Путь катехумена

Проповедь Царства Божия занимает центральное место в учении Христа, есть суть Его проповеди. Вслед за Иоанном Крестителем Иисус неустанно провозглашает, что Царство Небесное близко, оно – внутри нас (Лк 17, 21), или, согласно другим переводам, – «посреди нас», и что нужно обратиться, чтобы войти в него. В молитве Господней мы просим: «Да придет Царствие Твое». Поэтому важно понять, что такое Царство Божие и как достичь его.

Можно сказать, что учение о Царстве Божием парадоксально.

Первый парадокс заключается в том, что оно уже здесь (Христос говорит: «Царство Божие посреди вас»), и вместе с тем мы его ожидаем и молимся о его пришествии. Мы молимся о том, чтобы возрастающее в нашем мире Царство преобразило все творение, когда оно откроется в полноте при втором славном пришествии Христа.

Второй парадокс – в том, что явление Царства Божия в мире одновременно зримо и невидимо. Зримо, так как Господь дает увидеть знаки его присутствия. Это, прежде всего, чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Их можно разделить на несколько видов. Это чудесные исцеления (которые являются лишь знаком внутреннего исцеления человека). Это чудеса, показывающие власть Иисуса над тварным миром (хождение по водам, усмирение бури), свидетельствующие о том, что Иисус – Господин всего творения. Это изгнание бесов, в котором Христос являет Себя как освободитель, восстанавливающий достоинство человека. Иисус совершает чудеса не для того, чтобы прослыть чудотворцем, но для того, чтобы явить близость Царства Божьего. Он говорит: «Род сей лукав; он ищет знамений, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Лк 11, 29). Пророк Иона был три дня и три ночи во чреве кита, этот образ – пророчество о тридневном пребывании Христа во гробе. Этим Господь хочет сказать, что все совершаемые им чудеса – лишь прообраз единственного истинного чуда: Его смерти и воскресения.

Все эти виды чудес (или знамений) делают Царство Божие зримым. Однако Иисус постоянно говорит о неуловимости Царства. В Ветхом Завете пророки представляют наступление Царства Божия как нечто величественное, ослепительное, поражающее воображение. Спаситель, напротив, говорит о нем как о чем-то внешне незаметном. Оно подобно семени, брошенному в землю (Мф 13, 31-32), или закваске, положенной в тесто (Мф 13, 33).

Третий парадокс Царства Божия заключается в том, что, на первый взгляд, оно совершенно понятно, но, с другой стороны, – непостижимо. Иисус рассказывает о том, что такое Царство Божие в основном с помощью притч. Притчи – вымышленные истории, которые Господь использует с двойной целью: открыть простым людям, особенно Его ученикам, что такое Царство, и скрыть это от мудрых и разумных, то есть от фарисеев. Как говорит Христос: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф 13, 13). Конечно, в каждом из нас есть и ученик Христа, и фарисей. Вот почему притчи, с одной стороны, открывают нам тайны Царства, но, с другой стороны, словно ставят нас в тупик.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что эти парадоксы присущи учению о Царстве Божием, потому что главная его черта – возрастание. Царство Божие не есть некое статичное и окончательное состояние; оно живое, динамичное. Возрастание Царства не всегда заметно. В одной из притч говорится, что Царство подобно семени, которое человек посеял на поле, и ложится, и спит, и встает, и не знает, как оно растет (Мк 4, 26-29). Притча о пшенице и плевелах (Мф 13, 24-30) показывает, что человек не может судить о том, насколько возросло это Царство в нем самом или в другом человеке.

Еще один важный образ Царства – пир. Иисус рассказывает несколько притч, где речь идет о пире: притча о десяти девах (Мф 25, 1-13), притча о брачном пире (Мф 22, 1-14). Эти притчи повествуют не столько о том, как возрастает Царство Божие, сколько о том, каковы условия, позволяющие войти в него.

Как войти в Царство Божие?

Царство Божие – это самый большой дар, приготовленный нам Богом, и принять его человек может только ценой всего, что имеет, как говорится в притче о сокровище, которое человек нашел на поле, или о драгоценной жемчужине (Мф 13, 44-46). Говоря о том, каким образом можно войти в Царство Божие, мы опять сталкиваемся с парадоксальностью.

Первый парадокс. Христос говорит, что трудно войти в Царство Божие, что ведет туда только узкий путь. Обращаясь к иудеям, Он говорит, что принадлежность к избранному народу – вовсе не гарантия того, что они окажутся в числе избранных: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф 8, 11-12). С другой стороны, главная черта Царства заключается в том, что это дар, который нельзя считать наградой за заслуги. Его нельзя заработать, заслужить, Бог дает его исключительно по Своему милосердию. Об этом говорит притча о работниках в винограднике (Мф 20, 1-15).

Второй парадокс мы находим в заповедях блаженств. Можно сказать, что эти заповеди совершенным образом выражают условия, необходимые для того, чтобы войти в Царство Божие. Мы все призваны к счастью (блаженны значит счастливы), но это счастье заключается в ценностях, противоположных ценностям этого мира. Тот, кто хочет обрести Царство Божие, должен быть нищим духом, чистым сердцем, кротким, терпеть гонения ради правды. Заповеди блаженств прекрасно демонстрируют, что дары Царства Божия совершенно отличаются от земных. Не сильные, благополучные, довольные собой и миром люди войдут в Царство Небесное, но плачущие, отверженные, милосердные, кроткие.

Третий парадокс. В Царстве Божием царствовать значит служить. В этом Царстве никто не господствует друг над другом, но все друг другу служат. Евангелист Марк говорит, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мк 10, 45). Вслед за Иисусом христиане также призваны стать служителями. Через крещение человек приобщается царскому достоинству Христа, но это достоинство заключается в служении: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9, 35). Поступая так, христианин служит, прежде всего, Христу, присутствие которого видит в бедных и нуждающихся: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). Посредством служения христианин становится причастным созиданию Царства Божия. Поэтому нам следует стремиться не только к тому, чтобы войти в Царство, но и чтобы строить его, свидетельствуя о Благой Вести и трудясь ради более человечного общества. Однако важно помнить, что начатки Царства всегда очень скромны и незаметны, и никогда не отчаиваться. Царство Божие – не от мира сего, но начинается оно в нашем мире, в этой жизни, в сердце каждого из нас.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Ожидание и возвещение Царства: Мф 11, 2-6
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Царство Божие в мире: Лк 13, 18-21
И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Царство Божие и спасение человеческое: Мф 9, 2-8
И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Молитва: Псалом 34 (33)
Благословлю Господа во всякое время;
хвала Ему непрестанно в устах моих.

Господом будет хвалиться душа моя;
услышат кроткие и возвеселятся.

Величайте Господа со мною,
и превознесем имя Его вместе.

Я взыскал Господа, и Он услышал меня,
и от всех опасностей моих избавил меня.

Кто обращал взор к Нему, те просвещались,
и лица их не постыдятся.

Сей нищий воззвал, — и Господь услышал
и спас его от всех бед его.

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его
и избавляет их.

Вкусите, и увидите, как благ Господь!
Блажен человек, который уповает на Него!

Бойтесь Господа, [все] святые Его,
ибо нет скудости у боящихся Его.

Скимны бедствуют и терпят голод,
а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

Придите, дети, послушайте меня:
страху Господню научу вас.

Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие,
чтобы видеть благо?

Удерживай язык свой от зла
и уста свои от коварных слов.

Уклоняйся от зла и делай добро;
ищи мира и следуй за ним.

Очи Господни обращены на праведников,
и уши Его — к воплю их.

Но лице Господне против делающих зло,
чтобы истребить с земли память о них.

Взывают [праведные], и Господь слышит,
и от всех скорбей их избавляет их.

Близок Господь к сокрушенным сердцем
и смиренных духом спасет.

Много скорбей у праведного,
и от всех их избавит его Господь.

Он хранит все кости его;
ни одна из них не сокрушится.

Убьет грешника зло,
и ненавидящие праведного погибнут.

Избавит Господь душу рабов Своих,
и никто из уповающих на Него не погибнет.

Библейские тексты для самостоятельного размышления:

Мф 22, 1-14
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Откр 7, 9-17
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Вопросы для размышления: Как вы понимаете выражение «брачная одежда»? Каким образом она приобретается?

Традиция Церкви о Царстве Божием

Ориген (О молитве, гл. 25)

Если Царство Божие, по слову нашего Господа и Спасителя, приходит не с внешней пышностью и нельзя сказать: вот оно здесь или оно там: если Царство Божие в нашей внутренности, — потому что очень близко к нам слово сие; оно в наших устах и в нашем сердце, — то молящийся о Царстве Божием очевидно с правом молится о том, чтобы восстало в нем Царство Божие, принесло бы плод и развилось до совершенства. Каждый святой находится под властью Божией и послушен духовному закону Божию (в противоположность закону плоти), и Бог обитает в нем как бы в хорошо устроенном государстве; пребывает в нем Отец, а вместе с Отцом владычествует в совершенной душе и Христос, как свидетельствуют о том вышеприведенные слова Его: Приидем к нему и обитель у него сотворим. По моему мнению, под Царством Божиим нужно разуметь то счастливое состояние разума, когда его мысли упорядочены и проникнуты мудростью; а под царством Христовым нужно разуметь слова, высказанные для спасения слушателей и исполненные дела праведности и прочих добродетелей: ибо Сын Божий есть Слово и Праведность. Каждый грешник, напротив, находится под властью князя мира, потому что каждый грешник принадлежит к настоящему злому миру, как не предающий себя Тому, Который предал Самого Себя за нас, грешников, чтобы спасти нас от настоящего злого мира, спасти по воле Бога и нашего Отца, как говорится об этом в Послании к Галатам. Но кто через умышленное пребывание во грехах остается под властью князя этого мира, тот находится во власти и греха. Поэтому, наставляемые Павлом, не будем работать греху, приглашает же апостол нас к этому словами: Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его.

 

Оставьте комментарий