В этом отрывке из Евангелия от Иоанна Христос, кажется, говорит вещи, противоречащие одна другой. С одной стороны, Он обещает, что, если мы Его любим, Он сотворит у нас Свою обитель. С другой стороны, Он говорит, что оставляет нас, и что даже надо радоваться тому, что Он покидает нас.
Начнем с первого утверждения: «Кто любит Меня… мы придем к нему, и обитель у него сотворим». В нашем отношении к Богу мы, как мне кажется, недостаточно осознаем, что Он приходит к нам и пребывает внутри нас, что это нам надо стать домом для Него. Нам легче полагать Его вовне. Да, Господь присутствует в Евхаристии, но Он Сам заповедает нам видеть Его в наших братьях, особенно в самых нуждающихся. И значит, Его истинный дом – это, прежде всего, каждый из нас, мы с вами. Что значит быть домом Божиим? Иметь свой дом – естественное человеческое желание. Дети, играя, строят себе дом – укромный уголок, где они чувствуют себя в безопасности. Все мы мечтаем о надежном прибежище, куда возвращаешься с радостью, где можешь отдохнуть, куда можешь пригласить друзей, где тебя всегда ждут. В древнееврейском языке существует одно слово для обозначения понятий дом и семья – «bet». Дом – символ человека.
Но христианин призван и должен прежде всего заботиться о том, чтобы стать домом для Бога. Пророк и царь Давид хотел построить Богу дом, но Господь ответил, что это Он построит дом для Давида, то есть дом для Израиля. Мы тоже, подобно Давиду, хотели бы построить для Бога дом, где мы могли бы всегда найти Его, где Он всегда есть. Может быть, отчасти из-за этого мы так любим строить вертепы на Рождество. Но Христос не имел и не имеет земного дома. Точнее, Его дом – это мы. Как возвещает апостол Павел: «Дом же Христа – мы, если только дерзновение и упование твёрдо сохраним до конца» (Евр 3,6). Мне кажется, очень важно об этом помнить: Христос находится не вне нас, но внутри нас. Мы никогда не найдем лучшего храма, лучшей дарохранительницы, чем мы сами. Павел учит нас: «Вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2,22).
Почему Господь, Который обещает устроить у нас обитель, то есть жить с нами, тут же говорит, что Он должен нас оставить? «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин 14, 28). Христос хочет, чтобы мы научились любить, чтобы мы стали взрослыми. Чтобы мы выросли, надо, чтобы Бог иногда оставлял нас. В еврейской мистике и философии, особенно в учении Каббалы, используется такой термин – «цимцум», что означает сжатие или отлив (как у моря). Этот термин использовался при объяснении сотворения мира. До начала творения Бог заполнял Собой все пространство. И когда Бог захотел сотворить мир, Он отступил, отстранился, как море во время отлива, и благодаря этому мир был призван к бытию. Этот образ помогает нам понять, что Бог позволяет нам существовать, когда Он нас как бы оставляет, как бы отделяется от нас. И, наоборот, чтобы Господь мог прийти в нашу жизнь, нам надо освободить для Него место, надо согласиться уменьшиться, уступить Ему пространство нашей жизни, как Он уступил нам Вселенную во время творения. Таким образом, духовная жизнь – это постоянное движение: прилив и отлив. Это столь же верно относительно наших человеческих отношений, отношений с людьми, которых мы любим. Настоящая любовь предполагает свободу, дает любимому пространство быть самостоятельной личностью. Поэтому Христос говорит апостолам: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу».
С одной стороны, Господь хочет пребывать с нами, а, с другой – хочет оставить нас. Но противоречия здесь нет. Потому что Христос, как и всегда, когда Он говорит о Себе, говорит о любви. «Кто любит Меня… мы придем к нему и обитель у него сотворим» и «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу». Любовь – это всегда тайна присутствия и отсутствия. Мы все знаем, что для любви нужно встретить конкретного человека. Так апостолы полюбили Иисуса. Однако Христос знает, что они будут любить Его глубже, если Он уйдет. Почему? Потому что тогда любовь перестанет быть простым чувством, а станет тем, что будет жить вечно, ведь в сердце каждой настоящей любви рождается вечность. Вселенская и вечная любовь Божия, мир Его, остающийся с нами, – Дух Святой, Который, по слову Евангелия, научит нас всему и напомнит нам все, что Христос говорил нам.
Будем просить Бога, чтобы Он научил нас любить Его так, чтобы мы не смущались и радовались, когда Он отдаляется от нас. Пусть Господь научит нас любви и поможет нам построить Ему дом, чтобы мы стали храмом Святого Духа. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР