Лет пятнадцать тому назад за изучение этого вопроса взялся диакон Андрей Кураев. Результатами своих исследований он поделился в книге «Как делают антисемитом» в главе «Можно ли не праздновать 8 марта?».
Пытливый ум христианского публициста и миссионера зацепился за то, что «мы знаем об истории и об основании всех советских праздников — кроме 8 марта». Диакон выяснил, что автором идеи Международного женского дня является революционерка Клара Цеткин. Это стало ключом к сенсационным открытиям. Международный женский день – это праздник женщины-революционерки. «Немец, француз, англичанин, если бы им предложили вспомнить женщину-воительницу, сразу вспомнили бы Жанну д’Арк». – пишет профессор богословия. «Но Клара Цеткин — еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. “Жанна д’Арк” еврейской национальной истории носила имя Эсфирь». В память о том, как Эсфирь спасла еврейский народ от тирана, установлен веселый иудейский праздник Пурим, отмечаемый на переломе февраля и марта.
Пусть никого не смущает то, что Клара Цеткин была атеисткой. Андрей Кураев вполне обоснованно утверждает: «Дело в том, что в ее памяти не могли не остаться детские воспоминания об этом празднике. Все другие синагогальные праздники она могла забыть — но не этот. Просто потому, что в иудаизме Пурим – это прежде всего детский праздник».
Таким образом, отмечая Международный женский день, мы на самом деле отмечаем замаскированное иудейское торжество, даже не осознавая этого. «Христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличествует», — заключает диакон Андрей Кураев.
Истинная версия появления популярного праздника распространилась со скоростью молнии. Ее перепечатывали различные СМИ, она широко представлена в Интернете. Попробуйте, наберите в поисковике «История празднования 8 марта» и убедитесь сами. Перепроверять данные собранные известным миссионером, профессором богословия захотели не многие. А жаль.
Дело в том, что Клара Цеткин не еврейка! Цеткин – это фамилия ее мужа. Девичья фамилия автора Женского дня – Эйснер. Отец Клары, Готтфрид, лютеранин по вероисповеданию. Был учителем в родной саксонской деревушке Видерау. В том числе преподавал Закон Божий и был церковным органистом. Мать будущей революционерки, Жозефина, дочь адъютанта Наполеона и известного педагога Жана Доминика Виталя.
Так что воспоминания детства Клары связаны были не с праздником Пурим, о котором она не имела никакого представления, а с тем, как во время богослужений она помогала отцу играть на органе. Вместо еврейки — немка. Вместо иудейки – лютеранка. Вместо синагоги — церковь. Теория заговора рушится на глазах.
История эта так и осталась бы забавным фактом, если бы не одно обстоятельство. Автор книги «Как делают антисемитом» входит в группу авторов учебника «Основ православной культуры».
На самом деле, происхождение Международного женского дня незамысловато. Все началось 8 марта 1857 года, когда текстильщицы Нью-Йорка прошли “маршем пустых кастрюль” по Манхэттену. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. Спустя 50 лет выступления американских женщин возобновились и были достаточно масштабными. Все марши и забастовки были приурочены к той первой демонстрации. В 1910 году американские активистки отправились на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где и встретились с Кларой Цеткин.
Немецкая революционерка предложила, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Все согласились. Впервые Международный Женский день был проведен 19 марта 1911 года. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии дал так и невыполненное обещание ввести избирательное право для женщин. Из года в год дата менялась. В России Международный женский день впервые отметили в 3 марта 1913 года. Лишь с 1914 появилась постоянная дата 8 марта. В эти годы Пурим ни разу не совпадал с Женским днем.
С годами в Советском Союзе этот праздник потерял свою политическую окраску, этому способствовало то, что с 1965 года он был выходным. Праздник 8 марта стал своеобразным аналогом Дня матери, да и женщин вообще. Это день улыбок, весеннего настроения, цветов, день подарков и других знаков внимания… Стоит ли его отмечать христианину? Ответ пусть будет у каждого свой. Закончу банально, но искренне: важно, чтобы наши женщины слышали нежные слова и ощущали нашу поддержку не только раз в году.
Михаил Фатеев