Проповедь о. Джузеппе Гиберти

Сегодня мы почитаем память мученической кончины Св. Иоанна Крестителя: он своей проповедью, крещением в воде, своим мужественным свидетельством и смертью подготовил путь для Иисуса. Уже первые христиане воспринимали путь Предтечи как предвозвещение пути Иисуса: Предтеча не только в словах, но и в деяниях. До него и другие свидетели страдали за истину, особое место среди них занимает пророк Иеремия, чьи пророчество мы слышали в первом чтении.

Однако сегодня кажется, будто бы обстоятельства жизни пророка и евангельское повествование немного противоречат друг другу. Иеремии Господь обещает: «Они не превозмогут тебя», а в случае с Иоанном Крестителем (и тем более, с Иисусом) эти слова не исполнились. Да и у пророка Иеремии, как мы знаем, на самом деле, было все иначе: ему всячески противодействовали, нападали на него и, в итоге, он стал мучеником.

Несмотря на это, слова «Я с тобою, чтобы избавлять тебя», важны; мы верим, что они реализовались, пусть и таинственным образом, именно в деянии Божием: для пророка, для Иоанна Крестителя – и тем более для Иисуса! «Я с тобою!» — Господь повторяет сегодня и нам, на этом покоится наша уверенность, залог не эфемерного успеха.

Если мы посмотрим на Плащаницу, то «контраст» между обетованием и исполнением не ослабевает: на ней мы видим очевидное свидетельство страданий и смерти. Разве, глядя на последствия пыток и очень жестокой смерти, можно говорить о спасении?

Тем не менее, для пророка, для Иоанна Крестителя и, особенно, для Иисуса: «Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое», — по словам Псалмопевца. Иисус поистине жил упованием и Ему было угодно проявлять надежду. Лик, глядящий на нас с Плащаницы, сияет, пусть и в страдании, безграничным спокойствием, изливает глубокое умиротворение.

Этот пример важен и для наших личных обстоятельств, для жизни церквей, народов.  Хотя мы пребываем во зле, весь мир пребывает во зле, в конце восторжествует спасение.

Даже после того, как окончание нашего опыта на земле опечатает могильный камень. Свидетелям веры приходилось очень плохо, но случай Иисуса – не поражение, хотя времена Бога – не наши времена. Давайте молиться перед Плащаницей вместе со сладчайшей Матерью Иисуса: несмотря на безграничную скорбь, она никогда не теряла доверия, никого не проклинала, а лишь любила, надеялась, ожидая наступления времени Божия.

Прислушаемся к размышлению Папы Святого Иоанна Павла II, прозвучавшему у Плащаницы 24 мая 1998 г.:

«Плащаница – образ молчания… не просто молчания смерти, но и мужественного и плодотворного молчания преодоления эфемерного благодаря всецелому погружению в вечное настоящее Бога… Эта икона Христа, оставленного в трагической торжественности смерти, … призывает приблизиться к сердцу тайны жизни и смерти, чтобы открыть переданную нам в ней великую и утешительную весть. Плащаница представляет Иисуса в момент наивысшего бессилия и напоминает нам, что в преодолении этой смерти заключено спасение всего мира».

Двенадцать лет спустя Папа Бенедикт XVI, обратился к нам со следующими словами:

«Самая темная тайна веры и, одновременно, самое сияющее знамение, не имеющее границ. Великая Суббота – «нейтральная полоса» между смертью и воскресением, но на эту «нейтральную полосу» ступил Один, Единственный, и пересек ее со знаками Своего Страдания за человека. И Плащаница нам четко рассказывает об этом моменте, точно свидетельствует об этом уникальном и неповторимом интервале истории человечества и вселенной, когда Бог, в Иисусе Христе, разделил с нами не только опыт умирания, но и наше состояние после смерти. Самая радикальная солидарность. В это «время-вне-времени» Иисус Христос «сошел в ад». Что означает это выражение? Оно означает, что Бог, став человеком, дошел до крайности – до входа в наивысшее и абсолютное одиночество человека, куда не проникает ни один луч любви, где царит полная оставленность без какого-либо слова утешения: «ад». Иисус Христос, пребывая в смерти, вышел из врат последнего одиночества, чтобы помочь и нам выйти вместе с Ним».

Оставьте комментарий