Путь катехумена

Воплощение Бога – сердцевина христианской веры и центр истории человечества. Бог, ставший человеком, – это «сердце мира», как сказал великий богослов XX века Х. У. фон Бальтазар. К этому событию – пришествию Мессии, с которого начинается Царство Божие, – устремлен весь Ветхий Завет: избрание народа Божия, освобождение его, завет с ним, пророки, посылаемые к нему. Мы верим, что Бог воплотился. Мы веруем, что Слово Божие восприняло плоть, второе Лицо Пресвятой Троицы стало человеком, и этот Богочеловек – Иисус из Назарета. Имя Иисус в переводе с древнееврейского значит «Бог спасает». Само Его имя – уже программа и миссия.

Позднее, когда будем говорить о смерти и воскресении Иисуса Христа, мы будем еще размышлять над тем, как совершается спасение человечества. Но уже сейчас важно осознать, что Воплощение – начало этого искупления, которое совершится смертью и воскресением Христа, это вхождение Предвечного Бога во время, в человеческую историю. В Ветхом Завете Бог открывает Себя в истории (в конкретных событиях, через конкретных людей), в Новом Завете Бог воплощается в определенный момент истории и живет среди людей. Господь вмешивается в историю, чтобы спасти человека. Христианство неразрывно связано с историей, домостроительство спасения «воплощается» в истории Церкви.

Пророчества Ветхого Завета о Воплощении

Прежде всего, вспомним, как пророки Ветхого Завета предрекали воплощение Бога. Пророк Исаия предсказывает, что Бог станет одним из нас и будет пребывать с нами: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14). Имя Еммануил означает «с нами Бог». Далее, в главе 53-ей, Исаия говорит о появлении некоего таинственного персонажа – страдающего Раба или Отрока Божия, Который примет человеческий облик и понесет на себе грехи и страдания людей. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53, 2-5). Здесь впервые в Священном Писании говорится о том, какой путь избирает Бог для спасения людей.

Иезекииль пророчествует о том, что Бог придет как пастырь, который будет заботиться о своем стаде: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» (Иез 34, 12).

Захария предсказывает пришествие Царя, который спасет Израиль: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9, 9).

Все эти тексты говорят о пришествии Бога и пребывании Его среди людей. После грехопадения Адам и Ева попытались спрятаться от лица Божия и, можно сказать, это отделение становится позднее травмой всего человечества. Поэтому Бог возвещает через пророков приход Мессии, который упразднит пропасть между Богом и человеком. Бог рождается как один из нас, чтобы человек не боялся Его, чтобы мог любить Его. Всемогущий становится «всенуждающимся».

«И Слово стало плотью»

Обетования, данные избранному народу через пророков, исполняются в Иисусе, которого называют Христом (греч.) или Мессией (евр.), то есть Помазанником Божиим, ибо помазание елеем – символ Духа Божия. Но Иисус – больше чем Мессия, которого ожидал еврейский народ. Он, вместе с тем, что Он – человек, является Самим Богом, вторым Лицом Пресвятой Троицы, Словом Божиим, предвечно рожденным от Отца. В Новом Завете об этом говорится, прежде всего, в прологе Евангелия от Иоанна, выразившего эту тайну богословским языком: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… и Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин 1, 1. 14).

Евангелист Лука описывает не богословский смысл, а земное рождение Спасителя (Лк 1, 26-38), тот момент, когда Слово обрело плоть, благодаря вере и послушанию Пресвятой Девы.

Есть и другие значимые тексты, свидетельствующие, что Иисус Христос – Сын Божий: это рассказы о крещении Иисуса в Иордане и о Его преображении. В обоих случаях свидетели этих событий слышат глас Божий: «Это Сын Мой возлюбленный». Но если в крещении Иисуса мы видим уничижение Сына Божия, прообраз будущего Креста, то в преображении – Его славу, прообраз будущего Воскресения.

На протяжении всего Своего общественного служения Иисус Христос словами и делами являет, что через Него и в Нем Бог присутствует среди людей. Об этом мы еще будем говорить на других встречах.

«Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом»

Тайна Боговоплощения осмыслялась первыми христианами на протяжении всего первого тысячелетия. Трудность заключалась в том, чтобы найти догматическую формулировку, которая бы выражала, что Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. В первые века появлялось немало ересей, одни из которых утверждали, что Христос – только человек, человек совершенной нравственности и пример для нас; другие провозглашали, что Он – Бог, облекшийся в человеческую плоть лишь как в одежду. Постепенно Отцы Церкви и Вселенские Соборы в Символе веры выразили подлинную веру Церкви «…во Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков… ради нас, людей, и ради нашего спасения, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком». Почему эти догматические тонкости так важны для нас? Потому что это не просто богословская истина. Факт Боговоплощения открывает полноту истины о человеке и его призвании.

Уже первые христиане размышляли о цели воплощения Бога. Символ веры гласит, что Господь воплотился «ради нас и ради нашего спасения», т.е. ради примирения человека с Богом и со всем творением. Христос воспринял человеческую природу для того, чтобы исцелить ее. Святой Григорий Богослов утверждал: «То, что не воспринято, не исцелено». Во Христе человеческое естество, поврежденное и ослабленное грехом, восстанавливается в своей первоначальной чистоте и цельности.

Вторая цель Воплощения – преображение человеческого естества. Спасение не ограничивается простым исцелением человеческой природы. Св. Афанасий утверждает: «Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом». Происходит, по словам святого Августина, «дивная мена»: оставаясь истинным Богом, Иисус Христос, принимая нашу человеческую природу, через это делает возможным для нас быть причастными Своей Божественной природе. Как говорит апостол Петр: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр 1, 4). Таким образом, человек призван к обо́жению (teosis). Бог преображает человеческую природу не извне, но, уважая свободу человека, воздействует на него изнутри, призывая человека к сотрудничеству с Его благодатью, постепенно преображая его сердце.

Цель Боговоплощения определяет способ, каким оно происходит. Апостол Павел говорит об этом так: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп 2, 6-9). Этот путь по-гречески называется kenosis, то есть самоуничижение. Это самоумаление Бога через воплощение Сына, Его крестные страдания и смерть. Апостол Павел говорит, что Христос «будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9). В этом кроется парадокс: вершину явления Божества христиане видят как раз там, где оно более всего скрыто: в ребенке, безвестно родившемся на окраине мира, и в распятом, преданном позорной смерти человеке. Христианин, призванный следовать за Христом, неизбежно проходит через этот путь отречения от себя, путь от самоутверждения к смирению, от своеволия – к послушанию Богу.

Тайна Воплощения продолжается в жизни Церкви.

Пребывая с нами, по слову Своему, «до скончания века», Господь воплощен также и в жизни Церкви. Таким образом, можно сказать, что Боговоплощение продолжается. Церковь адаптирует Благую Весть, которую она несет, к различным культурам; эта весть, сохраняя незыблемое содержание, обретает форму по-разному в разные эпохи и в разных странах, чтобы она могла дойти до сердца каждого человека. В высшем таинстве Церкви – Евхаристии – Бог ежедневно продолжает воплощаться через пресуществление хлеба и вина в Его Тело и Кровь, которые мы вкушаем.

Празднуя Рождество, христиане празднуют троякое рождение. Во-первых, это рождение, которое совершается вне времени: вечное исхождение Слова-Сына от Бога-Отца. Именно поэтому на Литургии Рождества мы читаем пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…». Во-вторых, это историческое рождение Богомладенца Иисуса в Вифлеемской пещере. В-третьих, это внутреннее рождение: ежедневное рождение Иисуса в душе каждого из нас. Каждый христианин призван пережить эту тайну в своем сердце.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Пророчество о страждущем Спасителе: Ис 53, 2-5
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Благовещение – воплощение Господне: Лк 1, 26-38
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Пришествие во плоти Слова Божия: Ин 1, 14-18
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Цель Воплощения – спасение человечества: Ис 61, 1-3
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.

Молитва: Флп 2, 6-11
Христос Иисус, будучи в образе Божием,
не держался за равенство с Богом;

но уничижил Себя Самого,
приняв образ раба,
став в подобии человеческом

и по виду став как человек;
смирил Себя,

быв послушным даже до смерти,
и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его
и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено
на небесах, земле и в преисподней,

и всякий язык исповедал,
что Иисус Христос – Господь
во славу Бога Отца.

Библейский текст для самостоятельного размышления:

Гал 4, 4-7
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Вопрос: Бог принял человеческую плоть. Почему Он избрал такой способ спасения человека?

Традиция Церкви о воплощении:

Святой Афанасий Великий, епископ Александрийский. Слово о воплощении Слова.

Люди забыли смотреть прежде на небеса и теперь они смотрели в противоположном направлении. Поэтому во всей Своей естественности и соответствии с желанием сделать добро людям, Он жил как Человек, взяв Себе тело подобно другим и через Его дела, выполненные в этом теле, поскольку это было на их уровне, Он учил тех, кто не научились бы другими средствами знать Его, Слово Божие, и через Него — Отца.

Он обходился с ними как добрый учитель обходился со своими учениками, снисходил до их уровня и использовал простые средства. Св. Павел говорит так: “Так как мир своей мудростью не познал Бога в Его мудрости, то Бог посчитал нужным через простоту проповеданной вести спасти верующих”.

Наш Спаситель, Слово Божие, в Его великой любви взял на Себя тело и жил как Человек среди людей, отвечал их чувствам, если можно так выразиться, отчасти. Он стал Сам объектом для чувств, так, чтобы те, кто искал Бога в ощущениях, могли бы вкусить Отца через дела, которые Он, Слово Божие, делал в теле. Человек, рассуждая данными ему способами, может найти истину в разумном мире. Но были ли они поражены величием творения? Они видели это, признавая Христа Господом. Их умы были склонны расценивать людей как богов? Уникальность дел Спасителя выделяла Его, Одного из людей, как Сына Божьего. Были ли они увлечены в сторону злыми духами? Они были влекомы Господом и познали, что Слово Божие есть единственный Бог и что злые духи не боги вообще.

Оставьте комментарий