“Глас вопиющего: в пустыне прямыми сделайте пути Господу”

В книге Исайи целых 66 глав. Большая книга. Здесь и призывы к покаянию, и видения будущего, и пророчества о Мессии, и.. И еще Исайя ругается. Многократно и красочно. На своих и на язычников, на тех, кто отступил от почитания Бога Живого видимым образом и «носит деревянного своего идола», и на тех, кто «исповедует Бога Израилева, хотя и не по истине и не по правде». Можно культурно и благообразно назвать слова пророка «обличением», но обличать кого-либо имеет смысл перед лицом слушателей.А пророк — вопиющий в пустыне.

В начале книги мы видим Исайю в самой гуще событий: он пророчествует о «горе» Моава и Дамаска, Вавилона и Ассура, он – свидетель конфликта царя Езекии и царя ассирийского, в котром выздоровление Езекии и его победа над врагом – лишь промежуточный этап: Исайя провидит близость Вавилонского пленения. Пророчества и увещания не очень-то достигают цели, у сильных мира сего свои интересы, а народ, как всегда, индифферентен.

01

Можно представить себе, что у Исайи на душе накипело немало. В конце концов, быть пророком Всевышнего – работа непростая и нервная, и в девяноста девяти случаях их ста вы и ваши речи очень не нравятся людям. А вы ходите по городам и весям не с обещаниями мира, дружбы и овсяной лепешки, а чаще с обещаниями кар, бедствий и прочих неприятностей. Нет, популярность вам точно не завоевать.

Итак, пророк выходит в пустыню в том числе и для того, чтобы излить свою боль.
Античные риторы с их филиппиками и катилинариями могут отойти в сторонку: Исайя выплескивает перед Господом подлинную горечь.

Что значит «прямыми сделайте пути Господу»?
Исайя видит вокруг себя много зла. Более того, он видит ситуацию еще и глазами Господа, а это усугубляет его боль. Что может он сделать? Обращение одного царя (да и тот сперва испугался смерти, а потом внял пророку) не избавит народ от грядущих бедствий. К сожалению или к счастью, Исайя не знал догмата о первородном грехе и поврежденности человеческой природы, а то бы расстроился еще сильнее. Так или иначе, он чувствует себя тем, кто знает правду, слышит Божий голос и… ничего не может сделать.

02

Но каждый из нас имеет право кричать о зле и несправедливости. В пустыне можно дать себе волю и кричать в голос, чтобы приобрести полезный навык – не бояться называть вещи своими именами. Когда ситуация безнадежна и никто не может помочь, и никто, особенно братья, не слышат – ты бежишь прямо к Господу. Твой гнев так велик, что только Он может выдержать. Несправедливость так велика, что только Он может ее исцелить. Если Он вкладывает в тебя чувство правды – пусть Он и разбирается.

«Солнце да не заходит во гневе вашем», — столетия спустя скажет другой великий пророк. Если во имя ложного смирения смолчим – гнев останется при нас, мучительным комком в горле. Если осмелимся кричать несправедливости и о собственном бессилии – освободим Господу прямые пути в наше сердце. Пустыня (где нервно бегают туда-сюда одетые в лохмотья пророки) – подходящее место для того, чтобы научиться говорить правду. Даже если она потребует самых крепких выражений.

Анастасия Паламарчук

Оставьте комментарий