Путь катехумена

Слово «церковь» происходит от греческого слова ekklesia, означающего созыв, собрание. В Ветхом Завете это слово означало собрание избранного народа перед Богом. Назвав себя Экклезиа, первая христианская община признала себя преемницей общины народа Израиля. Церковь – это, прежде всего, народ, созванный словом Божиим со всех концов земли. Как говорит Христос: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15, 16). Становясь членами Церкви, мы только отвечаем на этот призыв Бога. Это Он созывает нас, это Он всегда делает первый шаг.

Священное Писание использует образы из обычной жизни для обозначения тайны Церкви. Это, например, стадо, у которого пастырь – сам Бог, или «двор овчий», где единственная дверь овцам – Христос. Кроме того, Церковь – нива Божия; истинный виноградник. Это также строение Божие, где Христос – краеугольный камень; святой храм, состоящий из живых камней – верующих. Это святой град, небесный Иерусалим.

Но самое важное определение: Церковь – это таинство. Мы часто представляем себе Церковь как некую организацию. Однако важно понимать, что Церковь не только совершает Таинства, она сама есть Таинство. Это значит, что она есть одновременно реальность видимая и духовная, Божественная и человеческая, земная и небесная.

Церковь неотделима от тайны Пресвятой Троицы. Она одновременно представляет собой Народ Божий, Тело Христово и храм Святого Духа.

1. Прежде всего, Церковь – Народ Божий. Это выражение относится к Богу-Отцу. Первые христиане говорили, что мир был создан ради Церкви. И в самом деле, Бог Отец сотворил мир ради общения, которое осуществляется посредством соединения всех людей в Церковь. Мы вступаем в Народ Божий вратами веры и крещения. Как говорит апостол Петр, члены Церкви – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр 2, 9). Весь народ Божий сопричастен трем служениям Христа: пророческому, царственному и священническому. Это определение Церкви как Народа Божия показывает, что Церковь не есть нечто статичное, она динамична: как избранный народ шел через пустыню в землю обетованную, так и Церковь, новый Народ Божий, находится в пути, чтобы соединиться со своим Женихом в Его Царстве.

2. Новый Завет говорит о Церкви как о Теле Христовом. Рождение Церкви приуготовлялось еще Ветхим Заветом, но основана она Иисусом Христом проповеданием Царства Божия, избранием двенадцати апостолов и установлением Евхаристии, возобновляющей Его крестную жертву. Христиане составляют единое тело. Но это единство не упраздняет различия его членов и многообразия служений. Все члены Церкви связаны друг с другом, а Христос – глава этого Тела, по словам апостола Павел (Кол 1, 18).

3. Наконец, Церковь – храм Святого Духа. Церковь была явлена в день Пятидесятницы, когда сошедший на апостолов Дух Святой послал их проповедовать всему миру. Дух Святой подобен душе, оживляющей тело Церкви, Он – начало жизни и единства в многообразии. Дух Святой – источник харизм (особых даров), которые даются для различных служений.

В Символе веры мы провозглашаем, что веруем в единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Что это значит?

1. Церковь единая. Нам, может быть, трудно это понять, потому что существуют различные конфессии. К сожалению, со временем грех привел к разделениям между христианами. Тем не менее, Церковь едина, потому что у нее один Господь, она исповедует одну веру, рождается от одного крещения, образует одно тело, животворимое одним Духом. Христос молился: «Да будут все едино» (Ин 17, 21). Христианам следует присоединиться к этой молитве Христа, чтобы преодолеть разделения. Кстати, мы никогда не молимся о единстве Церкви, но о единстве христиан. Образ единства Церкви – Пресвятая Троица, являющая единство в различии Лиц.

2. Церковь святая. Эту истину нам также нелегко понять, потому что мы видим, что многие христиане не святы, мы знаем, что даже в лоне Церкви и от ее имени совершались тяжкие грехи. Тем не менее Церковь святая – не ради наших заслуг, а потому что Христос предал Себя за нее, и Дух Святой животворит ее. Конечно, Церковь состоит из грешников, поэтому она одновременно чиста и постоянно должна очищаться и обновляться. Все члены Церкви – грешники. Церковь – собрание не совершенных людей, но тех, кто признает себя прощенными Христом. Святость Церкви является в святых, особенно в тех, которых Церковь объявляет для почитания святыми посредством канонизации.

3. Церковь вселенская. Вселенская (кафолическая или католическая) – значит всеобъемлющая, всецелая. Слово «кафолический» происходит от греческого слова, означающего «согласно целому». Это определение можно понимать по-разному. Церковь кафолическая (вселенская), потому что она возвещает полноту веры и предлагает полноту средств спасения. Церковь кафолическая, потому что она есть собрание всех созываемых Богом (соборная). Наконец, она кафолическая, потому что ее миссия простирается на весь мир. Как видим, географический аспект – лишь одна из составляющих этого понятия. Именно этим объясняется то, что каждая поместная Церковь может считаться кафолической. Как каждая частица Евхаристического Хлеба содержит всё Тело Христово, так и в каждой поместной Церкви есть полнота кафоличности, если только она состоит в общении с той Церковью, которая, по словам святителя Игнатия Антиохийского, «первенствует в любви», то есть с Римской.

4. Церковь апостольская. Церковь является апостольской в трояком смысле. Во-первых, она была основана на свидетельстве апостолов: Иисус избрал двенадцать апостолов, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк 3, 14). Именно таково значение греческого слова apostoloi – посланник. В апостолах Христос продолжает свою миссию (см. Ин 20, 21). Во-вторых, Церковь передает учение, унаследованное от апостолов. Это учение постепенно все глубже осмысляется Церковью, которая, оставаясь верной первоосновам веры, раскрывает смысл истин, в них заключенных. В-третьих, Церковь блюдет апостольское преемство. Апостолы поставили преемников, чтобы продолжать свою миссию: это епископы, которые призваны учить, освящать и управлять народом Божиим.

Все члены Церкви называются верными Христа. Однако в народе Божием служения и функции различны.

Некоторые из членов Церкви принадлежат иерархии. У иерархии есть две отличительные черты. Во-первых, цель иерархии – не властвовать над другими христианами, а служить им. Во-вторых, служению иерархии свойственна коллегиальность. Члены иерархии – это, в первую очередь, епископы – преемники апостолов. Они образуют Коллегию Епископов, глава которой – Папа, епископ Рима и преемник апостола Петра. Папа – начало и основа единства епископской коллегии и всей Церкви. Епископы же – основание единства для своей епархии, то есть для поместной Церкви. Отцы Церкви говорили: «Где епископ – там Церковь». Задача епископов – учить, освящать и управлять. Они делают это властью Христа. Епископам в этом служении помогают пресвитеры (священники) и дьяконы.

Все миряне обладают данным им в крещении призванием внутри Церкви. Они причастны священнической, пророческой и царской миссии Христа. Благодатью своего крещения они получают способность действовать в мире, в личной жизни, в социальной и семейной жизни как свидетели Христа. Именно так они исполняют присущее именно им призвание к святости, обращенное ко всем крещеным.

Наконец, нужно сказать о третьей составляющей Церкви – о тех, кто ведет посвященную Богу жизнь. Эта жизнь состоит в следовании так называемым евангельским советам: бедности, целомудрию и послушанию. Существует множество форм посвященной жизни: монашествующие, отшельники, посвященные Богу девы, секулярные институты (для людей, живущих в миру, но принесших обеты).

Общение святых

Апостольский Символ веры после исповедания веры в «святую Вселенскую Церковь» добавляет еще: и в «святых общение». Можно сказать, что эта истина веры объясняет предыдущую: Церковь – общение святых. Общение это имеет два аспекта. Во-первых, это общение земной и небесной Церкви. Ведь членами Церкви являются не только живые (странствующая Церковь), но и усопшие, о которых мы молимся, чтобы они достигли Царства Божия. Среди усопших некоторые уже пребывают во свете Божием: это святые, ходатайствующие о нас. Святой Доминик, основатель Ордена Проповедников, на смертном одре говорил своим братьям: «Не плачьте, я буду полезнее вам после смерти и буду помогать вам больше, чем при жизни».
Но есть и другой аспект общения святых – общность в таинстве Евхаристии, причастие Святых Даров. Предстоятель на византийской литургии возглашает перед причастием: «Святая – святым». Верные (святые) принимают Тело и Кровь Христовы (Святые Дары – «святая») в общении Святого Духа. Это духовное общение (койнония) осуществляется в таинствах, но требует общности в вере. Плод этого духовного общения – верные делятся благами, духовными и земными, друг с другом.

Иакинф Дестивель ОР

Тексты для обсуждения

Деян 2, 43-47
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. Деян И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Деян 4, 32-35
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

1 Кор 12, 4-26
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

1 Петр 2, 4-10
Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Молитва:
Псалом 122 (121)
Возрадовался я, когда сказали мне:
“пойдем в дом Господень”.

Вот, стоят ноги наши
во вратах твоих, Иерусалим, —

Иерусалим, устроенный как город,
слитый в одно,

куда восходят колена, колена Господни,
по закону Израилеву, славить имя Господне.

Там стоят престолы суда,
престолы дома Давидова.

Просите мира Иерусалиму:
да благоденствуют любящие тебя!

Да будет мир в стенах твоих,
благоденствие — в чертогах твоих!

Ради братьев моих и ближних моих
говорю я: “мир тебе!”

Ради дома Господа, Бога нашего,
желаю блага тебе.

Библейский текст для самостоятельного размышления

Ин 15, 1-8
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Вопрос для размышления: Зачем человеку нужно быть в Церкви, если он и так верит в Бога?

Традиция о Церкви

Второй Ватиканский собор. Догматическая конституция О ЦЕРКВИ «Lumen Gentium». I, 1-2

Христос — Свет народам: вот почему сей Святейший Собор, сплочённый во Святом Духе, горячо желает, проповедуя Евангелие всему творению (ср. Мк 16, 15), просветить всех людей лучезарной славою Христовой, отражённо сияющей на лике Церкви. Поскольку же Церковь составляет во Христе своего рода таинство — то есть знамение и орудие — глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого, она стремится, неукоснительно следуя указаниям предыдущих Соборов, подробнее разъяснить своим верным и всему миру свою сущность и свою вселенскую миссию. В силу условий нынешнего времени обретает особую безотлагательность стоящая перед Церковью задача: чтобы все люди, теснее объединённые ныне различными социальными, техническими и культурными узами, достигли также полного единения во Христе.
Предвечный Отец по свободнейшему и тайному решению Своей премудрости и благости сотворил мир, решил возвысить людей до участия в Божественной жизни и не оставил их, падших в Адаме, но всегда подавал им спасительные средства ради Христа Искупителя, “Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари” (Кол 1, 15). А всех избранных Отец прежде всех веков “предузнал … и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был Первородным между многими братиями” (Рим 8, 29). [64] Верующих же во Христа Он решил созвать во Святую Церковь, Которая, будучи возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете1 и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков. И тогда, как мы читаем у Свв. Отцов, все праведные, начиная от Адама, “от Авеля праведного до последнего избранного”,2 будут собраны у Отца во Вселенской Церкви.

Оставьте комментарий