Ко дню иудаизма (2)

Почитаем дальше ханукальные рассказы Исаака Башевиса Зингера? Но сначала вернёмся в Иерусалим, освобождённый Маккавеями. Какими они были, эти первые часы мирной жизни? «Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены, и разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу». (1Макк 4: 36-40).

В годину бедствий может ли не померкнуть свет в глазах? И ведь нередко кажется, хоть на мгновение, что это — навсегда. Найдётся ли человек, которому не доводилось пережить это на опыте собственных страданий, какой бы величины они ни были? Особенно, если беда приходит в Божий праздник, как это случилось с Янкеле из Витебска?

«Я был ребенком, когда царь Николай I издал указ, по которому разрешалось еврейских мальчиков забирать от родителей, а как подрастут – отдавать в солдаты. Что творилось – и не описать! … схватят ребенка и увозят прочь, подальше от дома, иной раз аж в Сибирь. В армию сразу не призывали. Поначалу отдавали в крестьянскую семью, где мальчонка и рос, а как подходил возраст, тут уж и забирали в солдаты. … к нам в дом посреди ночи ворвались два казака, схватили меня и потащили за собой. Мать моя упала в обморок. Отец пытался меня отстоять, да казак такую ему оплеуху закатил, два зуба выбил. Было это во второй вечер Хануки».

Тьма сгустилась над ним от неправедных действий людей, предпринятых под видом необходимости, чтобы заставить его быть не самим собой, а кем-то другим. Куда в таком горе обратить взор человеку, чтобы пришла «победа от Господа»? (Притч 21:31).

Из проповеди: «В честь этой победы, о чём записано в 1-й книге Маккавейской (4: 56-59), было велено каждый год, начиная с 25 кислева, в течение восьми дней радоваться и возвещать о произошедших событиях. С числом 25 связано также название Ханука, которое можно перевести как «освящение», а можно разделить на два слова: «хану» — «остановились» и «ках» — 25-го. С этим Праздником связано чудесное событие: после победы над греками «героем» стал сосуд с елеем (оливковым маслом). Войдя в Храм, Маккавеи нашли один запечатанный сосуд с маслом. Надо сказать, что для восстановления богослужения в Храме надо было обязательно зажечь Менору, большой семисвечник, куда можно было наливать только особое масло, хранящееся в сосудах с печатью Первосвященника. Если же сосуд был открыт или печать сломана, то масло нельзя было использовать».

Не в сердце ли человека хранится тот самый запечатанный сосуд с чистым, освящённым маслом Божьего слова? Как не дать разбить его урагану, перевернувшему жизнь? Янкеле принял решение: «Раз забрали меня на Хануку, то я и решил отмечать этот праздник, хотя бы это и стоило мне жизни. Еврейского календаря у меня не было, однако я помнил, что Ханука бывает где-то в Рождество – пораньше или попозже. Посреди ночи я просыпался и выходил во двор. Поблизости от амбара рос старый дуб. В ствол его когда-то попала молния, и получилось огромное дупло. Я забирался туда, зажигал лучину и произносил благословение». Так было много-много лет, пока он служил в солдатах, и однажды в Хануку он бежал — и добрался до родного дома, застал в живых всех, кроме своей девочки-невесты Рейзл, которая «умерла потому, что тосковала по нашему Янкеле, – вмешалась в разговор мама. – С того самого дня, как эти негодяи казаки его схватили, она и стала чахнуть. И умерла с именем Янкеле на устах. — Мама опять расплакалась, а отец сказал: – Прекрати. По закону положено благодарить Б-га не только за удачу, но и за все испытания, нам посланные». А потом, когда умерли родители, Янкеле побрёл по свету, и куда бы ни приходил, везде помогал больным и бедным, рассказывал историю своей жизни, о которой теперь узнали и мы: «порой иду я, и как накатит тоска – сворачиваю в лес и зажигаю ханукальные свечи, хоть до Хануки и далеко. Ночью стоит мне закрыть глаза – вижу я Рейзл. Юную, в белом свадебном платье, том самом, которое приготовили ей в приданое родители.

Она наливает в ханукальный светильник масло, а я лучиной поджигаю фитили. Иной раз всё небо – как ханукальная лампа, а звёзды, как лампадки. Рассказал я свой сон раввину, а он сказал: «Любовь идёт из души, а души источают свет». Я знаю, когда настанет мой час, на небесах меня будет ждать душа Рейзл. Ну что же, пора и спать. Доброй вам ночи и счастливой Хануки».Ханука в богадельне.

Пожелаешь лм такой судьбы, как у Янкеле, даже врагу? А пожелаешь ему хранить во что бы то ни стало чистейшее масло Божьего слова и его Свет? И увидеть на старости лет сон о будущей жизни в этом Свете? Как тут не вспомнить: «…милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!» (Пс 35:6)

Из проповеди: «Маккавеям удалось найти такой сосуд. В нём было масло, которого хватало на то, чтобы зажечь Менору на один день. И вот на этом масле Менора горела восемь дней, нужных, чтобы приготовить новую порцию. Мы можем спросить – ну и что это за великое чудо? Разве можно его сравнить с такими знаменательными событиями, как расступившееся Чермное море или падающая с неба манна? В иудейском календаре нет отдельных праздников в их честь. И в сравнении с этими чудесами масло, горящее один, пять или восемь дней, не производит большого впечатления. Однако сила ханукального чуда в его воздействии на потомков Маккавеев. Когда мы смотрим на то, что случилось, мы видим народ, бывший на грани полного упадка. Храм, который был для евреев средоточием их общности и объединял весь народ, стал языческим храмом. Законы, которые дал Бог, были отброшены, а их место заняли спортивные состязания, театральные представления и культ тела. Народ, избранный Господом для соблюдения Его заповедей, оказался на грани полной культурной ассимиляции, что было равносильно его исчезновению. И неожиданно совершилось чудо».

zinger

Исаак Башевис Зингер

Не таково ли главное в чуде – закрыть собой разверзшуюся пропасть, ведущую к гибели так, чтобы сердце повернулось к Богу и узрело свет Его славы, обновляющий не только народ, из которого произойдёт Мессия, но и всякого, кто находится в нужде и ждёт Его помощи, как это случилось в одной бедной семье:

«Произошло это в первый вечер Хануки. Как всегда снегу навалило, мороз стоял лютый, а тут еще и пурга. У Фалика в доме уже ни куска хлеба не осталось, только одна редкая вещица – ханукальный светильник старинной работы. Манес хотел продать светильник, однако Фалик сказал сыну: «Погоди, пока Ханука пройдет». На последние деньги Манес не хлеба купил, а масла и фитилей для ханукального светильника. Сестренки ныли, что хочется кушать … Фалик уже не вставал с постели, и Манес в первый вечер Хануки принес светильник отцу. Фалик произнёс благословение и зажёг первую лампадку. Затем, пропев «Твердыню времен», поцеловал детей. Тогда Манес отнёс ханукальный светильник в комнату и поставил, как положено, на подоконник. Дети сидели за столом голодные – ужинать-то было нечем. В доме холод. Всего год назад на Хануку Фалик раздал детям деньги, чтобы они поиграли в дрейдл, а Сара нажарила для всей семьи картофельных оладий. Теперь же всё словно мраком заволокло. Дети переглядывались, и в глазах у них был немой вопрос: «Откуда же придёт к нам помощь?».

И помощь пришла, как это водится во всех правдивых историях о чудесах, с той стороны, откуда её не ждали. Ханукальный светильник на подоконнике понравился знатному господину, помещику, и он зашёл в дом, чтобы купить его, но прежде «принялся расспрашивать Манеса, и тот рассказал ему о Хануке, о том, как в далёкой древности евреи сражались с греками на Земле Израиля. Рассказал он ему и о чуде с маслом для Меноры: когда война закончилась, масла оставалось всего на один день, но хватило его на восемь дней. Тут господин увидел на столе дрейдл и спросил: – А это что? Манес рассказал ему правила игры в дрейдл. Господин спросил: – А можно я с вами поиграю? – Ваше сиятельство, – сказал Манес, – наш отец болен. Мать умерла, и за душой у нас ни гроша. Господин сказал: – Я хочу предложить вам за этот чудесный светильник тысячу гульденов, да только всей суммы у меня при себе нет. Я вам дам пятьсот гульденов задатка, вот вы на эти деньги и сыграете».

Всякому, кто знаком с чудесами, ясно, что господин проиграл детям, не взял светильник, и как только вышел за дверь – исчез. Могло ли это, и правда, случиться? «Были в Билгорае и такие, кто в чудо не поверил: они утверждали, что это был настоящий помещик, мот и транжира, и ему пришла охота пошвыряться деньгами. Те, кто отрицает Б-га, всегда пытаются объяснить чудеса и видят в них, то самый обычный случай, то совпадение…». Но мы-то знаем, что сказал билгорайский раввин: «…когда Г-сподь совершает чудо, зачастую делает так, чтобы выглядело оно естественным». Господин.

Или совсем таким, как в Библии, когда дом полная чаша, да радость в нём редкая гостья, потому что у хозяев нет детей. И так уж повелось, что именно на Хануку приходит в поместье нищий, и ведёт он себя как раввин или учёный. Хозяйка просит его о молитве, а он и в ответ на просьбу говорит, что через год у неё родится сын, и назвать его надо Гершеле, как оленёнка, которого хозяева приютили на зиму. Кто же этот нищий, который так часто приносит добрые вести в рассказах о Хануке? «Пророк Илия, – ответил реб Бериш. – Илия всегда приносит добрые вести. Он никогда не является в образе ангела. Люди ослепли бы, увидев сияние ангельского света. Он всегда приходит в обличье нищего. Даже Мессия, как говорит Талмуд, явится в виде нищего, верхом на осле». Гершеле и Ханука.

И напоследок — несколько мыслей Исаака Башевиса Зингера о том, почему он так охотно пишет для детей:  «…дети не утратили веры в семью, ангелов, ведьм, гоблинов, логику, ясность изложения… Я не делаю различия между теми произведениями, которые пишу для взрослых, и теми, что сочиняю для детей. В них царит один и тот же дух, одинаковый интерес к сверхъестественному… Я верю, что Создатель вселенной имел план… Я верю в доброго Бога, а не в злого. Мы малы и ничтожны, Бог велик и милосерден».

Окончание следует…

Текст А. Годинер
Проповедь М. Возняк ОП

”забирать от родителей, а как подрастут – отдавать в солдаты” — речь идёт о кантонистах, так в 1805-1856 гг. назывались приписанные к военному ведомству несовершеннолетние солдатские сыновья, беспризорные, а иногда и дети неугодных властям людей. Евреи, согласно указу императора Николая I (от 26 августа 1827 г.) о введении для них натуральной воинской повинности, формально подлежали призыву с 12 лет, но правительство разрешало еврейскимобщинам пополнять число рекрутов малолетними, что приводило к злоупотреблениям. Всё это красочно описано в детской книге С. Григорьева «Берко-кантонист» (1927).12+

Оставьте комментарий