Три пословицы о смысле нашей жизни

3 Цар 19,16b.19-21; Гал 5,1.13-18; Лк 9,51-62

Братья и сестры, если вы приходите в храм, чтобы участвовать в Мессе, это, наверное, потому, что вы хотите следовать за Христом. Но внутри этого общего призвания у каждого из нас есть еще и свое особое призвание. Каждый из нас призван Богом выполнить на земле особую миссию, придающую смысл и радость нашей жизни. Эта миссия может быть очень скромной. Она может быть не более значительна, чем то, что растет трава или распускается цветок, прославляя своей красотой Бога. Но даже цветку распуститься не так просто, как кажется: для этого нужна особая почва, определенное количество воды и солнца. Человеку же выполнить свое призвание гораздо труднее. Как это возможно? В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа о трех очень важных чертах истинного призвания. Эти три выражения Христа настолько известны, что даже стали пословицами.

Первое из них: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Если отнести эти слова к призванию, то что они значат? – Эти слова Христа учат нас, что путь следования призванию предполагает незащищенность и риск. Мы сегодня хотим быть совершенно уверенны в своем будущем, хотим быть застрахованы от всех неприятностей. Но нельзя самому выбрать свое будущее, свое призвание, свою миссию. Призвание – это призыв Божий, миссия предполагает, что Господь, а не мы, посылает на нее. Истинное призвание обретается и осознается только постепенно: в обстоятельствах жизни, во встречах, успехах, неудачах, и, конечно, в молитве. Это, кстати, верно и в отношении духовной жизни. Почему секты сегодня имеют такой успех? Потому что они дают простые понятные ответы и избегают ставить вопросы. Но Сам Христос не ответил на все вопросы, а когда отвечал, Его не понимали. Он Сам не имел, где приклонить голову. Поэтому первое правило состоит в следующем: не искать уверенности во всем, но каждый день глубже осознавать свое призвание, быть готовым получить его от Бога.

Вторая черта призвания, обозначенная Христом, касается не будущего, а прошлого: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Смысл этого совета, конечно, духовный. Мы часто находимся в плену у прошлого, и это мешает нам узнать и осуществить свое призвание. У нас порой ошибочное представление о наших способностях, о наших дарах, о нашей прошлой жизни. Мы являемся пленниками наших неудач и потерь. Прежде всего, мы считаем, что наши слабости и грехи являются непреодолимым препятствием на пути нашего призвания. Но святой апостол Павел сегодня говорит нам: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы». Да, братья и сестры, Христос даровал нам свободу, и можно сказать, как апостол Павел: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели»(Флп 3,13-14).

Третья из названных черт призвания более загадочна: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». Здесь Христос говорит не о нашем будущем и не о нашем прошлом, о чем шла речь раньше. О чем Он говорит теперь? По-моему, о настоящем. Я не большой специалист в сельском хозяйстве, но знаю, что в наше время плуг прицеплен к трактору сзади, и поэтому современному пахарю надо оборачиваться назад, проверяя, прямая ли борозда, тогда как во времена Христа земледелец шел за плугом. Поэтому у Господа выражение «возложить руку свою на плуг и озираться назад» означает быть невнимательным в исполнении своего призвания, в своем деле, в повседневной работе. Да, братья и сестры, призвание каждого из нас, прежде всего, – медленно, но упорно делать свое дело. Не мечтая о будущем, не плача о прошлом, просто хорошо делать то, что Господь дает нам сегодня. Если мы будем поступать так, я уверен, что Бог скоро придет и откроет каждому из нас смысл его жизни.

Помните первое чтение сегодня: Елисей просто и со вниманием пахал землю, когда Илия бросил на него милоть свою. Братья и сестры, для нас эта овечья шкура – само Евангелие, которое Христос каждое воскресенье бросает на нас. Эта милоть не тяжела: наоборот, она освободит нас от нашего прошлого, от нашего будущего, чтобы мы могли в нашей повседневной жизни следовать за Спасителем, живущим и царствующим во веки веков. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

 

Оставьте комментарий