Святой Турибий, архиепископ Лимский

23. Март 2012

Духовная жизнь, Месяцеслов. Автор: Анастасия Медведева

Святой Турибий, архиепископ Лимский

23 марта Церковь чтит память святого архиепископа Лимского Турибия. Величие этого святого лишь недавно стали постигать за пределами испаноязычного мира, но целый континент благоговейно поминает своего апостола и заступника уже более трехсот лет

 


Дон Торибио Альфонсо де Могровехо родился 16 ноября 1538 г. в Майорга де Кампос, в испанской провинции Вальядолид.

Он был дворянином, и крестили его во имя другого испанского святого, св. Турибия Асторгского. Его дядя был профессором университета в Саламанке; туда же отправился и юный Торибио в желании изучать светское и церковное право. Позже св. Турибий учился в Коимбрском университете, в Португалии, а затем вернулся в Саламанку преподавателем. Став доктором и профессором юриспруденции, он прославился ученостью, благородным нравом и умением мудро связать теорию права с практикой.

Король Филипп II сперва назначил профессора де Могровехо Великим инквизитором Испании, но затем нашел ему лучшее применение на поприще церковного обустройства заморских колоний. Папа Григорий XIII одобрил предложение короля, и в марте 1579 г., еще будучи мирянином, св. Турибий был назначен на Лимскую архиепископскую кафедру. Со специального дозволения Папы св. Турибий был спешно рукоположен во священники, а затем в епископы, и послан в Перу. С ним в путь отправились его сестра Гриманеса и ее муж, получивший по этому случаю назначение на должность лимского алькальда.

Весной 1581 г. св. Турибий высадился в Паите, в 970 километрах от Лимы. Он начал свои миссионерские труды пройдя до столицы пешком, уча и крестя по пути индейцев. Излюбленной темой проповедей святого было время: “оно нам не принадлежит, и мы должны будем дать строгий отчет в нем”.

В мае св. Турибий вступил в права архиепископа в Лиме. Архидиоцез вдовствовал уже шесть лет; злоупотребления и вмешательство светских властей в церковные дела стали нормой. Святому предстояло исправить положение, восстановив по возможности не только законность, но и справедливость. Слова “Во Христе правда, а не в обычае” стали формулой его реформ. В ответ на нападки и клевету недовольных конкистадоров св. Турибий заметил, что угождать надо не всем, а именно Христу. При этом практические возможности архиепископа были весьма ограничены, но св. Турибий сумел воспользоваться ими в полной мере, не щадя себя и не теряя времени. Он говорил: “Наше великое сокровище – настоящий момент”. Однажды конфликт двух знатных жителей Лимы завершился скандалом, судом и смертным приговором одному из них. Для св. Турибия были дороги оба, но формально архиепископ никак не мог спасти осужденного. Тогда он просто бросился в ноги тому, кто выиграл суд, и умолил его подать ходатайство о помиловании врага, а затем всячески содействовал тому, чтобы ходатайство было удовлетворено. Враги примирились. Лима, расколотая было надвое, ликовала и вместе с тем недоумевала: как объяснить смиренное поведение этого гордеца? - ведь в глазах очень многих независимость и твердость св. Турибия объяснялись ничем иным, как только непомерной дворянской гордостью.

Три раза пересек св. Турибий свой диоцез (450 000 квадратных километров), в основном пешком, почти всегда без охраны и часто один. Бури, тропическая жара, дикие звери, болезни, враждебность некоторых племен, тоска одиночества: все это он претерпевал в путешествиях, позволивших ему преподать крещение и миропомазание почти полумиллиону душ, среди которых были святые Роза Лимская, Мартин де Поррес, св. Франциск Солано и св. Иоанн Масиас. Святой епископ строил дороги, школы и часовни, госпитали и монастыри. Хотя св. Турибий и провел за пределами Лимы две трети времени, проведенного в Перу, странствия не отвратили его заботы от столицы митрополии: именно он возобновил строительство великолепного кафедрального собора св. Иоанна Евангелиста, ранее заброшенное по причине сложности и дороговизны, и в 1604 г. завершил первую очередь строительства. Еще ранее, в 1591 г., св. Турибий основал в Лиме первую в западном полушарии семинарию.

Предметом особой заботы святого был клир, привыкший к разобщенности и подчинению светской знати. Архиепископ созвал тринадцать епархиальных синодов и три провинциальных собора.
Св. Турибий более всех защищал права индейцев перед их испанскими хозяевами, чем заслужил серьезное противостояние с губернаторами Перу. Он выучил наречия местных жителей, мог общаться - и обращать. Он добился того, чтобы индейские языки изучались и преподавались. Заботился он и о чернокожих рабах, для которых составил особый катехизис.

Перед глазами св. Турибия неизменно был идеал социальной и культурной гармонии: такой ему вспоминалась жизнь Саламанкского университета.

За годы до своей кончины святой предсказал день и час ее. В Пакасмайо св. Турибий подхватил лихорадку, но продолжал трудиться до конца. Он прибыл в Санью уже умирающим. Едва добравшись до церкви, он успел причаститься и отошел вскоре после того ко Господу 23 марта 1606 г.

Св. Турибий был канонизирован Папой Бенедиктом XIII в 1726 г. Мощи св. Турибия были перенесены из Саньи в Лиму еще в XVII веке, по случаю беатификации Папой Иннокентием ХI, и ныне покоятся в часовне кафедрального собора.

Комментировать

Для этой записи комментирование недоступно.