Путь катехумена

Говоря о законе Божием, мы обычно вспоминаем о десяти заповедях. Однако закон Божий следует понимать гораздо шире. Когда мы говорили о сотворении мира, то отмечали, что человек был создан по образу и подобию Божию. Это значит, что Бог вложил Свой закон, благой и совершенный принцип устройства мира, в сердце человека. Об этом говорится в известном тексте Второзакония: «Заповедь сия, которую Я заповедую тебе ныне, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе… и не за морем… но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор 30: 11-14). Заповедь, вложенная в сердце человека, и есть то, что мы называем совестью. Совесть – это закон Божий, запечатленный в душе каждого человека. Но, как мы уже отмечали, грехопадение помрачило образ Божий в человеке и внесло путаницу в его понимание закона Божьего.

От внутреннего закона к внешнему

Бог приходит на помощь человеку и дает ему внешний закон. Важно понимать, что закон – не просто свод правил, регламент, но мудрость, учение. Бог использует закон не только для того, чтобы научить падшего человека добру. Он усыновляет человека и исполняет по отношению к нему то, что свойственно отцу. Отец – воспитатель, устанавливающий и объясняющий ребенку границы дозволенного, помогающий его взрослению. Об этом говорит псалмопевец: «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем (Пс 118: 33-34). Можно сказать, что закон Божий – это путь, ведущий к Богу.

Закон тесно связан с заветом. Бог избирает народ и заключает с ним союз. Избранный народ не сумел сохранить верность этому союзу. Поэтому Бог дает ему закон, регламентирующий почти все стороны жизни, чтобы помочь хранить верность завету и чтобы просто помочь ему жить.

Мы часто понимаем закон как ограничение свободы человека, на самом же деле закон Божий – это закон, ведущий к жизни. Бог, сотворивший человека, лучше, чем кто бы то ни было, знает, что для человека полезно, а что причинит ему вред. Моисей говорит народу от имени Бога: «Если будешь слушать заповеди Господа… ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его… то будешь жить…» (Втор 30: 15-16). Человек сотворен свободным, он сам выбирает свой путь. Однако Бог заботится о том, чтобы человек выбрал путь, который приведет его к счастью: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор 30: 19-20).

Пророки будут учить Израиль воспринимать закон Божий как закон любви. Любовь к Богу и ближнему – самое совершенное выражение нравственного закона, самое верное его исполнение. Сразу после вручения десяти заповедей Бог дает заповедь любви: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6: 4-5). Пророки призывают Израильский народ хранить верность духу закона.

«Заповедь новую даю вам»

Иисус Христос учит верно понимать закон Божий: «Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…» (см. Мф 5: 21-48). Однако, как Он Сам говорит, Он пришел не упразднить закон, но последовать его духу до конца: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5: 17). В Ветхом Завете заповеди сформулированы по большей части в форме отрицания: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй. В Евангелии закон уже не воспрещает злые деяния, а предписывает благие. Он становится путем совершенства: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф 5: 48).

Господь Иисус Христос не довольствуется только призывом по-новому исполнять древний закон. Он дает и новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13: 34). Новизна Христовой заповеди состоит в том, что она свидетельствует: любовь к Богу и любовь к ближнему – это единая и нераздельная заповедь.

Святой Дух – наставник наших душ

Знаменательное для Израильского народа событие, когда Господь даровал Моисею скрижали с начертанными на них десятью заповедями, иудеи праздновали в день Пятидесятницы. Именно в этот день на апостолов сошел Дух Святой. Святой Дух – это наставник души, который обновляет закон в сердце человека. Благодаря Святому Духу закон, начертанный в душе человека при его сотворении, вновь обретает силу.

В Святом Духе закон Божий становится законом свободы. Как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «Вы не под законом, но под благодатью» (Рим 6: 14). Бывает часто, к сожалению, что мы нарушаем закон. Но гораздо хуже, когда мы отрицаем само существование закона.

Христианин свободен от обязательства исполнять букву дополнительных ограничений ветхого закона, если он живет по его духу. «Закон был для нас детоводителем ко Христу», – говорит апостол Павел (Гал 3: 24). Греческим словом «педагог» (детоводитель) назывался раб, который доводил ребенка до ворот школы. Это значит, что закон дан человеку не для того, чтобы подавлять его, закон – лишь путь к истинному Учителю. Господь использовал его для воспитания Своего народа и души человека.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Дарование Израилю Закона: Исх 20, 1-17
И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Втор 30, 11-20
Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Совершенный закон Христов: Лк 6: 1-5
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

Молитва: Псалом 119 (118) 33-40, 127-129, 173-175.
[Аллилуия.]
Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих,
и я буду держаться его до конца.
Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой
и хранить его всем сердцем.
Поставь меня на стезю заповедей Твоих,
ибо я возжелал ее.
Приклони сердце мое к откровениям Твоим,
а не к корысти.
Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты;
животвори меня на пути Твоем.
Утверди слово Твое рабу Твоему,
ради благоговения пред Тобою.
Отврати поношение мое, которого я страшусь,
ибо суды Твои благи.
Вот, я возжелал повелений Твоих;
животвори меня правдою Твоею.
А я люблю заповеди Твои более золота,
и золота чистого.
Все повеления Твои – все признаю справедливыми;
всякий путь лжи ненавижу.
Дивны откровения Твои;
потому хранит их душа моя.

Да будет рука Твоя в помощь мне,
ибо я повеления Твои избрал.
Жажду спасения Твоего, Господи,
и закон Твой – утешение мое.
Да живет душа моя и славит Тебя,
и суды Твои да помогут мне.

Библейский текст для самостоятельного размышления:

Мф 5, 17-48

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Вопросы:
1. Как вы понимаете слова Иисуса Христа, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его?
2. Как в Вашей жизни являлся внутренний закон, вложенный в Вас Богом?

Оставьте комментарий