Путь катехумена

Хотя мы живем в рациональном мире, многие люди стремятся предвидеть будущее посредством гороскопов, гадания и т.п. Это желание глубоко укоренено в сердце человека. Однако христианское понимание пророчества совсем иное. Нам важно понять смысл пророчеств Библии по двум причинам. Во-первых, потому что мы веруем, что в Иисусе Христе исполняются пророчества Ветхого Завета. Во-вторых, потому что мы веруем, что традиция пророчества не закончилась, Церковь продолжает эту традицию.

«Который вещал через пророков»

В Символе веры мы исповедуем, что веруем в Святого Духа, говорившего через пророков. Кто же такие пророки? На предыдущих встречах мы говорили о деяниях патриархов: Ноя, Авраама, Иакова. Кроме патриархов, Бог избирает пророков, чтобы напоминать народу о требованиях завета. В книгах Ветхого Завета находим рассказы об этих пророках: Моисее, Самуиле, Нафане, Илии. Некоторые пророки сами написали книги: Исайя, Иеремия, Даниил – самые известные из них. Но есть и менее известные: Амос, Михей, Софония. Можно обнаружить общие черты в личностях этих пророков.

Во-первых, пророком никто не делается по собственной воле. Пророками становятся, отвечая на призыв Бога, Который избирает человека часто вопреки его собственному желанию. Пророк Иеремия говорит: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог» (Иер 20, 7). Пророк Иона хотел убежать от гласа Божия.

Во-вторых, Бог поставляет пророков из среды Своего народа, чтобы они служили подобием моста между Ним и Израилем. Часто пророки — это простые пастухи, поэтому им трудно быть услышанными. Как говорит Христос: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Мф 13, 57).

В-третьих, Бог избирает для пророческого служения, как правило, людей незначительных, ибо их сила – в Боге. Моисей был заикой, Иеремия – робким юношей, пророк Амос жаловался, что не был сыном пророка, и Господь взял его от овец.

Каким же образом пророки исполняли свою миссию?

Быть пророком – значит говорить от имени Бога. Предсказание будущих событий не главное в пророчестве. Главным является возвещение иной, божественной реальности. Пророки говорят народу Божиему, что важно, что составляет суть Откровения, а что – относительно. Слова пророка имеют одновременно человеческий и Божественный смысл. Поэтому пророчества понимать непросто, они требуют истолкования.

Можно перечислить четыре основных миссии пророка.

Прежде всего, пророк – страж, тот, кто бодрствует в ночи, чтобы различать знаки воли Божией и побуждать людей к ее исполнению. «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву» (Иез 33, 7).

Вторая функция пророка – напоминать о требованиях завета и закона Божия. Пророк помогает людям осознавать свои грехи, верно толковать закон. Пророк Нафан обличил царя Давида в прелюбодеянии, а когда тот раскаялся, возвестил ему прощение Божие (2 Кн Царств 12, 10-14).

Третья функция пророка – являть присутствие Царства Божия, и не только словом. Вся жизнь пророков должна быть сообразна тому, что они возвещают. Иногда необычным поведением, вызывающими жестами они помогают людям отличать необходимое для спасения от второстепенного, преходящее от вечного, как это делали, например, юродивые. Исайю Бог просит ходить голым и босым (Ис 20, 2), Самуила, Иеремию и Амоса странные поступки делают в глазах людей подобными потерявшим рассудок.

Наконец, пророки призваны возвещать пришествие Спасителя, Мессии. С этой точки зрения самый великий пророк для христиан – Иоанн Креститель, который указывает народу на Спасителя и свидетельствует о Христе своей жизнью и своей мученической смертью. Подвижничеством и проповедью Иоанн возвещал близость Царства Божия и истинные ценности, противоположные земным благам.

«Ныне исполнилось писание сие»

Евангелисты возвещают Новый Завет как исполнение пророчеств Ветхого Завета. Они ссылаются на древних пророков, чтобы показать, что рождение Иисуса Христа является исполнением Божьего обетования. Например, Матфей ссылается на Исайю, который пророчествовал о том, что Дева родит Сына (Мф 1, 23). Сам Иисус во многом похож на ветхозаветных пророков. Он обличает, призывает к покаянию, проповедует пришествие Царства Божия. Христа не принимают, как не принимали пророков, приходивших до Него. С другой стороны, Христос – гораздо больше, чем пророк, потому что в Нем пророчества и обетования исполняются. Когда Иисус читает в синагоге книгу пророка Исайи, Он говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 21). На пути в Эммаус воскресший Господь толкует ученикам мессианские пророчества Ветхого Завета: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании»  (Лк 24, 27).

Какой смысл имеет пророчество сегодня?

С одной стороны, можно сказать, что Христос исполнил все пророчества, и пророчеств, подобных ветхозаветным, уже не будет. С другой стороны, сегодня нам также нужно, как и в каждую эпоху, слышать голос Божий и исполнять Его волю в конкретных обстоятельствах. Поэтому пророчества нужны, они призваны помочь нам лучше понимать Благую Весть и следовать окончательным пророчествам, которые мы получили через Иисуса Христа. Во время крещения, при помазании крещаемых святым миром, которое является символом Духа Святого, священник говорит новокрещенным, что они приобретают царское, священническое и пророческое достоинство. Через крещение  мы получаем дар и задачу быть пророками, то есть быть стражами истины и возвещать Евангелие Христово. Поэтому можно сказать, что христианское пророчество имеет сегодня две основных задачи.

Во-первых, быть стражем истины и справедливости, т.е., как говорит II Ватиканский Собор, распознавать знамения времени. Например, Святой Доминик видел свое призвание в проповеди, когда Церковь была раздираема ересями, и призывал монашествующих получать образование, чтобы лучше проповедовать. Святая Мать Тереза имела великий дар видеть страдания человеческие и утешать умирающих.

Во-вторых, христиане выполняют свою пророческую миссию каждый раз, когда свидетельствуют о Христе своей жизнью или словом. Все крещенные проявляют свое призвание пророков, когда говорят о своей вере, и когда поступают согласно Евангелию. Некоторые люди в Церкви получают особую харизму пророчества. Они могут прозревать будущее и являть людям божественную реальность, как пророки Ветхого Завета. Многие святые имели особый мистический опыт, например св. Бернадетта Субиру, св. Маргарита Алакок, дети из Фатимы.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Призвание пророка Богом: Иер 1, 4-9
И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: “я молод “; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

Миссия пророка: Иез 33, 7-9
И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: “беззаконник! ты смертью умрешь”, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,- то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился,- то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.

Иер 7, 1-7
Слово, которое было к Иеремии от Господа: стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: “здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень “. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.

Явление Царства Божия через пророка: Ис 11, 1-9
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

Молитва: Песнь Захарии (Лк, 1, 68-79)
Благословен Господь Бог Израилев,
что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему,
дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
служить Ему в святости и правде пред Ним,
во все дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего,
ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
по благоутробному милосердию Бога нашего,
которым посетил нас Восток свыше,
просветить сидящих во тьме и тени смертной,
направить ноги наши на путь мира.

Библейский текст для самостоятельного размышления:
Лк 4, 14-19
И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Вопрос: В чем, на Ваш взгляд, состоит пророческое призвание христианина?

Оставьте комментарий