ЖИЗНЬ НАШИХ ПРИХОДОВ. Материалы для дискуссии

Архиепархия Божией Матери в Москве

 

ЖИЗНЬ НАШИХ ПРИХОДОВ

Материалы для дискуссии

 

ДЛЯ ЧЕГО ЭТИ МАТЕРИАЛЫ?

Эти тексты призваны помочь дискуссии, которая по приглашению архиепископа Павла будет проходить в приходах и других общинах нашей Архиепархии в этом Пастырском году. В рамках этого обсуждения все члены прихода — настоятели, викарии, монашествующие и миряне будут иметь возможность на новом уровне открыть для себя понимание того, что значит быть частью поместной Церкви в рамках конкретной приходской общины, увидеть, какие трудности и возможности стоят перед нашими общинами, и каким образом они могут развиваться в будущем.

ПОЧЕМУ ЭТО НУЖНО?

Конечная цель этих размышлений — укоренение и обновление наших приходов и общин в духе открытости, принятия людей и евангелизации. чтобы они как можно более отвечали главной цели, ради которой существуют: «Проповедовать Христа тем, кто далеко от Него, потому что это — первейшая задача и величайший вызов для Церкви» (ср. Папа Франциск, Evangelii gaudium, 15). Для этого необходимо, чтобы «устои, стиль, график дел, способ общения и все церковные структуры были бы подходящим руслом для евангелизации современного мира, а не для самосохранения» (там же, 27).

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Результаты этого обсуждения будут представлены на VI Всеепархиальной пастырской конференции, которая состоится в июне 2019 года. По итогам работы Конференции будут выработаны направления развития Архиепархии и её приходов на ближайшие годы.

КАК РАБОТАТЬ С ЭТИМИ МАТЕРИАЛАМИ?

Задача этой работы — не предложить заранее подготовленные ответы, а начать максимально открытую дискуссию, чтобы вместе попытаться ответить на вопросы:

Что у нас есть?

Как мы это оцениваем?

Что делать дальше?

Чем лично я могу помочь Церкви и моему приходу?

Наши приходы — очень разные, и в них есть разные возможности для обсуждения: где-то в воскресенье для разговора может собраться практически вся община, а в других местах дискуссия может проходить на многих площадках: в приходском совете, на собраниях молитвенных групп, на встречах постоянной катехизации, во время молодежных мероприятий. Важно постараться услышать голос всех, кому есть что сказать.

Задача — не устроить теоретическую дискуссию, но искренне говорить о том, что кажется наиболее важным именно для вашего прихода. Некоторые из вопросов могут показаться неактуальными, однако не стоит их сразу отбрасывать: возможно, на них можно будет ответить позже в процессе дискуссии. Обсуждение не должно ограничиваться теми вопросами и темами, которые перечислены в этом вопроснике.

Задача священников и приходских лидеров — начать обсуждение, поддерживать его и собирать его результаты, чтобы затем передать их в курию.

Все желающие также могут присылать свои ответы на эти вопросы по электронной почте на адрес: nashiprihody@gmail.com

Не будут учитываться только анонимные сообщения.

ПАПА ФРАНЦИСК:

«Приход — не застывшая структура»

Основой для этой дискуссии является Апостольское обращение Папы Франциска о возвещении Евангелия в современном мире «Радость Евангелия» (Evangelii gaudium).

«Приход — не застывшая структура; именно потому, что ему присуща большая гибкость, он может принимать самые разные формы, требуя от пастыря и общины податливости и миссионерской изобретательности. Безусловно, хотя приход — не единственное пространство евангелизации, но, если он способен непрерывно реформироваться и адаптироваться, он остается «самой Церковью, которая живет в окружении домов своих сынов и дочерей». Тем самым подразумевается, что приход должен реально контактировать с семьями и с жизнью людей, а не превращаться в бесполезную структуру, отделенную от народа, или в замкнутую группу избранных.

Приход — территориальное присутствие Церкви, сфера слушания Слова, возрастания христианской жизни, диалога, благовестия, бескорыстного милосердия, поклонения и священнопразднования. Всей своей деятельностью приход ободряет и формирует своих членов, чтобы те стали делателями евангелизации. Это община общин, это святилище, куда жаждущие приходят напиться, чтобы продолжать свой путь, это центр, откуда все время выходят на миссию.

Однако мы должны признать, что призыв к преобразованию и обновлению приходов до сих пор не принес достаточно плодов: приходы должны стать ближе к людям, быть сферой живого общения и соучастия и полностью переориентироваться на миссию.

Прочие церковные институты — квазиприходы и малые общины, движения и другие формы объединений — богатство Церкви, даруемое Святым Духом для евангелизации всех сфер и секторов. Часто они приносят обновляющее Церковь рвение на ниве евангелизации и умение вести диалог с миром. Но важно, чтобы они не теряли контакт с богатой реальностью местного прихода и с удовольствием вливались в органичное пастырство отдельной Церкви. Такая интеграция защищает общины от опасности остаться лишь с частью Евангелия и Церкви или превратиться в «перекати-поле» (EG 28-29).

ЧТО ТАКОЕ ПРИХОД?

 

КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА:

«Приход есть определённая община верных Христу, постоянным образом учреждённая в отдельной Церкви, пастырское попечение о которой под руководством диоцезного епископа поручается приходскому настоятелю как её собственному пастырю» (Кан. 515 § 1)

ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР:

«Поскольку в своей Церкви епископ не может лично всегда и всюду возглавлять всю свою паству, по необходимости он должен основать группы верных, среди которых первое место занимают приходы, учреждённые в различных местах под началом пастыря, замещающего Епископа, ибо они известным образом представляют зримую Церковь, установленную по всей земле» (Догматическая конституция о литургии SC2).

КАК ГОВОРИТЬ О ПРИХОДЕ (или МОДЕЛИ ПРИХОДА)

 

«Пастырское попечение в миссионерском ключе требует отбросить удобный критерий пастырства: ”так делали всегда”» (EG 33).

Существуют разные способы (модели) описания Церкви и прихода. Некоторые из этих моделей — богословские, например описание Церкви как Тела Христова, Совершенного государства, Странствующего Народа Божия. Каждая из моделей подчеркивает какие-то качества Церкви (и, соответственно, прихода): органическое единство, иерархическое устройство, ситуацию постоянного становления Церкви, её бытие «в пути».

Есть и другие модели — их можно назвать «житейскими», — которые основаны, скорее, на практическом подходе к приходской жизни. Так, некоторые люди воспринимают приход как своего рода «магазин» или «бюро ритуальных услуг», куда они, как потребители, обращаются для удовлетворения каких-то своих «религиозных потребностей». Для других приход больше похож на клуб, где они находят единомышленников, встречают понимание, могут говорить о том, что для них важно. Напротив, третьи видят в приходе убежище, где они могут побыть наедине с Богом, выйти из пространства повседневной жизни с её заботами и тревогами.

По мере возрастания в христианской зрелости верующий человек способен все больше воспринимать Церковь и приход как общину учеников Христа, возвещающих Его Благую весть. Эта община строится на основании харизм — Даров Святого Духа. Разнообразные Дары производят различные служения, необходимые для сплочения аутентичной христианской общины, её воспроизведения и служения — как всей Церкви, так и внешнему миру.

Рассматривая приходскую общину в разных плоскостях, можно увидеть разные «модели» прихода — «сетевые», описывающие Церковь как живое общение между прихожанами; «концентрические», с ядром зрелых и ответственных прихожан; состоящие из многообразия активных малых групп — «семья семей» и т.д. Эта община живёт, чтобы осуществлять тройное служение: служение литургии, служение диаконии и служение свидетельства жизнью и Словом. В зависимости от конкретных условий общины внутри этих служений делаются особые акценты.

Что такое для вас приход? Откуда берется ваше представление о том, каким он должен быть?
·    Устраивает ли вас жизнь вашего прихода? Нужно ли что-то изменить в приходской жизни или наоборот, сохранить все как есть.
·    Складывается ли некая определенная модель прихода в нашей епархии? Каковы её особенности? Какие сильные стороны и недостатки ей присущи?
·    В чем особенность вашего прихода?
·    Какие главные обстоятельства влияют на жизнь вашего прихода? Как они меняются и к чему это приводит?
·    Какие главные задачи стоят сегодня перед нашими приходами и каким образом можно на них ответить?
·    Известно ли вам о моделях приходской жизни в других странах? Насколько они применимы и желательны в наших условиях?
·    Видите ли вы особую модель прихода, подходящую к нашим условиям?

КАК ОЦЕНИВАТЬ ПРИХОД?

«Приход — территориальное присутствие Церкви, сфера слушания Слова, возрастания христианской жизни, диалога, благовестия, бескорыстного милосердия, поклонения и священнопразднования» (EG 28)

Как вы считаете, применимо ли к церковным структурам в принципе понятие эффективности?
·    Как вы оцениваете эффективность служения прихода и настоятеля?
·    Как вы понимаете понятие «роста» в приходе? Наблюдаете ли вы рост вашей общины? Проводится ли в вашем приходе периодическая оценка эффективности? Если да, то как часто и в какой форме?
·    Какие формы подготовки к принятию таинств есть в вашем приходе и каким образом они формируют христианскую зрелость?
·    Какие встречи и занятия проходят в вашем приходе? Удовлетворяют ли они интересы и потребности всех групп прихожан? Насколько прихожане осведомлены о них и заинтересованы в участии?
·    В чем состоит постоянная катехизация в вашем приходе? Какая часть прихожан принимает в них участие?
·    Какие формы пастырства молодежи предлагает ваш приход? Насколько они эффективны?
·    Каким образом организовано пастырство иностранных студентов в приходе?
·    Есть ли у вас предложения по поводу развития вашего прихода? В чем он нуждается, чтобы лучше развиваться?

МИССИОНЕРСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПРИХОДА

«Всей своей деятельностью приход ободряет и формирует своих членов, чтобы те стали делателями евангелизации» (EG 28).

«Основополагающую роль играет первичное благовестие, или керигма: «Иисус Христос любит тебя; Он отдал Свою жизнь, чтобы спасти тебя, и теперь день изо дня живет рядом с тобой, чтобы просвещать, укреплять, освобождать тебя» (EG 164).
Видите ли вы необходимость миссионерского обращения для себя и своего прихода?
·    Насколько радикален призыв к миссионерскому обращению для вашего прихода?
·    Какие проявления христианской традиции вы видите в окружающей культуре? В какой мере здесь требуется «новая евангелизация» и что именно в ней должно быть новым — методы, язык, адресаты?
·    Что для вас значит слово «евангелизация»? Какой путь евангелизации Святой Дух подсказывает в наших условиях?
·    Каким образом ваш приход воспитывает своих членов как учеников-миссионеров? Какие вы видите результаты?
·    Какие служения в вашем приходе дают возможность прихожанам участвовать в евангелизации? Участвуете ли вы в них и каким образом?
·    Знаете ли вы о существующих законах, регламентирующих миссионерскую деятельность? Каким образом их соблюдение может помочь более четкому структурированию этой деятельности?
·    Насколько приход открыт для внешних людей? В какой мере он является частью общества вокруг него, в какой — закрытым сообществом, которое стремится отгородиться от чуждого внешнего мира? Насколько оправдана существующая позиция прихода?
·    Что ваш приход может предложить человеку, ищущему Бога? Как вы встречаете тех, кто впервые зашел в храм?
·    Каким образом ваш приход стремится достичь прихожан, которые по каким-то причинам отдалились от Церкви? Насколько это важно для вас?
·    Какая часть финансов прихода расходуется на дело евангелизации?
·    Чтобы керигма была глубоко воспринята вашими прихожанами, в какой форме и каким языком следует ее возвещать?
·    Как часто в приходе звучат керигматические проповеди, проходят беседы?
·    Какие богослужебные традиции, обычаи, приемы пастырства содействуют миссии наших приходов в современном мире, а какие – напротив, вредят?
·    Каким требованиям должно отвечать визуальное оформление храма, доска объявлений, приходской листок, чтобы содействовать миссии прихода?
·    В какой мере визуальное оформление храма, доска обьявлений, приходской листок, содействуют миссии прихода?

РОЛЬ СВЯЩЕННИКОВ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ В ПРИХОДЕ

Насколько священники прихода доступны для общения?
·    Как повлияла ли на ваш приход смена настоятеля? Или, наоборот, присутствие одного и того же настоятеля на протяжении долгого времени?
·    Как на жизнь вашего прихода повлияло присутствие священников или/и сестер, принадлежащих к определенным общинам посвященной жизни?
·    Какие пастырские нужды требуют наличия постоянного настоятеля?  На основании вашего опыта можете ли сказать, при каких условиях длительное взаимодействие одного настоятеля с приходом приносит вред?
·    Часто ли настоятель или/и викарии отсутствуют в приходе? Известно ли прихожанам, по каким причинам это происходит?
·    Что, на ваш взгляд, лучше: постоянное присутствие одного настоятеля на протяжении долгого времени или, наоборот, регулярная смена настоятелей?
·    Как организовать жизнь в приходе в условиях дефицита священников в епархии?
·    Что лучше для прихода: чтобы в нем регулярно проводили богослужения разные священники или проводил один и тот же священник, даже если это будет реже?
·    Чем важно для деятельности прихода знакомство прихожан с харизмами разных церковных движений и монашеских конгрегаций?
·    Насколько, по вашему опыту, необходимы местные призвания к священническому служению и монашеской жизни? Как ваш приход содействует их появлению и поддержке?
·    В какой мере пастырству приходских общин может помочь развитие института постоянных диаконов и аколитов?

РОЛЬ МИРЯН В ПРИХОДЕ

«Миряне – просто подавляющее большинство народа Божия. Ему служит меньшинство рукоположенных служителей. В последнее время укрепилось сознание идентичности и миссии мирян в Церкви. В делах благотворительности, катехизации и распространения веры мы можем рассчитывать на помощь множества мирян (хотя их все равно недостаточно), с прочно укоренившимся чувством общины и великой верностью» (EG 102).

Что вам известно о церковном учении о роли и значении мирян?
·    Есть ли в вашем приходе лидеры-миряне, чье служение важно для прихода? Считаете ли вы, что их достаточно?
·    Каким образом приход может воспитывать ответственность в своих членах?
·    Какие препятствия вы видите для большей вовлеченности мирян в приходские дела?
·    Какие служения, которыми занимается священник, могли бы (и в какой мере) исполнять миряне: посещение больных с Причастием, организация молитвенных встреч, катехизация, административно-хозяйственная деятельность?
·    Считаете ли вы, что церковное служение мирянина должно быть сосредоточено внутри прихода или же вне его?

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПРИХОДА

Является ли в сознании ваших прихожан Святая Месса вершиной литургической жизни прихода? Не заслоняют ли ее другие богослужения?
·    Какие литургические практики вызывают у вас непонимание или протест?
·    Нужна ли в приходе литургическая катехизация, объяснение смысла различных литургических обрядов, действий?
·    Насколько в литургии и в других богослужениях, совершаемых в вашем приходе, учитываются запросы некатехизированных, а также некрещеных людей, которые проявили интерес к вашему храму?
·    В какой мере, по вашему мнению, можно говорить о существовании российской католической традиции? Какие литургические элементы выражают эту традицию?  Насколько для вас важно развитие такой традиции?
·    Проводятся ли в приходе паралитургические богослужения в отсутствие священника?
·    Совершается ли в приходе Литургия часов? Участвуете ли вы и другие прихожане в ней?
·    Удовлетворены ли вы качеством литургической музыки в приходе и интерьера храма?
·    Насколько активно литургические служения (группа чтецов, псаломщики, аколиты) используются в приходе?
·    Насколько вы вовлечены в устройство литургической жизни прихода? Какого рода изменения назрели в связи с этим?
·    Какое расписание и порядок богослужений, по вашему мнению, является оптимальным для молитвенной, просветительской и миссионерской деятельности прихода?

СЛУЖЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ПРИХОДЕ

Есть ли в вашем приходе постоянное служение милосердия?
·    Если да, то в чем оно заключается, кто в нем участвует и за счет каких средств оно осуществляется?
·    Считаете ли вы его важным и как участвуете в нем?
·    Обращено ли это служение в основном к самим прихожанам или вне прихода?
·    Какую помощь прихожане могут рассчитывать получить в приходе?
·    Какие предложения у вас есть относительно служения милосердия в приходе?

УПРАВЛЕНИЕ И ИМУЩЕСТВО ПРИХОДА

Насколько важно для вашей общины наличие (или в некоторых случаях – отсутствие) своего церковного здания? Насколько это здание удовлетворяет потребностям прихода?
·    Как прихожане могут участвовать в управлении приходом?
·    Насколько вы знакомы с административной, хозяйственной и финансовой стороной жизни прихода?
·    Известно ли вам, каких средств требует содержание прихода и каковы их источники?
·    Чувствуете ли вы личную ответственность за содержание прихода?
·    Каким образом воспитывать у прихожан чувство ответственности за содержание прихода?
·    В какой мере приход содержит сам себя? Как эта ситуация менялась на протяжении истории прихода?
·    Может ли ваш приход оказывать материальную помощь другой приходской общине, находящейся в более затруднительном положении?
·    Насколько реально, чтобы наши приходы содержали сами себя? Как к этому стремиться?
·    Какую часть своих доходов вы готовы регулярно жертвовать на жизнь прихода и почему?
·    Известно ли вам о практике десятины? Как вы к ней относитесь?
·    Что вам известно о нынешнем законодательстве о религиозных объединениях, и в какой мере они касаются прихода? Есть ли какие-то ошибочные представления на этот счет?
·    Есть ли у вас предложения по устроению административной, хозяйственной и материальной жизни прихода?

ПРИХОДСКИЕ КОММУНИКАЦИИ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ

Как представлен ваш приход в интернете, социальных сетях? Насколько это присутствие важно для вас?
·    Каким образом присутствие в информационном пространстве служит делу евангелизации?
·    Какие ресурсы вы считаете необходимыми для развития прихода?
·    Насколько информированы прихожане о жизни Церкви: о служении Папы, епископа, делах соседних приходов?
·    Совершаете ли вы паломничества в соседние приходы? Хотели бы вы развивать эту практику?
·    Какие модели взаимодействия с властями вы считаете: обязательными, возможными, нежелательными?
·    Какие отношения с другими конфессиями есть у прихода? Есть ли совместные с другими христианами мероприятия, кроме ежегодной январской молитвы о единстве?
·    Чем известен ваш приход в вашем городе, регионе?
·    Знают ли о приходе члены ваших семей, сослуживцы, друзья?
·    Есть ли информация о вашем приходе в справочниках (Википедии, городских справочниках, указателях, картах, приложениях)?
·    Каков образ католика в вашем регионе? Чего ждут от католиков, с кем или чем их) ассоциируют?
·    Как разрушать ложные стереотипы и как создавать репутацию Церкви?
·    Есть и у вас другие предложения по развитию внешней и внутренней коммуникации прихода?

 

Оставьте комментарий