпионка Гарриет. М. Войцеховская. Тень быка. В. Файнберг. Приключение взрослых. Д. Блум. Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет. К. Кротова. Сахара, или Мифический друг. К. Хмельницкая. Килания и гномы. А. Тавров. Май, драконы и волшебное зеркало. М. Энде. История, конца которой нет. В. Кротов. За бродячим подсолнухом. Л. Чарская. Княжна Джаваха. Записки институтки. Люда Влассовская. Приютки. Лишний рот. Записки сиротки. Записки маленькой гимназистки. Начало жизни. М. Нильсон-Брэнстрем. Цацики идет в школу. Э. Родда. Роуэн из Рина. В. Крапивин. Давно закончилась осада. Дагги-Тиц. Трофейная банка, разбитая на дуэли. Та сторона, где ветер. А. Дубинин. История моей смерти. Э. Файн. Пучеглазый.

Какие книги, как Вам кажется, могли бы привести ребенка к вере или помочь ему на пути духовного возрастания?

— Любые детские книг, которые лягут ему на сердце, будут жить в его душе, с героями которых он будет мысленно проходить путь их испытаний, разделять их жизнь, обретая драгоценные крупицы собственного опыта, который поможет ему в повседневной жизни понимать людей и познавать Бога, потому что именно в этих книгах он услышит в слове человеческом отзвук-эхо Слова Божьего.

Например, для меня самое обязательное в детской книге — чтобы она была, на мой вкус и взгляд, — хорошо написана. И хорошо проиллюстрирована — если это книжка для младшего возраста. А самое интересное — отношения между героями книги: как они возникают, как развиваются и меняются — ведь без отношений нет полноты жизни — а в полноте жизни открывается ее смысл — как быть человеком — и это для меня важнее всего, потому что помогает верно познавать Бога…

И надо сказать, что безгранично разнообразие, с которым хорошие писатели высвечивают одни и те же грани человечности в детской книжке.

Поэтому, на мой взгляд, взрослым (если речь о младших детях) и подросткам очень важно самим войти в мир детских и подростковых книг, узнать и понять его, чтобы создать собственный круг чтения, который будет созидать их душу, сеять в ней семена веры и побуждать расти духовно.

Конечно, это не исключает ничьих рекомендаций, особенно тех, кому человек доверяет, и тех, кто работает с детскими книгами, это интересно, даже если ваши взгляды не совпадают. Кроме ответа на предыдущий вопрос, могу предложить ЖЖ-сообщество, ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИНТЕРЕСОВ http://community.livejournal.com/kid_home_lib/ в котором любители детских книг собирают их по самым разным темам. Там заинтересованно и доброжелательно отвечают на всякие вопросы по детским книгам.

Также стоит, на мой взгляд, следить за книжками детских издательств: Самоката http://www.samokatbook.ru/ru/news/list/, Розового жирафа http://www.pgbooks.ru/, и Центра «Нарния» http://narniacenter.ru/, и сетевыми детскими журналами «Кукумбер» http://www.kykymber.ru/, и «Жёлтая Гусеница» http://www.adl22.ru/yellow_caterpillar.php.

 

Беседовали М. Фатеев и А. Гольдина

 

Оставьте комментарий