Святой Иоанн Креста: искать Бога в ночи веры

Сегодня Церковь прославляет память святого Иоанна Креста – одного из самых известных мистиков Католической Церкви. На самом деле мистические учения распространены во многих религиозных системах. Знамениты иудейские, мусульманские, индуистские мистики. В чем заключается особенность христианского мистического опыта? Святой Иоанн Креста может помочь нам ответить на этот вопрос.

Древнегреческие языческие философы понимали мистический опыт как процесс освобождения от темного материального начала жизни, от мира, от времени, познание высших тайн и приобщение божественному, чисто духовному бытию. Мистика была уделом избранных мудрецов. Как ни странно, мы, христиане, когда сегодня размышляем о мистическом, также обычно думаем, что это что-то таинственное и недоступное обычному сознанию. Мы оставляем область мистического некоторым немного странным святым, получающим откровения, имеющим виде́ния, слышащим голоса. Мы думаем, что именно эта своего рода «ненормальность» помогла им лучше познать Бога и волю Его. Таким образом, мы исключаем мистический опыт общения с Богом из обычной, то есть нашей собственной жизни, из ежедневных обстоятельств реального окружающего нас мира. Проблема состоит в том, что это понимание мистики не совсем христианское. Христианские мистики – не избранные, которым отпущены особые дары, тогда как простые верующие должны довольствоваться в познании Бога только Священным Писанием. Смысл христианского мистического опыта не в бегстве от жизни, а в стремлении уже в ней, уже здесь встретить и узнать Бога. Господь говорит с каждым из нас, и стать тайнозрителем, то есть мистиком, значит не столько исполнить наше желание о Боге, сколько исполнить желание Бога о нас самих. Св. Иоанн Креста говорил, что просить у Бога виде́ний или откровений есть пренебрежение единственным Откровением, которое мы уже имеем.

В духовном опыте Святого Иоанна Креста откровение о Боге неотделимо от переживания пребывания во мраке. Самые известные сочинения великого испанца называются «Темная ночь» и «Живое пламя любви». Бог открывается ему в смертной тени креста, и свет Христова Воскресения неотделим от страданий. В «Песне духовной» Святой Иоанн говорит: «О, если бы разумели, что нельзя проникнуть в средоточие различных премудростей и сокровищ Божиих иным путем, минуя сплетение разнообразнейших страданий!». Страдание причиняет невозможность приблизиться к Богу из-за наших грехов, нечистоты, недостатка веры. Но, как ни парадоксально, именно это страдание от невозможности встретиться с Богом является местом, где мы обретаем Его. Святой Иоанн увидел, что именно к нашей слабости, к нашим ранам, к нашей неспособности ответить на призыв Христа и даже к нашим грехам – в ночь нашей помраченной души приходит к нам Бог. Мистический опыт – не бегство от мрака жизни, а встреча с Богом в этом мраке. Мистика – это не виде́ния или отсутствие сомнений, а, наоборот, согласие искать Бога в ночи веры. Именно в темной ночи Вифлеема явился свет нашего спасения, именно в ночи гроба Христова явился свет Воскресения. Давайте попросим Господа дать нам терпение и силы ждать Его, искать Его в ночи нашей жизни, чтобы обрести как Святой Иоанн, как пастухи обрели Младенца. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий