«Хорошо нам здесь быть!»

«Хорошо нам здесь быть!»
Проповедь о. Юрия Дорогина, ОР на 2 Воскресенье Великого Поста 2015 г.


Возлюбленные братья и сестры,
в прошлое воскресенье мы слышали о том, как Христос был искушаем в пустыне и как Он дал нам пример противостояния лукавому и различным соблазнам. Сегодня мы слышим о преображении Христа на горе Фавор и явлении Божественной Его славы. Мы уже много раз слышали, что это явление Божественного величия было нужно для укрепления апостолов в вере. Для того, чтобы они, увидев Учителя униженным, не соблазнились о Нем и не отчаялись.  Сегодня Господь также и нам являет Себя в величии славы, в мудрости и милосердии, чтобы укрепить нас и уберечь от уныния на нашем пути к спасению. Апостолы засвидетельствовали нам об этом и рассказали о том, что случилось с ними, о своих переживаниях, о своем опыте веры. Они призывают нас поверить им, чтобы «радость наша была совершенна». И вот здесь мы подходим к главной теме сегодняшнего дня. Это ВЕРА. Сегодня есть повод задуматься над верой и проистекающем от нее послушанием. Ведь именно через веру мы достигаем общения с Богом и, следовательно, совершенной радости. На Фаворе апостолы услышали голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». В первом же чтении нам дан пример Авраама, который, услышав голос Божий, послушался Его и явил свою веру на деле. Он решился на поистине героический поступок – согласился расстаться с самым для него дорогим – долгожданным родным сыном, чем снискал великое благословение. Он сделал это, потому что Бог для него был дороже всего на свете.


Во время поста Церковь призывает нас к борьбе с грехом, но прежде всего она призывает нас к обращению и укреплению дружбы с Богом, ибо только при этом условии можно одержать победу. А раз так, то давайте постараемся это сделать и задумаемся над нашей собственной верой. Давайте ответим себе на вопрос: а что я готов отдать Богу? Насколько я готов принять Божью волю и сделать то, что по-человечески абсурдно, неправильно и даже жестоко или, может быть, ущемляет  мою свободу и права? Имеет ли вообще Бог право требовать от нас таких вещей? Ответить на это мы сможем только тогда, когда ответим себе на другой вопрос: а насколько хорошо я знаю Бога, насколько доверяю Ему? Ведь если я хоть на минуту могу допустить мысль об абсурдности или жестокости Божьих велений, то напрашивается вывод, что знаком я с Ним довольно плохо. Ведь Он  есть Любовь и Мудрость бесконечная. А коль так, то Он просто не может потребовать от меня чего-то плохого.


И вот на примере сегодняшних библейских текстов мы видим, сколь Его повеления и заповеди благи, сколь Его пути  спасительны, сколь Его деяния благотворны для нас. Давайте посмотрим: Господь не только не лишил Авраама возлюбленного сына, но произвел от него многочисленный народ, благословил в нем всякого верующего. Он Своего собственного возлюбленного Сына принес в жертву (только представьте себе, сколь велика эта жертва!) ради нашего с вами спасения и сделал Его ходатаем за нас. Он и сегодня не перестает являть нам Свою любовь во многих благодеяниях. И разве это не основание довериться Ему? Разве это не повод переменить поверхностные с Ним отношения на более близкие? Ведь чем ближе мы к Нему, к Его славе, тем мы счастливее. Не случайно же святой апостол Петр, узрев ее, воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!». Аминь.