ОЖИДАНЬЕ ЧУДА И ЛЮБВИ (4)

Так, как увидел молодой жестянщик, который «с детства был хром, с неподвижным коленом и потому скитался по белу свету на костылях». И однажды в Сочельник «… перед его глазами предстал Ангел. – Не бойся, – проговорил Ангел. – Я принес тебе Благую Весть. Вставай побыстрей, оденься, возьми костыли и ступай в Вифлеем! Там ты увидишь Господа нашего Христа, пусть будет вечно прославлено Его имя! – Жестянщик подивился явлению Ангела и поблагодарил за Благую весть. В Вифлееме, заметил он робко, бывать ему не доводилось, Ангел проводит его туда? – Нет, ответил Ангел, ему нужно поспеть еще к другим людям, чтобы те тоже пришли к хлеву, где находится Божественный Младенец. Но жестянщику будет светить Рождественская звезда, с ее помощью он отыщет дорогу…

Возле вифлеемского хлева собралось много народу, сотня, а то и две… И всё время кто-то подходил еще: горожане и крестьяне, купцы и ремесленники … можно было их всех разглядеть, богатых и бедных, молодых и старых, простых и знатных. Его сиятельство, граф фон Вальдштайн с дочкой и племянником стоял рядом с пивоваром из Шимсдорфа и выжившим из ума трясущимся нищим…»
(О. Пройслер. Костыли // Праздник Рождества, БЕТА-Сервис, 1998.)

Может быть, Ангелы так упорно зовут всех идти в Вифлеем, потому что знают – у яслей Младенца люди смогут хоть на миг узреть то, что сулит нам второе пришествие Христа, и о чем Бог рассказал еще в давние времена, нарисовав вот эту прекрасную картину:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком … и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. … и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Ис 11:6-9)

* * *

Пастырское слово на второе воскресенье Адвента:

На этой неделе пророк Исайя дает нам нового провожатого – Иоанна Крестителя, которого называет «гласом вопиющего в пустыне»: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.» (Мк. 1,3)

Иоанн призывает нас прежде всего к метанойе – перемене ума и образа действий: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф 3,2). Никого не радует мысль, что он далек от совершенства. Быть таким больно. Страх и тревога возникают при мысли, что надо оставить удобную протоптанную дорогу и начать жить заново. Но другой возможности нет. Чтобы дойти до цели, важно не качество дороги, а направление, в котором она ведет. Наша цель—небо. Время проходит очень быстро, людей поглощают мир и его заботы – и тогда можно забыть о цели и смысле жизни.

Адвент – настоятельный призыв к обращению. Тем, кто живет заботами мира сего, Адвент показывает, что они не стоят того, чтобы тратить на них жизнь. Тем, кто не может найти смысл жизни, Адвент предлагает созидать Царствие Божие – дело, которое принадлежит вечности. Слова Иоанна «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»—призыв спросить себя о смысле жизни. Если мы знаем этот смысл, знаем, как прожить сегодняшний день, тогда мы смело можем благодарить Бога, потому что делаем то, к чему призывает Иоанн Креститель. Если же смысл сегодняшнего дня нам неясен, равно как и смысл нашей жизни, то самое время воззвать к Богу, чтобы Он освободил нас от тьмы и послал душе Свой свет, даже такой неяркий, как у адвентской свечи. И пусть этот свет покажет нам бессмысленность греха и ценность евангельской дороги жизни.

* * *

Стоянка четвертая

На сей раз мы достанем из нашего рюкзака целых две книжки.

Одна из них – «Ослик. Рождественская сказка» Р. Гефтман. Звали ослика Иссахар и его прапрапрабабушкой была та самая отважная ослица пророка Валаама – чтобы вознаградить ее за стойкость, «Бог обещал ей, что один из её потомков будет ослом Мессии».

geftman

Как вы уже поняли, этот потомок и есть ослик Иссахар, и он поведал нам, как добирались до Вифлеема Дева Мария и Иосиф:

«Вначале дорога была приятной, но постепенно она становилась всё более тяжелой и утомительной. Мы увязали в сыпучих песках пустыни, карабкались по гористым склонам, к тому же время от времени на нас обрушивались неистовые порывы ветра и дождя. Когда через неделю мы, наконец, добрались до Вифлеема, силы наши иссякли, и мы могли думать только об одном: где найти пристанище и ночлег? Увы! Ни в одном доме, ни на одном дворе места для нас не нашлось. Я смотрел на Марию и видел, как Ее милое лицо всё больше бледнеет от усталости, я смотрел на Иосифа и видел, что он все больше краснеет от волнения за Марию. Итак, я понял, что наступил мой черед заняться делом.

Надеюсь, вы не забыли, что семейство Хамораим, к которому я принадлежу, – одно из самых знатных и почитаемых среди ослов Вифлеема. Довольно скоро мне удалось разыскать престарелого осла, близкого друга моего покойного папаши, он-то и привел нас в весьма укромное место – стойло холостого быка, с которым я разговорился и быстро нашел общий язык. Нередко у животных сердце оказывается гораздо чувствительней, чем у людей.

Место было скромным, но зато чистым и уединенным. Мария и Иосиф расположились в своем углу, а я в противоположном – на одной стороне с быком, там, где находились ясли. Как только мы устроились, я сразу погрузился в глубокий сон».

* * *

А вот другая книжка – «Страшный милый волк» Ж. Бинд и М. Дерийё, в которой тоже рассказана история, приключившаяся накануне Рождества, как раз про одну из забот мира сего, простую и повседневную: «Папа, мы есть хотим, – пожаловались малыши. – Ничего не поделаешь, пришлось папа Волку вылезти из-под одеяла. А-а-ар-р-р-р – зевнул он и потянулся. – Хорошо, попробую добыть вам чего-нибудь съестного».

wolk

Как добывает еду волк, всем хорошо известно, но в ночь, когда рождается Божественный Младенец, так близко Небо, где «…побеждающий наследует все … и где великий город, святый Иерусалим … не имеет нужды ни в солнце, ни в луне … ибо слава Божия осветила его, и светильник его—Агнец. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Откр 21:23, 26, 27).

И эта немыслимая близость Неба дает сотворенному Богом живому существу разум и силы поступать иначе, чем он привык. И тогда папа Волк не убивает ни Зайца, ни Козу, ни Оленя Санта Клауса, потому что ему дано понять, что у них одни и те же нужды – голодные дети, старенькая мама, которой нужны дрова, чтобы согреться, и подарки под ёлку – разве можно оставить без них малышей?

И надо ли говорить, что дети его в эту ночь не остались голодными? И что богатой свежеиспеченной хлебной и пирожной добычей, которой он набил свой мешок в деревенской булочной, оставив сбежавшему хозяину сколько нужно монет (ведь он не вор и не разбойник!), он поделился на обратном пути с теми, кого не лишил жизни?

Ну, а дома: «Малыши восхищенно смотрели на отца: – Ты съел пекаря, папа? – Конечно, – важно ответил он. – Я же злой и страшный Волк, не так ли? – Да, и страшно милый, тихо прошептала мама Волчиха и с любовью посмотрела на мужа». Она всё поняла правильно и сумеет потом рассказать малышам то, о чем постеснялся говорить папа Волк, как это бывает в подобных случаях, смущенный своей неожиданной добротой.

Благодарим издательство «Волшебный фонарь», которое разрешило нам опубликовать отрывок из книги Р. Гефтман «Ослик. Рождественская сказка».

Текст А. Годинер
Проповедь Р. Ценжковски ОП

Оставьте комментарий