Святой Иероним говорит, что «не знать Писания – не знать Христа». Действительно, Священное Писание занимает уникальное место в жизни Церкви, в ее Литургии, в ее учении, в ее богословии.
Чтобы понять смысл Священного Писания, мы, христиане можем опираться на евангельский текст об учениках на пути в Эммаус (Лк 24,13-35). В этом эпизоде Христос Сам толкует Священное Писание: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24, 27). Этот отрывок показывает нам, что Христос является единственным Словом Божиим. Всеми словами Священного Писания Господь говорит только одно Слово. Как сказано в Послании к евреям, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1, 2).
Можно сказать, что Бог является автором Священного Писания. Действительно, Святой Дух вдохновлял писателей библейских книг и внушал им истины, которые эти книги содержат. Тем не менее, нельзя сказать, что христианство – это религия книги. Наша вера – это вера Слова Божия, которое передается через человеческое восприятие, мировоззрение, через конкретные условия людей, писавших книги Библии (в отличие от других религий). Поэтому Священное Писание является произведением одновременно человеческим и божественным. Именно поэтому его можно переводить.
I. Канон Священного Писания
Канон Священного Писания – это полный список всех книг, которые признаны Церковью боговдохновенными. В него входят 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.
Ветхий Завет состоит из очень разных книг: они различаются по времени написания и составления (с IX в. до Рождества Христова); по языку на котором они написаны (древнееврейский, древнегреческий), по жанровым и стилистическим особенностям (исторические, поэтические книги, своды законов, повести и т. д.).
Согласно еврейскому разделению существуют три основные части Ветхого Завета: Закон (Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); Пророки (среди них можно отличать великих – Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, и малых – Амоса, Ионы, пророков) и Псалмы (на самом деле не только Псалтирь, но и Песнь песней и книга Притчей, и другие).
Новый Завет являет нам окончательную истину Откровения Божия. Он состоит из четырех Евангелий, книги Деяний апостолов, Посланий апостола Павла и других учеников Христовых, апостолов Петра, Иакова, Иуды, Иоанна, и книги Откровения святого апостола Иоанна Богослова.
Христиане называют Откровение Нового Завета Евангелием. Слово Евангелие происходит от греческого «евангелион», что соединяет два слова, означающих «благо» и «весть». Для христиан слово Евангелие означает прежде всего Самого Иисуса Христа и Его весть, проповедь. «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.» (1Фесс 1, 5). Затем слово Евангелие стало означать также четыре книги, описывающие жизнь Иисуса Христа.
Четвероевангелие Нового Завета являет нам жизнь и учение Христа и является сердцем всего Священного Писания. Четыре Евангелия помещаются в начале писаний Нового Завета и, согласно традиции, были записаны учениками Христа, апостолами, и предназначались для разных общин. Евангелист Матфей писал для христиан, вышедших из иудаизма, поэтому ему так важно было показать исполнение пророчеств Ветхого Завета в Иисусе. Евангелист Марк писал прежде всего для гонимых христиан и ему важно призвать их к верности Христу и готовности к жертве. Евангелист Лука писал для христиан греческого происхождения и обращал особое внимание на милосердие Господа и действие Святого Духа в Его жизни. Эти три Евангелия похожи. Они называются на русском языке синоптическими, потому что их можно сравнивать. Четвертое Евангелие, приписываемое святому апостолу Иоанну, отличается от трех остальных тем, что написано более сложным, богословским языком и передает более речи Христа, чем события Его жизни.
Разнообразие Евангелий значимо и показывает, что с самого начала Благая Весть должна была быть понятна разным общинам, что она совместима с разными подходами и взглядами, предназначена для всех людей. В связи с этим надо отметить, что все Евангелия уже в своем первоначальном сохранившемся виде являются переводами Вести Иисуса Христа, который Сам в жизни говорил по-арамейски, как и первые христианские общины. Чтобы Благая Весть была доступна остальному миру, говорившему по-гречески, Евангелия были записаны и дошли до нас на этом языке. Это показывает, что Евангелие предназначено не только для одного народа и времени, но касается всех людей и культур.
Иногда говорится об апокрифических Евангелиях, которые не входят в канон Нового Завета, и которые Церковь не признает Словом Божиим из-за того, что они неверно передают смысл Послания Христа, в основном концентрируясь на чудесных обстоятельствах Его жизни.
Между Ветхим и Новым Заветом существует нераздельное единство, ибо есть только одно Слово Божие, одно вдохновение Святого Духа. Ветхий Завет готовит Новый, а Новый Завет исполняет Ветхий. Оба взаимно освещают друг друга. Христиане читают и понимают Ветхий Завет в свете Христова учения. Это то, что выше мы называли типологическим толкованием. Как писал св. Августин: «Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается».
В истории христианства часто случались попытки отрицать ценность Ветхого Завета под предлогом того, что Новый Завет упраздняет и замещает его. Но Церковь всегда отвергала такой подход. Христиане почитают Ветхий Завет как истинное Слово Божие. Все Писания Ветхого Завета богодухновенны и сохраняют свою вечную ценность, так как Первый Завет никогда не был отменен. Они показывают, как Бог приготовлял Свой народ к пришествию Христа.
II. Чем важно и для чего необходимо Священное Писание в жизни христианина?
Христиане призваны читать Священное Писание, молиться его словами, жить согласно Писанию и проповедовать его.
Во-первых, христианин призван читать Священное Писание как можно чаще, чтобы лучше понимать волю Божию и воплощать ее в своей жизни.
Согласно древней традиции можно различать четыре смысла Священного Писания, в свете которых мы его читаем. Буквальный смысл заключается в изложении событий. Типологический (или аллегорический) смысл – это то, во что мы верим после завершения Откровения Бога во Христе. Так, например, переход избранного народа через Красное море является символом победы Христа над смертью и, тем самым, – символом нашего крещения. Нравственное толкование открывает нам смысл призвания и путь жизни согласно завету с Богом. И, наконец, эсхатологический (или анагогический) смысл библейского текста показывает окончательную перспективу замысла Божия о творении. Так, например, Евхаристия, заповеданная Спасителем на Тайной вечере – это знамение вечного пира в Царстве Небесном.
Кроме этого собственно религиозного, духовного чтения Писания, возможно и необходимо научное чтение Библии, которое помогает лучше понимать ее буквальный смысл. Чтение Писания – это не только молитва и созерцание, но и изучение, укрепление основ веры. Экзегеты, как именуются специалисты по Священному Писанию, посвящают свою жизнь изучению Библии, чтобы лучше понимать смысл священных текстов, их контекст, их происхождение и подлинность. Для подобного научного изучения важно уважать целостность всего Священного Писания, и воспринимать его в живой традиции Церкви. Библия ни в коем случае не является неким энциклопедическим научным трудом, объясняющим происхождение мира и физических явлений, это богословская книга, говорящая истины о человеке и Боге.
Во-вторых, христиане призваны молиться словами Писания, ибо они верят, что этими словами Бог говорит с ними. Все смыслы Писания и молитвенное размышление над ними укрепляют нашу веру, и утверждают ее на более прочных основаниях.
Лучшее место, чтобы слушать Священное Писание – Церковь, община. Поэтому особенно во время литургии верующие призваны слушать Слово Божие и размышлять над ним. Во время любого богослужения, особенно во время Мессы, читаются отрывки из Священного Писания. Оно читается при совершении всех Таинств. За год в Церкви прочитываются все Евангелия. В конце каждого чтения чтец возглашает: «Слово Божие» (после чтения Евангелия: «Слово Господне»), а народ отвечает: «Благодарение Богу», или, после чтения Евангелия: «Слава Тебе, Христе». Таким образом чтение Писания в Церкви означает присутствие Самого Христа, Слова Божия, среди верующих.
Вне богослужения Священное Писание также является основой молитвенной жизни христиан. Средневековая традиция сравнивает молитвенное чтение Священного Писания с вкушением пищи (lectio, meditatio, oratio, contemplatio). Lectio – собственно чтение – сравнимо с тем, как мы пробуем пищу. Meditatio – размышление – с тем, как мы ее пережевываем, затем Oratio – с тем, как ощущаем и осознаем ее вкус, и, в конце концов, Contemplatio – созерцание истины благодаря Писанию, – с тем, как эта пища дает нам силы, усваиваясь нашим организмом. Цель молитвенного чтения Библии в том, чтобы мы сами стали живым Словом Божиим. Особенно ценна практика Lectio Divina в группах, когда есть возможность слушать чтение братьев и то, как другие читающие откликаются на Слово Божие. Мы неожиданно порой слышим от другого человека призыв Бога, обращенный лично к нам.
Говоря о молитвенном чтении Священного Писания, надо отдельно упомянуть о псалмах. Псалмы для нас – это школа молитвы, поскольку они заключают в себе все ее виды. Хвалу, мольбу, доверительное предание себя в руки Божии, размышление, вопль. Они показывают, что любое состояние души человека может стать молитвой. Только наша вера позволяет нам правильно молиться псалмами.
В-третьих, христиане призваны жить по Писанию, они его исполняют. Священные книги Ветхого и Нового Заветов не были даны человеку лишь в просветительских целях, они существуют для того, чтобы люди веровали и меняли свою жизнь. Как сказано в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»(Мф 7, 21). Господь учит нас важности и необходимости исполнения услышанного, «ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Марк 3, 35). Чтобы исполнять Писание, важно понять, что слово Божие ново каждый день и обращено к каждому человеку именно сегодня. Нужно уметь слышать голос Божий, говорящий с нами. Сам Христос учил этому: «И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.» (Лк 4, 21)
Кроме этого, задача христиан, слушающих Священное Писание – продолжать благовествовать. Это призвание всех христиан, но некоторые получают для осуществления миссии благовестия особые дары. Писание – источник проповеди Церкви, оно необходимо для провозглашения Евангелия всему миру.
свящ. Иакинф Дестивель
Библейский текст для размышления: Лк 24,13-35
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех Пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Молитва: Псалом 119 (118), стихи 105-112
Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей.
Я клялся хранить праведные суды Твои,
и исполню.
Сильно угнетен я, Господи;
оживи меня по слову Твоему.
Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих,
и судам Твоим научи меня.
Душа моя непрестанно в руке моей,
но закона Твоего не забываю.
Нечестивые поставили для меня сеть,
но я не уклонился от повелений Твоих.
Откровения Твои я принял, как наследие на веки,
ибо они веселие сердца моего.
Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца
Традиция Церкви о Священном Писании
Святой Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Исаии. 1.2
Исполняя веления Христовы: «Исследуйте писания» и «Ищите и найдете», исполняю я долг свой, дабы не услышать мне, подобно Иудеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Ибо если, по слову апостола Павла, Христос есть сила Божия и премудрость, – то не знающий Писания, не знает силы Божией, ни любви Его, незнание Писания есть незнание Христа.
Посему стану я подражать отцу семейства, вынимающему из сундуков старые и новые вещи, и невесте, говорящей в Песне песней: «Плоды новые и старые, это сберегла я для тебя, мой возлюбленный». Я намереваюсь толковать Исаию так, чтобы показать его не как пророка лишь, но – как апостола и евангелиста. Впрочем, он и сам говорит о себе и об иных евангелистах: «Как прекрасны ноги благовестников, возвещающих мир». К нему равно, как к апостолу, говорит Бог: «Кого Мне послать?» и кто пойдет к народу сему?» Сей же отвечает: «Вот я, пошли меня».
Но да никто не полагает, что желаю я в немногих словах истолковать книгу сию, ибо ею объемлются целокупно тайны Божии, и в ней предвозвещен Эммануил, от Девы рожденный, Сотворитель предивных чудес и знамений, умерший и погребенный и воскресший, соделавшийся Спасителем языков. И что сказать о ведении природы, нравственности и логики? Все, содержащееся в Писании, все, что только человек в силах выразить, разум же – понять, все содержится в книге сей. О тайнах ее свидетельствует сам писавший: «Всякое пророчество для нас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет; и тот отвечает: «я не умею читать».
Если же кто-либо посчитает сие маловажным, да услышит слова апостола Павла: «Пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же кому-либо другому из сидящих будет откровение, то первый молчи». Но как премолчать, когда и речь и молчание – от Духа Святого, говорящего через пророков? Итак, если они разумели, о чем говорят, – речения их исполнены премудрости и ведения. Ушей их достигали не только лишь звуки голоса, но Сам Бог говорил в сердцах их, по слову из них единого: «Ангел говорил ко мне» и «Вопия в сердцах наших Авва, Отче» и еще: «Стану внимать, что говорит ко Мне Господь Бог».