Праздник св. Екатерины Александрийской

Екатерина происходила из знатного рода и отличалось необычайной премудростью и красотой. За нежелание отречься от веры приняла мученическую смерть при императоре Максимиане. Так в очень сжатом виде выглядит жизнеописание святой Екатерины. Остальные сведения можно почерпнуть из текстов Священного Предания или же, что кажется еще более занятным, из произведений искусства, вдохновленных этими текстами.

В самом деле, к образу св. Екатерины неоднократно обращались в своих творениях многие, в том числе и весьма прославленные, живописцы и скульпторы. При этом можно проследить целый ряд разнообразных сюжетных композиций, в которых так или иначе присутствует св. Екатерина. Всевозможных живописных и скульптурных интерпретаций ее образа и связанных с ним событий существует достаточно много, поэтому нет смысла заниматься их перечислением. Однако во избежание голословности несомненно уместным будет рассмотрение нескольких подобных произведений, которые читатель при желании сможет легко увидеть вживую, а возможно, уже и знаком с ними. Разумеется, речь идет о картинах из собрания Государственного Эрмитажа. Свое внимание мы остановим на шести полотнах итальянских мастеров (в том числе венецианской школы) и одной картине испанского живописца. На их основе мы проследим несколько характерных иконографических типов, связанных с образом св. Екатерины Александрийской.

Прежде чем начать рассмотрение конкретных произведений, хотелось бы сделать некоторые общие замечания относительно наиболее характерных элементов изображения святой. Итак, св. Екатерина предстает в произведениях искусства красивой девушкой, облаченной в роскошные одежды (особенно на полотнах венецианских художников). Нередко на ее голове помещалась корона как символ ее знатного происхождения. Неизменными атрибутами святой являются орудия ее мученичества: колесо с шипами, часто изображавшееся расколотым (по преданию, ангел сошел с небес и разрушил это орудие прежде, чем деву подвергли пытке), и меч, которым ей впоследствии отсекли голову. Кроме того, святая может держать в руках пальмовую ветвь – знак мученичества, или книгу – символом премудрости. Наконец, св. Екатерина иногда изображалась носящей на пальце или держащей в руке кольцо как свидетельство ее мистического обручения со Христом; однако, как правило, названный атрибут появляется в основном в картинах на соответствующий сюжет. Таковы главные элементы иконографии св. Екатерины. Обратимся же теперь непосредственно к примерам ее изображения.

Katrine1

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Мученичество св. Екатерины. 1653. Холст, масло. ГЭ.

Сцена мученичества св. Екатерины нечасто встречается в изобразительном искусстве. Однако в Эрмитаже хранится полотно Гверчино на этот сюжет. На фоне пейзажа изображена дева, с благородным спокойствием готовая принять смерть. Подле нее стоит палач, крепко сжимающий в правой руке слегка изогнутый меч с широким клинком. За фигурой палача видно колесо с шипами. Над головой девы в облаках парит путто (обнаженный пухлый младенец), держащий пальмовую ветвь и золотую корону, обозначающие грядущее прославление Екатерины в лике святых мучениц.

KATHERINE2

Паоло Веронезе (Калиари). Обручение св. Екатерины. Ок. 1584. Холст, масло. ГЭ.

Мистическое обручение св. Екатерины – наиболее популярный из связанных с ней сюжетов. Однако создатель эрмитажной картины Паоло Веронезе, великий венецианский живописец, отходит от традиционной трактовки данного события как сцены получения святой кольца от Христа. Художник осмысливает обручение св. Екатерины именно как мистический опыт: символом заключенного брака здесь выступает экзальтированный поцелуй, который дева в некоем экстазе дарит чудесно явившемуся ей Младенцу, заботливо поддерживаемому Богоматерью. Играющий на лютне и поющий ангелы божественной музыкой сопровождают эту сцену, свидетелями которой выступают св. Иосиф и св. Анна. Стоит отметить, что существуют также картины на тему мистического обручения другой святой с тем же именем, то есть св. Екатерины Сиенской, но они распространены в значительно меньшей степени.

Katherine3

Парис Бордон. Святое семейство со св. Екатериной. 1522-1524. Холст, масло. ГЭ.

kATHERINE4

Чезаре да Сесто. Святое семейство со св. Екатериной. Между 1515-1520. Холст, масло. ГЭ.

Довольно часто образ св. Екатерины Александрийской встречается в картинах, относящихся к иконографическому типу «Святое собеседование» (ит. Sacra Conversazione), то есть изображению Мадонны с Младенцем в окружении избранных святых, которые могут являться персонификацией разнообразных положительных моральных и интеллектуальных качеств, а также символом определенного города, региона или общины, по заказу которых исполнялось произведение. Исходя из того, что нередко присутствующий на подобных картинах св. Иосиф объединятся с Мадонной и Младенцем в группу Святого семейства, в типе Sacra Conversazione можно выделить особый подтип под условным общим обозначением «Святое семейство с избранными святыми». Две картины из Эрмитажа демонстрируют нам отличия в подходе двух художников к одному и тому же сюжету. Парис Бордон, живописец венецианской школы, трактует сцену Святого семейства со св. Екатериной, находящейся по правую руку от Девы Марии, с большой долей светскости. Напротив, Чезаре да Сесто, принадлежавший к так называемым «леонардескам», то есть кругу учеников и последователей Леонардо да Винчи, наделяя своих персонажей живыми чувствами, не нарушает грани сакрального. У ног святой художник помещает колесо с шипами, сама же дева держит в руках пальмовую ветвь и раскрытую книгу, что напрямую отражает в данном контексте ее роль воплощения учености. На картине же Париса Бордона св. Екатерина держит в руках золотую пальмовую ветвь и кольцо, являющееся аллюзией на уже упоминавшееся мистическое обручение, в силу чего в данном случае образ святой значительно в меньшей степени сопряжен с символикой мудрости, нежели у предыдущего живописца.

KATHERINE5

Андреа дель Сарто. Мадонна с Младенцем, св. Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем. 1510-е. Холст, масло. ГЭ.


KATHERINE6

Альвизе Виварини. Мадонна с младенцем, Марией Магдалиной, св. Екатериной и двумя святыми. 1490-е. Холст, масло. ГЭ.

Изображения св. Екатерины на картинах типа Sacra Conversazione дают почву для самых разных смысловых интерпретаций. Так, на полотне Андреа дель Сарто святая, находящаяся по левую руку от Мадонны и облокотившаяся на лежащее колесо с шипами, носит на мизинце правой руки кольцо, что в совокупности с направленным на нее взглядом Младенца Христа опять же дает отсылку к мистическому браку, не лишая, однако, образа св. Екатерины уже упоминавшейся роли персонификации мудрости. Между тем, еще более занятный пример являет нам картина Альвизе Виварини, изображающая Мадонну с Младенцем в окружении четырех святых, при этом, судя по всему, мучениц, так как все они держат в руках пальмовые ветви. В то же время, помещенная в левом краю холста святая была идентифицирована как Мария Магдалина, мученицей не являвшаяся. Хотя это наблюдение весьма любопытно, гораздо важнее то, что Мария Магдалина вместе со стоящей напротив нее св. Екатериной Александрийской символизируют ученость и покаяние. Такое сочетание и взаимодополнение святых нередко встречается в Святом собеседовании. Кроме того, картина Альвизе Виварини наглядно демонстрирует то, как важно порой знание атрибутов, сопутствующих тому или иному святому, для его идентификации.  Соответственно, о том, что в левом краю холста размещена именно св. Екатерина говорит нам обломок колеса, на который опирается дева, а также, очевидно, богато украшенная застежка ее плаща, выделяющая святую среди прочих персонажей.

KATHERINE7

Хуан Баутиста Маино. Явление Богоматери доминиканскому монаху в Сориано. 1630-е. Холст, масло. ГЭ.

Полотно испанского художника Хуана Баутиста Маино запечатлевает не часто встречающийся в изобразительном искусстве сюжет чудесного дарования Девой Марией в 1530 году братьям проповедникам из монастыря в Сориано (Южная Италия) образа св. Доминика (об этом событии ранее рассказывалось на нашем сайте). На картине изображены доминиканский монах (возможно, бр. Лоренцо) и Дева Мария в окружении св. Екатерины (на ее голове корона, а в руках картина со св. Домиником) и Марии Магдалины. Присутствие двух последних обусловлено не только обстоятельствами данного чуда, но и тем фактом, что они выступают покровительницами Ордена проповедников. Это в определенной мере следует из отведенной им в искусстве и уже упоминавшейся роли персонификаций покаяния и учености – важных для доминиканцев добродетелей.

На этом мы и закончим наше повествование. Разумеется, приведенные примеры далеко не являются исчерпывающим отображением всех возможных вариаций иконографии св. Екатерины Александрийской, однако, хочется верить, читатель сможет на их основе составить общее представление о том, как живописцы воплощали  образ святой покровительницы нашего прихода в своих творениях.

А. Ванюшин

 

Оставьте комментарий