Тогда увидят Сына Человеческого

В конце литургического года Слово Божие предлагает нам поразмышлять о конце времен. На самом деле в церкви мы очень редко слышим проповеди о конце мира, хотя вокруг нас об этом говорится предостаточно. Просто открыв газету или включив телевизор, можно убедиться в приближении конца времен. Каждый день нас уведомляют о новых катастрофах, бедствиях, эпидемиях, о том, что глобальное потепление приведет к затоплению земли, и так далее. Нам нравится иногда представлять себе ужасающие картины конца света. Но мы очень мало думаем о значении этого конца.

В Библии есть книга, которая говорит о конце времен. Апокалипсис – Книга Откровения, то есть книга о Выяснении того, что пока от нас скрыто. О чем повествует нам Книга Откровения? Уже две тысячи лет люди пробуют толковать ее. Что будет в конце времен? Как это будет и когда? Помните Лукьяна Тимофеевича Лебедева из романа Достоевского «Идиот», который гордился умением толковать Апокалипсис и применять его к современной ему жизни? Но подобное толкование не имеет смысла. Оно питает наше любопытство, а не нашу жизнь. А Христос хочет дать нам пищу для жизни. Завершение жизни каждого из нас является откровением о смысле его жизни. Конец мира будет откровением о смысле его истории. Таким образом, вопрос «Как это будет и когда?» в свете Благой Вести Христа становится не столь важным для нас.

Сам Господь отвечает сегодня на эти вопросы. В первом чтении мы слышали пророчество Даниила о конце времен. Хочет ли он напугать нас? Нет. Напротив, его цель – дать нам надежду. Пророк Даниил возвещает победу над самой смертью: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся». И Христос, говорящий с нами сегодня в Евангелии, тоже не хочет напугать нас. Наоборот, Он обещает нам конец света, который придет как избавление после скорби. Этим Спаситель отличается от многих толкователей конца света, ибо Он хочет восставить наше упование, а не привести нас в отчаяние. Господь обещает нам, что «Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих». Бог милосердный соберет к Себе Своих детей. Наконец, Христос использует образ смоковницы, пускающей молодые листья весной – знаки близкого лета. Господь не говорит нам об осени или зиме, но о весне. Это значит, в конце всегда есть начало чего-то большего. И это неудивительно. Христос есть «Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет» (Откр 1,8). Конец времени уже пришел в Иисусе Христе. С креста Он сказал нам, что все уже «совершилось»: мы уже живем в последние времена. Христос придает окончательный смысл не только событиям истории, но и самому нашему существованию. Он осуществляет наше призвание быть детьми Божиими. Вопросы «Как?», «Что именно будет происходить в конце времен?» не так важны, потому что мы знаем: все, что случится, будет исполнением замысла Божия о творении.

Второй вопрос, обычно волнующий людей: «Когда все это будет?». На самом деле этот вопрос так же бесплоден, как и первый. Господь говорит нам, что никто не может знать времена и сроки. Именно наши сегодняшние действия могут стать решающими. Бог не покинул нас ожидать, когда Он соберет нас к Себе «от четырех ветров, от края земли до края неба». Он хочет собирать нас уже сейчас, точнее, Он хочет, чтобы мы Его выбрали. Если мы отвечаем на этот призыв, то уже не так важно, когда небо свернется в свиток, потому что мы уже сейчас с Богом. Все зависит от того, как мы смотрим на время. Время человеческое – это время наших хронометров, которое греки называли хроносом. Но у Бога время имеет совсем другое значение. В Евангелии такое время называется кейрос – время благоприятное. Цель нашей жизни – претворить наш хронос в кейрос, чтобы наша жизнь стала временем Божиим, днем спасения. Чтобы человек на земле смог преобразить себя и приготовиться к пришествию Царства Божия.

Итак, не нужно нам вопрошать: «Когда и как это будет?». Возлюбленные братья и сестры, давайте, как увещевал нас апостол Павел, «доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал 6,10). В чтении из Послания к Евреям мы сегодня слышали, что наш первосвященник Иисус Христос силен простить нам грехи, ибо «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». Попросим Господа, чтобы и нам быть среди этих освящаемых, за которыми придет Ангел. Аминь.

о. Иакинф Дестивель, ОР

Оставьте комментарий