Св. Иоанн Креста

Дон Гонсалдо умер, когда дети были совсем маленькие. Хуан вырос в Медина дель Кампо в крайней нужде, Каталине пришлось просить милостыню, чтобы кормить семью.

Юношей он работает в госпитале, обучается в коллегии иезуитов.

В 21 год он поступает в новициат ордена кармелитов в Медина дель Кампо. Хуан ищет способ реализации созерцательного и марийного призвания.

Через год, принеся первые обеты и приняв имя Иоанна св. Матфея , он отправляется в Саламанку, изучать в университете философию и тбогословие. К этому времени относится кризис, который он испытывает в кармелитском ордене, не отвечающем его устремлениям к жизни в молитве и покаянии. Юный монах даже размышляет о переходе к картезианцам, где надеется найти более строгую созерцательную жизнь. Но у Бога был другой замысел. Он посылает монаху встречу, которая изменила его жизнь. Св. Тереза Иисуса убедила его, что он лучше послужит Христу, если вернёт кармелитов к первоначальному уставу.

Проходит год, и в 1568 Иоанна рукополагают в священники. В том же году, 28 ноября, вместе с двумя единомышленниками он приносит в Дуруэло обет следования первоначальному Уставу, положив тем начало реформе мужской ветви ордена кармелитов. Отныне его зовут Иоанн Креста.

В Дуруэло братья проводят жизнь усиленной  молитвы, апостольской деятельности, аскезы и покаяния. Иоанн Креста писал, что все видения и откровения, сколько бы их ни было, не стоят и одного смиренного поступка. Он всегда предостерегал от увлечения видениями, откровениями, слышанием голосов, поскольку человек подвержен опасности впасть в заблуждение и во всяком случае задерживается на пути единения с Христом, если придает этим вещам особую важность.  Смирение, стремление пострадать за Христа – его жизнь полна ими. Так же, как и молитвой, видениями и откровениями. Во всём и прежде всего монах ищет Христа, убежденный, что Бог, и только Он Один, придает ценность и красоту любому деянию, «поскольку где не познается Бог, не познается ничего».

Любовь брата Иоанна к Распятому нашла отражение в его любви к изображению креста. Он сам вырезает кресты для маленького домика в Дуруэло. Св. Тереза была поражена духом, который там веял с помощью Бога. Её, посетившую братьев, поразило количество крестов, размещённых повсюду. Св. Тереза пишет: «Я никогда не могла забыть маленький деревянный крест, висевший над чашей со святой водой, на котором было приклеено бумажное изображение Христа. Он подходил для молитвы больше, чем самое прекрасное произведение искусства».

Эти простые кресты соответствовали тому, что он позже напишет о почитании изображений: что драгоценный материал и художественное изображение могут быть опасны, потому что через них можно легко уклониться от самого главного – от духа молитвы и пути единения с Богом.

С 1572 года Иоанн живет в Авиле, исполняя обязанности исповедника при монастыре Воплощения. Будущий святой получает опыт духовного руководителя, мистагога. Здесь же его ждёт испытание. Противников реформы было очень много, прежде всего, в самом ордене. И ночью в декабре 1577 года его хватают и везут в Толедо, где бросают в тюрьму в монастыре Богоматери Толедской  (самом известном в Кастилии монастыре нереформированной ветви ) как бунтовщика. Нечеловеческое обращение (св. Тереза Иисуса писала: «Лучше бы он попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней»), голод, избиения. Он страдает физически, психически, морально. Но тот, кто единственную свою опору искал в кресте, не сломался. Иоанн не отрёкся от реформы. Девять месяцев провел будущий святой в тюрьме, не имея возможности совершать Евхаристию, читая свой бревиарий – единственную книгу, которую он успел взять, когда его схватили, – при скудном свете из щели под потолком, молясь и созерцая. Итог его заключения – «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Источник», «При реках вавилонских». Получив от тюремщика карандаш и бумагу, Иоанн принялся записывать сочинённое им во тьме – духовной или физической?

Брат Иоанн переживает свою тёмную ночь. «Не ищи других причин, претерпевая одно из искушений, – пишет он в одном из своих поучений, – думай только, что все это послано Богом. А там, где нет любви, принеси свою любовь сам и добудешь любовь».

Никакая человеческая сила не могла разлучить Иоанна с Богом. Сам Господь мог удалиться от него:

Где скрылся ты, Любимый,
Меня в слезах оставив?

Но не убоявшимся тёмной ночи и покорно вступившим в неё Господь Сам становится проводником:

О ночь, что провожатой мне служила!
О ночь, нежней рассвета!
О ночь, соединившая
Любимую с Любимым,
Преобразившая Невесту в Жениха!

Испытание в Толедо было великим испытанием Креста, Иоанн пережил Богооставленность, но в ней и заключалось единение с Распятым. Он часто говорил впоследствии, обращаясь к своим духовным дочерям: «…Дочь моя, не требуй ничего иного, кроме Креста, и при этом без утешения, ибо в этом и есть совершенство».

Через девять месяцев страдания Иоанн Креста решается бежать. Когда он постучал в дверь монастыря босоногих кармелиток в Пуэрто де Камброн, брат Иоанн был так слаб и истощён, что едва мог говорить. С собой у него была тетрадь с текстами, которые до сих пор питают духовную жизнь многих и многих людей, монахов и мирян.

Позднейший период жизни св. Иоанна Креста довольно благополучен. В 1582 году он становится настоятелем монастыря Святых мучеников в Гранаде. Там пишет или завершает свои трактаты, пишет письма своим духовным дочерям – босым кармелиткам.

В Сеговии ему было даровано видение. Иисус с Распятия обратился к нему: «Чего ты хочешь от Меня за свою службу?» – «Дай мне пострадать за Тебя». Бог ответил на его просьбу.

Св. Иоанн писал: «Я только хочу, чтобы смерть нашла меня в уединённом месте, вдали от всякого общения с людьми, без братьев, которых я должен был бы наставлять, без радости, которая могла бы меня утешить, настигнутый всеми скорбями и болью. Я бы хотел, чтобы Бог испытал меня как Своего раба, после того как так часто испытывал выносливость моего характера в работе. Я бы хотел, чтобы Он настиг меня в болезни, как Он искушал меня здоровьем и силой. Я бы хотел, чтобы Он послал мне искушение позором, как Он подверг меня соблазну добрым именем, которым я пользовался даже у моих врагов. Господи, соблаговоли увенчать мученичеством главу Твоего недостойного слуги…»

Господь ответил на его молитву.

Последние месяцы жизни снова приносят ему страдания, моральные и физические. Святой – любой святой – крайне неудобная фигура для власть имущих, для начальства. 30 мая 1591 года открылся капитул босоногих кармелитов в Мадриде. Иоанн Креста знал, чем это закончится для него. Новый провинциал Николас Дориа желал переделать всё, сделанное св. Терезой. Брат Иоанн как бунтовщик (да-да, опять!) освобождён от должности настоятеля. Ему не дали никакого поста и выслали в Пенуэлу; начались гонения на сестер-кармелиток, которых допрашивали, стремясь собрать материал против их духовника, искали повод удалить его из ордена. Болезнь – его тело покрылось язвами, причиняющими ему страшное страдание, – заставила монаха покинуть  Пенуэлу и перебраться в Убеду. Приор монастыря – его ожесточенный противник. Святой получает в полной мере то, чего жаждет: быть презираемым и оскорбляемым.

14 декабря 1591 г. Иоанн Креста умирает.

Этот маленький брат (св. Тереза Иисуса, когда познакомилась с ним, а св. Иоанн пришел к ней со своим другом, так же, как и он, стремящимся к совершенной жизни, воскликнула: «Теперь у меня есть полтора монаха!» – так отреагировала она на невысокого Иоанна) стал провожатым для тех, кто стремится к единению с Богом; он известен как прозаик и поэт, писавший на кастильском языке, как богослов и мистик, Учитель Церкви и духовный наставник.

В ночи неизреченной,
сжигаема любовью и тоскою –
о жребий мой блаженный!-
я вышла стороною,
когда мой дом исполнился покоя.

В ночи благословенной
я лестницей спешила потайною –
о жребий мой блаженный!-
плененная тобою,
когда мой дом исполнился покоя.

Ночною тьмой хранима,
таясь, я никого не повстречала,
и я была незрима,
а путь мне освещала
любовь, что в сердце у меня пылала.

Любовь сия – светлее,
чем солнце в полдень, – путь мне озаряла.
Я шла, ведома ею,
к тому, кого я знала,
в безлюдный край, где встречи ожидала.

О ночь, нежней рассвета!
О ночь, что провожатой мне служила!
О ночь благая эта,
что с Милым обручила,
невесту в Жениха преобразила!

И в сердце, что незримо
лишь для него цветенье сберегало,
лежал он недвижимо,
и я его ласкала.
нам кедра ветвь прохладу даровала.

Там, под зубчатой сенью,

его волос касалась я несмело,
а ветра дуновенье
крылом меня задело
и чувствам всем умолкнуть повелело.

В тиши, в самозабвенье
я над своим Возлюбленным склонилась,
и все ушло. Мученье,
которым я томилась,
средь лилий белоснежных растворилось.

(Темная ночь души)

Н. Бакина

 

Оставьте комментарий