Господь – наш свет и спасение

Израиль столетиями ожидал прихода Господа в Его Храм, находившийся в Иерусалиме. Пророки видели это в своих видениях. И в то же время, Израиль боялся этого дня, понимая, что он станет днем суда над всеми, кто нарушает Божий Закон. Потому и пророк Малахия спрашивает: «кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»

Это долгое время ожидания встречи с Богом, Его прихода и Его пребывания среди Израиля заканчивается, а связанные с ним обетования — исполняются в тот момент, когда Мария с Иосифом, повинуясь Закону Моисееву, приносят в Храм своего первородного Сына, чтобы посвятить Его Богу. Толпы людей, собравшиеся в Храме, не обращают внимания на эту бедную молодую пару. Но среди них есть и те, кто годами ждал именно этого момента. Старец Симеон видит глазами веры Славу Израиля, входящую в храм, а 84-летняя Анна убеждает всех вокруг, что этот Младенец – именно Тот, Кого они ожидали, Тот, Кто принесет избавление Израилю. Так старый Израиль (даже по возрасту своих представителей) встречается с новым Израилем (Церковью) в лице молодой Семьи из Назарета, причем встречается, ликуя от радости. Прославляет Бога, видя, что в этом, принесенном в Храм, Младенце исполняется его многовековая миссия, что в Нем все народы земли получат спасение и свет жизни, как  Господь обещал Аврааму.

А Божий Сын приходит в Свой Храм и к своему избранному народу не в виде испепеляющего судного огня,  а в слабости маленького Ребенка, чтобы самому, как человеку и от имени каждого человека, повиноваться в послушании Отцу, которому мы, люди,  оказались непослушны. Это послушание, как предвещает Симеон, приведет Его на Крест, на котором,  став за нас проклятием, Он искупит нашу вину и окончательно откроет нам врата жизни. Видя все это, Симеон не боится больше смерти – он готов принят ее, зная, что войдет не во тьму, а в свет, в жизнь. В Иисусе он уже увидел милосердное лицо Отца. Эту же самую веру выражают наши зажженные свечи, которые мы держим в руках во время Литургии в этот день.

Праздник Сретения Господня стал в последнее время в Католической Церкви днем посвященной Богу жизни, когда мы особым образом молимся о святости священников, монашествующих и членов так называемых институтов посвященной жизни. Этот призыв к общей молитве всей Церкви и такая особая молитва за людей, посвятивших свою жизнь Богу, очень важны, поскольку мы часто соблазняемся именно этими людьми. В наших представлениях они должны быть близки к совершенству, недостижимому для обычных людей, быть воплощением христианских идеалов, победившим все искушения и не ведающим, что такое слабость и падение. И нам очень трудно принять после более близкого знакомства с этими людьми, что они – такие же люди, как мы, со своими человеческими недостатками, привычками, ранами, слабостями и … грехами, они могут быть раздражительны, обидчивы, невнимательны, как и все остальные, могут небрежно молиться, впадать в уныние и депрессию, способны совершать и более тяжкие грехи. Нередко эти люди, зная лучше других, к чему они призваны, соблазняются самими собой. И все же, именно в эти глиняные сосуды Господь поместил свое сокровище. Таким «глиняным сосудом» здесь на земле был и Он сам: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф 11,19); «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф 27, 42-43).

Смысла жизни монахини или священника невозможно понять, если мы не смотрим на их жизнь глазами веры, т.е. глазами самого Бога. Это касается и жизни тех людей, кого мы встречаем в чтении сегодняшнего Евангелия в Иерусалимском Храме вместе с Иисусом. Иосиф, молодой человек лет 20-ти, опекает свою законную жену, с которой живет в т.н. «белом браке», и воспитывает ребенка, который происходит не от него, а от … Бога. Мария, будучи Девой, зачинает Сына самого Бога одним согласием своей воли, а потом всем своим сердцем и жизнью разделяет Его судьбу и Его миссию. Симеон живет в полном послушании Божьему слову, и единственное, что может дать ему радость на этой земле – это увидеть Божье спасение для Израиля, которого он жаждет все сильнее. Анна, которая в 22 – 24 года стала вдовой, могла еще вступить в брак и прожить жизнь, как все остальные. Но уже 60 лет она живет без семьи, без близости с мужчиной, в бедности (как почти все вдовы в то время), отказывая себе во многих удовольствиях (постясь), посвящая большую часть времени общению с Богом (молитве), в ожидании, что Бог исполнит свои обетования.

Такого образа жизни этот мир не понимает, такая жизнь не имеет для него никакой ценности, не приносит, как кажется, никому никакой пользы, но именно она необходима миру, как воздух. И особенно в такие светлые моменты, когда Дух Святой (как Симеону и Анне) открывает им славу Божью на лице Христа, жизнь этих людей переполняется особой радостью, которой не могут вместить другие, даже очень набожные люди, приходящие в Храм.

Такие люди, посвятившие свою жизнь Богу, самим своим присутствием показывают, что жизнь Израиля, Церкви, каждого человека пуста, когда нет в ней Жениха (Христа), как пуста и безрадостна жизнь вдовы, или тех, кто еще не вступил в брак. Такие люди в своих сердцах сохраняют жажду Бога и ожидание Возлюбленного и своей неутолимой тоской по Нему призывают Его пришествие в этот мир. Они разделяют с Ним до конца Его жизнь и судьбу, а Он с ними – Свою. В них Он сам присутствует среди своего народа, возвещает  Благую Весть о любви Отца, склоняется над больными, выслушивает одиноких, утешает отчаявшихся, молится за них Отцу, отпускает грехи, исцеляет и освобождает от зла. В них Он встречается  со всеми проблемами и радостями повседневной жизни, в них прощает обидчиков, испытывает слабости, болеет, страдает от одиночества, равнодушия окружающих, их презрения.  В них сам Господь отвержен этим миром, осужден, в них Он приговорен, в них Он пригвожден ко Кресту, в них умирает и воскресает в жизнь вечную. И только потому, что Он разделил с этими людьми их человеческую жизнь до конца, а они до конца разделяют жизнь со своими братьями по вере, вместе со всеми ее искушениями и страданиями, очищаемые и преображаемые Господом в течение всей своей жизни, они могут стать знаком надежды для других, светом, указывающим путь к Богу.

Каждый грешник может уверовать в то, что его Бог любит так же и способен наполнить его Собой и Своей Любовью, в то, что он сможет победить страх смерти, обрести радость и покой и ликовать, подобно Симеону и Анне, увидевшим свет спасения, озаривший их жизнь.

К. Буяк OP

Оставьте комментарий