Новогодние каникулы в Елизаветино

Вот уже много лет перед прихожанами нашего храма распахивает свои гостеприимные двери уютный дом в деревне Авколево, что находится недалеко от станции Елизаветино. Здесь проходили и супружеские реколекции и молодёжные встречи, дети не один раз проводили здесь каникулы.

И вот возникла идея выезда семьями. За несколько месяцев эта мысль оформилась, окрепла, обросла конкретными предложениями и оформленным списком участников, который корректировался аж до кануна отъезда. Но, как показала практика, поехали именно те, кто должен быть поехать – компания получилась очень душевная и сплоченная: отец Здислав; Женя и Кристиан Бёттгер с Алиной и Ксенией; Наташа и Дмитрий Вергей с Настей; Вячеслав с Ириной плюс Ярослав, Ева и Эмилия (для близких и всех нас просто Милка); Александра, Игорь с Софией, Ванечкой и Серафимой; Наталья и Владимир Баскалов; Оксана Волос с Артёмом; Вера, Аня и Матвей Поздеевы. А так же брат Казимир – если он не присутствовал зримо, то мы всегда ощущали тепло от его заботы – ведь именно он, поднимаясь глубокой ночью (ибо свет и заря появлялись не раньше 10 часов утра), заботливо протапливал весь дом.

Чем было замечательно это новогодние приключение? Прежде всего тем, что наглядно продемонстрировало, как жизнь вносит свои коррективы в наши стройные планы. Как красиво было в теории: все приехали, дежурства по кухне назначили, если кто-то не готовит, тот занимается детьми. На самом деле получалось гораздо интереснее и увлекательнее. Главным по детям (после них самих) негласно оказался отец Здислав – он мужественно не пропустил ни одной прогулки с нашей дружной компанией. Причём каждый раз водил новыми неизведанными путями по лесам и по долам. А нестройность наших рядов была вызвана небольшой локальной эпидемией, которая буквально на сутки исключала возможность одного или двух членов коллектива участвовать в культурной или общественно-полезной жизни. Но, слава Богу, зараза миновала всех детей, а уж с хлопотными обязанностями мы справлялись оставшимися руками.

Эти 5 зимних дня принесли много впечатлений и удивительных открытий. Вы знаете, что современные дети могут целыми днями обходиться без телевизора, интернета и новомодных гаджетов? Что они с упоением слушают сказки и играют в настольные игры? Что можно жить без торговых центров и кинотеатров? Что каши в 5 литровой ёмкости мультиварки хватает, чтобы накормить завтраком 25 людей? Что для веселья в большой компании не надо ни грамма алкоголя?

Это были волшебные дни. Каждому нашлось своё место, своё занятие. Женя с Кристианом оказались прирождёнными массовиками-затейниками – каждый вечер мы засиживались далеко за полночь, увлечённо заканчивая партию очередной настольной игры. Они вовлекали в это занятие не только взрослых, но и всех детей от мала до велика (если первые только раскладывали причудливые пасьянсы из карточек и надевали цветные фишки на пальцы, то вторые сражались в ночных баталиях наравне со взрослыми).

kanikuly1

Были люди, незаменимые во время мессы (помимо святого отца). Наташа Вергей – со своим ангельским голосом и непревзойдённым организаторским талантом смогла превратить наши вокальные экзерсисы в подобие хора. Кроме того, как бывалый человек, она умело сдирижировала процедуру готовки и была путеводной звездой на первых прогулках – рассказала обо всех опасностях и интересностях в облюбованном нами населённом пункте. Они с мужем и дочкой уехали через два дня, но незримое присутствие мы ощущали до конца: в отрепетированной с диктофонной записи песни вечерней молитвы, в предусмотрительно оставленных красках с кисточками. Но главное – в открытом нам секрете зажигания газовых комфорок на местной плите.

После отъезда Александры с супругом Игорем на мессах стало тихо и безлюдно: ни один из пяти членов этой семьи не пропустил ни одной службы, ни одной молитвы. Естественно, когда они уехали, стало тихо и немного печально – уж очень много света и радости они с собой несли. В самый последний день ощутима была утрата второго министранта – Владимира, который прихватил с собой и отца Здислава. Но наполненность литургии не оскудела – спасибо брату Казимиру и всем детям – за их искренние и горячие молитвы.

С любовью и благодарностью хочется вспомнить о хранителях очага этого гостеприимного дома. Прежде всего – о брате Казимире. Он дарил нам тепло – в прямом и переносном смысле, он кудесничал с камином в подвале и дети, как зачарованные, могли просто сидеть и смотреть на этот огонь. Моральную и посильную технологическую помощь на кухне – как виртуозно он чистил, резал и крошил овощи! Сколько нюансов работы мультиварки он знал! Какими интригующими и захватывающими были его рассказы! В сотни раз интереснее телевизора, извините за сравнение. По вечерам он выступал в роли передачи «Спокойной ночи, малыши» и читал сказки. Да как читал! Для детей самым страшным наказанием было лишиться этого удовольствия. Хотя до шантажа «не съешь ужин, не будет сказки» никто из родителей не опускался – это было бы лишним, ибо ужины (равно как и прочие приёмы пищи) поглощались без лишних уговоров. А ещё он, как и вся его семья, необычайно музыкален. Они привезли с собой маленькую флейту, гитару и барабанчик. У всех у них, конечно, есть профессиональные наименования, но я запомнила только «укулеле» — слово уж больно красивое.Помимо импровизированных домашних концертов, Вячеслав устраивал мастер-классы игры на этих миниатюрных копиях музыкальных инструментов.

kanikuly2

Так же наша культурная жизнь была украшена театральной постановкой и блистательной игрой детей, особенно сёстёр Бёттгер – спасибо второй Наталье за её труд и этот режиссёрский дебют. Как она сказала в первый вечер, что мечтает поставить пьесу, так и сделала. Наверно, это единственное, что осталось незыблемым в наших планах.

Что ещё запомнилось? Вкуснейший хлеб, за которым мы не ленились каждый день ездить в Гатчину – его съедали, как отдельное блюдо, с солью и чесноком – настолько он был вкусен. Только что родившиеся ёлочки – как дикий городской житель я наивно полагала, что они появляются на свет уже украшенные шарами и мишурой с гирляндами.

kanikuly3

А самое главное – я научилась терпимо и снисходительно относиться к чужим детям. Когда капризничает свой ребёнок, его можно поругать или наказать (когда добрых слов уже не находится). Но ведь не будешь так поступать с чужими детьми? Вот и учились мы принимать их, несмотря ни на что и любить такими, какие они есть. Поэтому через призму толерантности и понимания изменилось и отношение к родным чадам.

В. Поздеева

Оставьте комментарий